Перевод статьи Петера Пентц, Марии Панум Боструп, Сабине Карг и Уллы Маннеринг




Ссылка на оригинал https://www.academia.edu/11386239/Pentz_P._Baastrup_Panum_M._Karg_S._Mannering_U._Kong_Haralds_v%C3%B8lve._Nationalmuseets_Arbejdsmark_2009_215-232

 

 

Исследователи религии и историки долгое время считали возможным выявлять шаманские элементы в поздней языческой вере. Археологи были более сдержанными. Однако в последние годы археология вмешивалась в разговоры о мировоззрении викингов, о космологии и вере души. Нетипичная женская могила, найденная в 1954 году на могильнике у крепости викингов Фюркат, была изучена на основе новых точек зрения. Анализ текстиля показывает, что погребальный костюм был особенно изысканным, а семена белены указывают на то, что женщина производила эйфоризирующую мазь. Должно быть, она была необычной женщиной с особым статусом в Фюркате.

«Тот Харальд завоевал всю Данию и Норвегию и сделал датчан христианами», - хвастает Харальд Синезубый на своем большом камне в Йеллинге. Официальное христианство утвердилось где-то в 960-х годах, а Харальд тогда ещё долгие годы не был королем. Десяток лет спустя он уже сидел на троне, и сосредоточение датской власти вокруг единого короля оказалось плодотворным. Были претворены в жизнь большие строительные работы, не в последнюю очередь сооружение нескольких внушительных кольцевых крепостей, из которых мы теперь знаем четыре: Треллеборг в Зеландии, Ноннебаккен на Фюне, Фюркат и Аггерсборг в Ютландии - все возведены около 980 года.

Крепость Фюркат (рис. 1) расположена на низком мысе в Онсильд-Одале, во внутренней части фьорда Мариагер. Она была раскопана и реконструирована в период 1951-1973 гг. В полусотне метров к северо-востоку от крепости был найден могильник. Расположение и находка моста и дороги с указанием направления к крепости делает очевидным, что место захоронения принадлежало крепости и не было старше того, что уже было на мысе до того, как была возведена крепость, иначе говоря, по отношению к последнему было более молодым могильником. Место стало использоваться в первые годы после введения Харальдом Синезубым христианства, и, вероятно, оно использовалось только в течение нескольких лет, а именно во время функционирования крепости, которое, как считается, составляло всего 5-10 лет. Могильник также содержал тогда только 30 могил, хотя, возможно, были и другие, которые еще не найдены. У могильника не было ограждения как у средневекового кладбища. С другой стороны, все найденные могилы были расположены в направлении с востока на запад, как всегда расположены христианские могилы, а также часто и могилы поздней эпохи викингов. Все могилы предназначались для погребения.

Причины сооружения крепостей неизвестны. Для обороны земли, как крепость для заточения или как лагерь викингов – вот наиболее распространенные мотивы их создания, всех функций, что включает в себя то, что объекты заселялись воинами. Поэтому несколько удивительно, что в могильнике, совершенно очевидно, было много детей, судя по размерам могил. Фактически с уверенностью можно сказать, что только одна могила содержала мужчину, тогда как три другие могилы скорее всего были могилами женщин. Пожалуй, менее удивительно, что могильники производят несколько разнородное впечатление, что касается форм захоронения. В некоторых

 

 

 
 

1 Вёльва (древнесканд.) – вещая прорицательница у древних скандинавов, связанная, согласно поверьям, с верховным богом Одином. – Прим. пер.


гробницах были драгоценности, которые очевидно являлись частью мира языческих представлений.

 
 

 

Другие особенности указывают на христианские погребальные обычаи, такие как последовательная ориентация могил с востока на запад и большое количество похороненных детей. Мы находимся в первых годах «официального» христианского времени Дании. Многие держались за старую веру, но также многие датчане были крещены уже до Харальда. В течение десятилетий христиане и язычники жили и обитали бок о бок, и шли так вместе по жизни до самой могилы. Похоже, у могильника не было церкви или других построек, ее заменяющих. Зато через самую высокую часть территории проходил пешеходный мост длиной почти 40 м (рис. 2). Он подпирался столбами, от которых были найдены отверстия в три, иногда четыре параллельных ряда. Мост был сориентирован строго с востока на запад, в направлении ближе к северным из четырех ворот крепости, но ничто не указывает на то, что мост простирался дальше, Рис. 1. Кольцевые крепости эпохи викингов - самые ранние из известных королевских замков в Дании, построенные ок. 980. Фюркатская крепость имеет диаметр около 120 метров. Фото: Национальный музей.

чем то показывают отверстия в столбах. Он был широким, почти 5 м, и, кажется, совершенно ненужным.

 

 
 

 

Рис. 2. Деревянный мост длиной почти 40 метров, приблизительная протяженность которого обозначена коричневым цветом, и гробницы, окружающие могильник Фюркат. К северу от моста гробница IV выделена синим цветом. После: Roesdahl 1977, с дополнительными цветами.

 

 

Отсутствуют какие-либо прямые параллели с мостом, и трудно объяснить, какой цели он служил. Если хотели провести ритуалы в связи с похоронами, то на мосту во всяком случае было достаточно места.

 

 

Странная могила

В октябре 1954 года археолог Свеном Сённергором всего в нескольких метрах от моста достиг могилы, которая пробудила его любопытство и удивление ещё до того, как лопата сняла первую землю. Могила, которую окрестили «Могила IV» (рис. 3), была больше других в могильнике и оказалась необычайно глубокой, а когда Свен Сённергор продвинулся дальше сквозь слои в течение следующих дней, его первое впечатление об особом значении могилы подтвердилось еще больше. Следы на земле и найденные погребальные дары составляли удивительное смешение хорошо известных и совершенно уникальных реликвий.

Несмотря на размеры, могила предназначалась только для одного человека. Помимо небольшого количества зубной эмали и некоторых фрагментов кости, скелет не сохранился, но мог угадываться здесь как слабый след в песке. Усопшего положили в совершенно особый «гроб», а именно в вагонетку - «кузовок», который сняли с колес. Древесина вагонетки тоже не сохранилась, но её видно сквозь ряды железных заклепок, скреплявших ее отдельные доски.

В то время, когда происходили раскопки, похороны в кузовках не были известны, и так как поразительно много погребенных в этом могильнике лежали в гробах, было естественно


использовать кузовок в таком качестве. На самом деле вскоре оказалось, что среди 30 могил на территории Фюрката было на одну кузовную могилу больше, а позже и в других местах захоронений эпохи викингов были обнаружены могилы этого типа. Общим для них является то, что погребенной почти всегда была женщина.

Усопшей в Могиле IV также должна была быть женщина, судя по погребальным дарам. В могильнике женщина из Фюрката была в синем костюме, но также были обнаружены следы красной краски. Текстиль сохранился только там, где он был в контакте с металлом. Соли металла проникли в текстиль и заменили здесь более раннюю органическую структуру. Сама ткань выполнена в различных техниках, с украшениями из тонкой и драгоценной золотой проволоки.

Богатая женская могила Х века чаще всего содержит несколько чашеобразных пряжек. Таковых не было у фюркантской женщины. Тот факт, что в могиле не было найдено пряжек, говорит о том, что ее платье отражает последние течения в моде: платья длиной до щиколоток и туники со шлейфом и длинными рукавами и длинной вуалью вокруг головы.

 

 

 
Рис. 3. Фотография гробницы IV во время раскопок в 1955 году. Могила почти полностью свободна от покойника и могильных даров - остались лишь заклёпки, лежащие в ряд, скреплявшие планки вагонетки. Фото: Свен Сённергор.


Подобные элементы костюма найдены, в частности, в женских могилах из Вилехоя и Хёрнинга, и также содержат крапленые золотом ленты. Именно золотые нити в платье женщины из Фюрката свидетельствуют, что она не была случайной крестьянкой, а указывают на ее знатное положение среди высокопоставленных лиц эпохи викингов. Золотые нити лежат в узких полосах шириной примерно 0,9 см, где они продеты извивами вперед и назад. Подобные металлические нити были найдены только в очень немногих могилах того же периода, часто в сочетании с изысканными украшениями и привозными шелковыми тканями. Платье фюркатской женщины было одновременно благородным и лучилось красками. На нее точно не было скучно смотреть!

С собой в могилу женщина получила обширное оснащение, из которого что-то хорошо известно по женским могилам эпохи викингов, а что-то весьма необычно. Среди более

«нормальных» вещей - пара оселков, заточенные железные ножницы в деревянном футляре и веретённая гиря. Все эти предметы перемешаны с традиционным женским рукоделием. Могила также содержала различные мелочи, такие как бусы из стекла и меди, различные фрагменты из стекла и металла и небольшое подвесное украшение. На животе у нее был тонкий, но плохо сохранившийся нож с инкрустированными серебряными нитями на рукоятке.

У ног женщины лежал деревянный ларец. Само дерево не сохранилось, но сохранились петли, замок и прочие железные детали. Такие ларцы известны по целому ряду скандинавских могил эпохи викингов, и они чаще всего содержат личные вещи усопших. Тем не менее, в ларце не было найдено никаких предметов, только несколько сгустков ржавчины и минерализованные древесные обрубки.

Как уже упоминалось, почти обязательные чашевидные пряжки отсутствовали, а женская ювелирная коллекция полностью отличалась от обычной для того времени и не нашла места в шкатулке для драгоценностей аристократической женщины. С первого взгляда ее украшения кажутся более или менее случайным скопищем висячих побрякушек, ассортиментом, далеким от полной достоинства демонстрации традиций и земного благосостояния жены хёвдинга2. Это похоже на украшения богемы или сувениры хиппи, все со своей особой историей.

Посередине могилы находились различные маленькие серебряные украшения, бижутерия. Среди них была подвеска в форме стула из позолоченного серебра (рис. 4). Другими украшениями были несколько лапок водоплавающих птиц из листового серебра, подвешенных на цепочках (рис. 5). Что они собственно должны были символизировать, неясно, но лебединые или утиные лапки – самое очевидное предпочтение. Украшения в виде лебединой ноги известны в финском регионе, но здесь они чаще всего литые, а не вырезаны из жести. Их соответствия нужно искать скорее всего дальше на востоке, в России. В Дании лебединые ноги из Фюрката уникальны, они скорее – примечательное исключение. Кроме них, еще в Мамменгравене, захоронении богатого человека 970-971 годов, найденном в Маммене под Виборгом, усопший получил такие лебединые лапки в свою могилу. Здесь они только еще более изысканные, так как вырезаны из золотой жести.

На голове у фюркатской женщины было бросающееся в глаза украшение в форме барабана диаметром около 6 см. Это была так называемая баночная пряжка (рис. 6). Пряжки такого типа делались исключительно на шведском острове Готланд, где они были очень распространены. В Дании и в материковой части Швеции одёжная пряжка знатной дамы состояла из двух чашевидных пряжек, прикрепленных на грудь по бокам третьей пряжки, которая, например, могла быть в форме трилистника. На Готланде стандартным снаряжением были две пряжки в форме звериных голов с баночной пряжкой между ними.

 
 

2 Хёвдинг – предводитель, атаман у викингов (прим. пер.).


 

Рис. 4. Амулет в форме стула из серебра. Амулеты этого типа ассоциировались с вёльвами, а стул должен был быть образом того сиденья, на котором восседала вёльва во время своих экстатических сеансов. Фото: Арнольд Миккельсен, 2009.   Рис. 5. Подвесной серебряный кулон с подвеской в форме "лебединой лапки". Украшение восточного происхождения. Фото: Арнольд Миккельсен, 2009.

 

Готландская мода, кажется, не повлияла на окружающие территории, так как баночные пряжки за пределами Готланда по большому счету не найдены.

Баночная пряжка у фюркатской женщины размещалась слева от ее головы, а не на груди, как это собственно должно было быть, и фактически пряжка больше не была пряжкой, потому что отсутствовала и задняя пластина, и игла, сама пряжка была перевернута, то есть декоративной верхней стороной вниз, а нижней вверх. Но дно, то есть задняя пластина, отсутствовало, и не может быть никаких сомнений, что пряжка служила маленькой баночкой или кружкой. Что могла держать женщина в пряжке повторного использования?

Лабораторное исследование внутренней части баночной пряжки не так уж поражает тем, что она имеет покрытие из карбоната меди, которое является результатом обычной коррозии металла.


Однако констатировано также и наличие больших масс карбоната свинца, так называемые свинцовые белила. Как и карбонат меди, он тоже может быть продуктом распада, но в то же время может свидетельствовать, что банка была просто контейнером для свинцовых белил. Свинцовые белила – это покрывающая белая краска, которая уже более 2000 лет назад была признанным лечебным средством, и еще в XX веке свинцовые белила использовались для производства кожных мазей, так называемых свинцово-белильных и камфорных мазей.

В концентрированном виде свинцовые белила токсичны. В качестве красителя они применялись вплоть до XIX века.

 
 

 

Рис. 6. Так называемая баночная пряжка. Пряжка происходит из Готландской области, где баночные пряжки найдены с различным содержимым: нити, шерстяные шарики, растения, жевательная резинка из смолы и раковин улиток. Фюркатская пряжка относится к тому типу, который датирован Х веком. Фото: Арнольд Миккельсен, 2009. Баночная пряжка изношена и, как уже сказано, с дефектом. Целостные пряжки известны из сотен захоронений на Готланде, и на этом основании фюркатское украшение можно датировать, и, несмотря на изношенное состояние, пряжке, возможно, было не более полусотни лет, когда она последовала за своей владелицей в могилу. Сильный износ на внешней стороне пряжки позволяет предположить, что она использовалась весьма усердно, возможно, в виде баночки с макияжем или кружки с мазью. Довольно своеобразная судьба для изысканного предмета такого типа, который вообще-то крайне редко выходил за пределы острова в Балтийском море и который уже поэтому сам по себе был чем-то особенным.

У таза женщины находилось маленькое количество маленьких стеклянных осколков. Они занимали небольшую площадь, всего 3-5 см, поэтому осколки должны принадлежать очень маленькому стакану, мини-бокалу, ампуле или маленькой трубке. Стекло совсем прозрачное и тонкое. Оно должно было быть выдуто ртом и вряд ли сделано в Дании, возможно на Ближнем Востоке или в европейской стекольной мастерской. Из других могил эпохи викингов известны маленькие бокалы со стенками толщиной не более, чем с яичную скорлупу, но в Фюрканте осколков для целого бокала слишком мало.

Анализ компонентов стекла показывает, что для его изготовления были использованы калий, кремний и кальций. Так что это так называемое калийное стекло. Стекло содержало вещество, необычайно чистый белый цвет которого был замечен уже во время раскопки.

 

 
 

 

Оно лежит тонким слоем на внутренней стороне стеклянных осколков. Слой состоит из фосфора, свинца и кальция. Возможно, это кость белого цвета, состоящая из раздробленных сожженных фрагментов. Стеклянные осколки, однако, могут также принадлежать маленькому зеркальцу. Такие маленькие зеркала известны из других могил эпохи викингов, и они не обязательно должны были функционировать как собственно зеркала, но, возможно, были частью украшения платьев, своего рода блестками. Себе в могилу женщина из Фюрката также получила два почти идентичных серебряных кольца в форме обручей с витыми крышками. Расположение колец в могиле показывает, что они, должно быть, сидели на пальцах ее ног. Кольца для пальцев ног, должно быть, были в высшей степени необычным украшением, и никаких других примеров этого не известно во всей Северной Европе. Ближайшие аналоги этих двух колец с витыми крышками находятся в Восточной Европе, но они не для пальцев ног. Чтобы найти другие ножные кольца, нужно скорее всего искать их на Востоке. Среди могильных предметов были два питейных рога из бычьих рогов, сильно поврежденные за много лет нахождения в земле. Питейные рога известны по многим периодам древней истории и часто связаны с ритуальными действиями, сопровождавшимися выпивкой и питьевым рогом как главным их элементом. Саги также рассказывают о магии питейных рогов. Они могли излечить или вызвать болезнь, а могли и передать мудрость. Могила также содержала вертел из железа (рис. 7). Он имел прут в форме копья, а рукоятка прикручена. На другом конце прута размещено кольцо для подвешивания. При раскопке вертела было констатировано, что рядом с вертелом был найдены следы от деревянной палки той же толщины, что и метла, находившаяся рядом с вертелом Эта деревянная палка, которая впоследствии разложилась, лежала параллельно вертелу. Вертел особенно известен по женским могилам эпохи викингов в Норвегии и в некоторой степени также в Швеции и Исландии. Вертелы эпохи викингов в Дании известны очень мало, что, вероятно, связано с тем, что обычаи погребения здесь в гораздо большей степени подверглись влиянию христианской Европы. Рис. 7. Вертел из могилы имеет прут в форме копья, рукоятка закручена, а на другом конце прута виднеется кольцо для подвешивания. Вертел слегка согнулся уже при погребении. Фото: Арнольд Миккельсен, 2009.

 

 

На левой стороне тела была странная бронзовая кастрюля или миска (рис. 8а). Закругленная чаша высотой 6 см литая и довольно тяжелая. В самом широком месте она имеет диаметр около 10 см, где можно увидеть шипы или остатки ручки. Ручка чаши, должно быть, была сломана еще до того, как чаша последовала за женщиной в могилу. Форма её не известна из других находок эпохи викингов. Чтобы найти параллели в том времени, нужно отправиться на Ближний Восток или в Центральную Азию. В восточном Иране в Хорасане в Х веке были изготовлены несколько маленьких чаш или кубков из бронзы в форме, похожей на форму фюркатской чаши (рис. 8б). Чаши из Хорасана имеют одну ручку сбоку, которая также должна была быть на чаше Могилы IV. Однако чаша из Фюрката не имеет гладкой, почти серебристой поверхности, которую чаще всего имеют медные чаши из Хорасана, причиной чего является высокое содержание олова. Хорасан был частью королевства Саманидов, персидского княжества Х века, в которое помимо Ирана также входил Афганистан. Значительная часть стали, из которой изготовлялись мечи эпохи викингов, вероятно, происходит из этого района, и, кстати, серебряные монеты Саманидов составляют большую часть тысяч арабских монет, найденных в Скандинавии, и не в последнюю очередь на Готланде.

Если чаша изготовлена в одной из металломастерских Саманидов, то это не единственный сосуд, пришедший в Скандинавию из Центральной Азии в эпоху викингов.

       
   
 

Рис. 8а и 8б. Бронзовая чаша слева была найдена закрытой травяным «ситом». Прямые аналогии этой чаше неизвестны, но по форме и размеру она очень близка к группе чаш или больших чашек, сделанных в Иране в Х веке. Блюда известны, в частности, из могильных находок у русских рек. Чаша справа изготовлена в Хорасане (Иран), но найдена к северу от Черного моря в Вятском регионе. Фото: Арнольд Миккельсен 2009, далее.: Смирнов, 1909.

 

 

В могиле возле Клинты в Эланде в Швеции был найден кувшин, который также может происходить оттуда или из одного из соседних районов. Могила в Клинте была колумбарием


первой половины десятого века, и предметы оттуда имеют несколько сходств с находками в гробнице Фюрката.

Немного травы было положено на отверстие чаши. Она была разложена слоями таким образом, что отдельные слои соломинок были под прямым углом к соломинкам предыдущего и последующего слоев. Трава могла функционироватьв качестве крышки, и если это так, то следует полагать, что в чаше содержалось что-то. Но крышка с чередующимися слоями травы может быть скорее воспринята как своего рода фильтр или сито, через которое что-то наливали в чашу. Внутри кастрюли были обнаружены остатки жира, а точнее, остатки разложившегося жира. Нельзя сразу определить, является ли это растительным жиром или животным, но последующий анализ вероятно поможет это выявить.

Также небольшой своеобразный медный кубок нашел свой путь к могиле фюркатской женщины (рис. 9). У него тяжелое круглое дно и вертикальная верхняя часть. Трудно сказать, для чего он использовался и где он сделан, поскольку нам не известны аналогии. Может быть, кубок служил маленьким питейным бокалом?

Но и другие предметы женщины окружены мистикой, и не в последнюю очередь металлический жезл, который она получила себе (рис. 10). Он сильно поврежден, и поэтому его первоначальная длина не может быть определена. Он состоит из железной палочки с бронзовыми вставками и имеет квадратное поперечное сечение, и окаймлен четырьмя стержнями, имеющими круглое поперечное сечение. Кроме того, он заострен на одном конце. Жезл должно быть лежал над деревянным ларцом, то есть у ног женщины. Жезлы такого типа, как в могиле фюркантской женщины,

 

 

Рис. 9. Наименьший из металлических кубков, найденных в могиле. Этот необычный кубок, возможно, использовался в качестве питьевой чаши.

Фото: Арнольд Миккельсен, 2009.

 

были найдены в целом ряде могил скандинавских женщин эпохи викингов (рис. 11). Форма, размер и материал исключают то, что речь может идти о вертеле. Напротив, было высказано


предположение, что эти жезлы использовались при выполнении магии, то есть как своего рода волшебная палочка.

Среди загадочных находок был также небольшой комок обгоревших волос и кусочки кости или извести. Комок ранее был идентифицирован как сгусток перьев совы, но компьютерная томография показывает, что это не так. Кроме того, следует сказать, что большое количество семян белены является необычным погребальным даром. Белена относится к семейству паслёновых, так же как картофель и табак (рис. 12). Это полезное растение, распространение которого в Дании происходит благодаря человеку. Сегодня оно в основном растет на богатых питательными веществами береговых насыпях и вблизи средневековых руин. Семена белены могут сохранять свою всхожесть на протяжении веков, поэтому часто можно увидеть, что растение всходит на раскопках, где обнажается средневековый культурный слой.


 

 

 

 
Рис. 10. Фрагменты возможного жезла вёльвы из женской могилыы в Фюркате. Составной «железный стержень» с обшивкой из медного сплава сохранился лишь частично, поэтому его первоначальная длина неизвестна. След. рис.: Roesdahl 1977.

 

Рис. 11. Два жезла вёльвы в Национальном музее: слева из района Евле в Швеции, справа от могилы в Фульбю возле Рингстеда. Обратите внимание на амулеты шведского жезла, прикрепленные к одному концу. Фото: Арнольд Миккельсен 2009.

 

 

Когда белена попала в Данию, неизвестно. Мы знаем её из более раннего римского железного века, но в целом она, кажется, уже была в эпоху викингов и средневековье. В южной Европе и


Средиземноморье можно проследить её существование гораздо раньше, по крайней мере, до 5-го тысячелетия до нашей эры.

 

Была ли она вёльвой?   Когда могила и могильник были описаны впервые (1977 г.), не было никаких сомнений в том, что могильные дары захороненной женщины указывали на ее принадлежность к высшим силам. С тех пор появились новые находки, и новые знания способствовали более подробной характеристике женщины. В первую очередь, жезл указывает на то, что она занималась «сейдом» (колдовством). Термин «sejd» известен, например, от Саксона Грамматика и из исландских саг, но также и из рунических камней. Занятие сейдом было той формой колдовства, которая приводила практикующего в экстатическое состояние, когда она или он могли летать или выходить из тела в форме животного или духа. Сейд был также связан с пряжей нити, поскольку слово sejd означало также струну, ленту или нить. В народных сказках прядильные инструменты ведь также часто связаны с ведьмами или колдуньями. В исландских рукописях жезлы упоминаются в связи с вёльвами и сейдом (рис. 13). Слово «вёльва», возможно, даже означало «носительница жезла». Хотя железные жезлы чаще всего были найдены в женских могилах и в целом наибольшее количество их известно из захоронений Х века, фактически некоторые из них были найдены и в мужских могилах, а сам жезл, вероятно, просто указывает на то, что усопший имело дело с сейдом, но при этом не обязательно был вёльвой. Напротив, маленькое украшение с изображением стула напрямую связано с вёльвой. Такие стулья известны по другим могилам, и считается, что стул должен был изображать собой то сиденье, на котором восседала вёльва, согласно сагам, когда она изрекала свои предсказания. Находка семян белены может иметь несколько объяснений. Как лекарственное растение белена уже упоминались Гомером в VIII веке до нашей эры. Листья и семена растения содержат алкалоиды, которые представляют собой воздействующий на сознание растительный экстракт, такой же, как кокаин и морфин. Алкалоиды стимулируют нервную систему. В зависимости от потребляемого количества, белена может вызывать галлюцинации и вызывать эйфорические состояния. В давние исторические времена вдыхали дым от тлеющей белены. Последствиями могут быть недомогание, головная боль и головокружение, и белена является ядовитым растением, которое даже в небольших дозах смертельно. В древние времена белена использовалась для обезболивания при хирургических вмешательствах. В колдовской литературе белена выступает как постоянный ингредиент наряду с мандрагорой, опиумным маком и красавкой. Нет сомнений, что семена принадлежали женщине в могиле. Небольшой кусочек кожи ягненка, лежащий рядом с женщиной, может быть частью кошелька, в котором лежали семена. Это, возможно, был ее запас семян белены, которые надо было посеять. Если семена и сохраняют свою всхожесть в течение многих лет, содержание алкалоидов в них со временем уменьшается, поэтому, возможно, у женщины был свой огород, связанный с крепостью. Но почему она получила в свою могилу именно семена белены, а не какие-нибудь другие? Это также может быть ее «аптечка», запас семян для ее деятельности в качестве «целительницы». Или это было ее трансцендентное средство, её инструмент для   Рис. 12. Белена – довольно красивое растение семейства пасленовых с желтыми цветами и мохнатыми листьями. Это одно из самых ядовитых растений Дании. После: Кёлер.

передвижения по нескольким уровням сознания, в нескольких мирах и в различных образах?

 

 
Рис. 13. Вёльва с жезлом вёльвы? Могильный камень с изображениями Кирка Майкла, остров Мэн. Фото:

Дэвид Уилсон.

 

В этом случае она могла добавить вещество в напиток, например, пиво, или же она, возможно, вдыхала дым во время сжигания травы.

Как уже упоминалось, белена была неотъемлемой частью растительного репертуара ведьм более поздних эпох. Наиболее известной является так называемая ведьмина мазь, которой ведьмы себя мазали, прежде чем «лететь» на шабаш ведьм. Мазь состояла из частей растения, содержащих алкалоиды, чаще всего белены, и жир. Жир должен был быть лучше трупным и лучше всего от младенцев. При втирании мази, например, в подмышки или в прямую кишку эйфоризирующее вещество могло быстро всасываться.

Алкалоид белены, гиосциамин, оказывает облегчающее воздействие на дыхание, и наркотическое состояние, достигаемое под воздействием вещества, легко могло вызывать ощущения полета. Другие эффекты могут включать сексуальное возбуждение, и то, что


 

 

подвергнутый воздействию белены может вести диалоги с вымышленными людьми. Со стороны можно воспринимать его как ясновидящего.

В письменных источниках ведьмина мазь может быть прослежена приблизительно только до 1500 года. Тем не менее, нельзя не связать жировые остатки, которые отмечены в полукруглой чаше, с множеством семян белены в могиле, и при любых обстоятельствах вполне можно позволить себе воспринимать сейдовых колдуний, описываемых в сагах, как подвергшихся действию «ведьминой мази» или других наркотических ядов. Фюркантская находка не стоит как-то особняком. Усеберге Усебергская могила, норвежская погребальная ладья 834 года, содержала останки женщины, которая предположительно также занималась сейдом. В самой погребальной камере находились семена каннабиса, то есть гашиша.

 

 

Вёльва короля Харальда

Однажды более тысячи лет назад через северные ворота крепости Фюркат выкатили карету. За каретой следовала похоронная процессия. Медленно карета двигалась по деревянному мосту, пока почти не достигла его конца. Возможно, у кареты проводились какие-то ритуалы, пока кузов ее не был снят с колес и перенесен в заранее вырытую могилу. Несколько костров были зажжены в могиле.

Женщина ростом 170 см лежала на спине в кузове кареты. Голова, окруженная тонкой длинной вуалью, слегка упала в сторону. Ноги высунулись из-под синего платья, свет от костров сверкал в золотых нитях вуали, а время от времени и в двух серебряных кольцах, которые были на ее пальцах ног (рис. 14). Она, державшая судьбы в своих руках, теперь лежала с одной рукой, опущенной вниз, а с другой на животе. У руки лежали ее амулеты. Старый сломанный ларец лежал у ее ног как волшебный жезл.

У ее головы некоторые участники шествия поместили банку с белой косметикой. Чашу с мазью они поставили сбоку от нее. Кожаный ремешок от кошелька с семенами белены лежал вокруг ее запястья. Только она обладала знанием, необходимым для использования семян и мазей, всемогущим знанием, которое могло прочертить границу между мудростью и смертью.

Рядом с могилой они возвели два столба. Здесь покоилась она, вёльва Харальда, провидица короля, предсказавшая победы и поражения на войне. Знала, будет ли в следующем году урожай хорошим, будет ли ловиться рыба. И будет ли ветер наполнять паруса на кораблях Харальда.

Так много для фантазии. Является ли Могила IV действительно могилой вёльвы, остается открытым вопросом. Судя по тщательному погребению в кузове кареты, благородному платью, ножу, деревянному ларцу, ножницам и веретенной гире, это могла быть любая аристократическая женщина. Рога для питья указывают на то, что у нее была ритуальная «разливочная роль», роль, которую должны были исполнять королева или жена хёвдинга. Жезл показывает, что она, вероятно, совершала колдовство, что не исключает ее высокого социального статуса. Если верить сагам, супруга короля Х века Эрика Кровавого Топора, королева Гунхильд тоже совершала сейд.

Тем не менее, есть кое-что, что с этим не совсем вяжется. Украшения захороненной женщины не представляют большой ценности как таковые, это скорее амулеты и символы. Некоторые другие предметы, такие как чашка, готландская пряжка и деревянный ларец, изношены и,


 

 

 

Рис. 14. Погребенная вёльва из Фюрката в интерпретации художника Томаса Хейле Бредсдорфа.


возможно, являются товарами «секонд-хэнд». Своеобразная смесь амулетов, старого хлама и вполне обычных используемых в быту предметов, таких как, например, ножницы, дают картину женщины, чье земное существование не измерялось материальным капиталом.

Сильно эйфоризирующая белена, как уже сказано, может использоваться как лекарство и как и как эйфоризирующее вещество. Если фюркатская женщина использовала семена белены до конца своих дней, то она, возможно, использовала белый краситель в готландской пряжке в качестве макияжа, прежде чем с учащенным дыханием проводить беседы с несуществующими существами и людьми, и, возможно, также «летала» с душами и животными – это, должно быть, было ярким событием для потенциальных наблюдателей.

Может быть, она была залетной птицей. Что касается погребальных даров, ранее было высказано предположение, что женщина могла проехать вдоль побережья Балтийского моря, в Готланд и в финские земли и, возможно, дальше в Россию, прежде чем окончить свои дни в Фюркате.

Вёльвы и колдуньи, однако, не совсем неизвестны в нашей эпохе викингов. Они изредка упоминаются на рунических камнях, а в письменных источниках, которые, конечно же, написаны позже, они упоминаются часто. К сожалению, их конкретные действия упоминаются скудно. Исключением, однако, является история о Турбьёрг Маленькой Вёльве в саге Эрика Красного. История происходит в Херьольфснесе в Гренландии в 990-1000 годах. Зимой она поехала на пир к любопытным людям, которые хотели узнать свою судьбу. Описано, как хорошо ее приняли, и для нее было приготовлено особое место. Она была, как и наша женщина из Фюрката, одета в прекрасную одежду - Лиллевёльва носила, среди прочего, синюю мантию с камнями и капюшон из овечьей шкуры, подбитую кожей кошки. В своей руке она держала жезл, сделанный из латуни, а к поясу была прикреплена большая кожаная сумочка, в которой она хранила свои волшебные вещи, которые ей были нужны, когда собиралась раскрыть людям их судьбы. поместья Повествуется, как во время посещения поместья подавали ей блюдо, состоящее из сердечек всех тех животных, которые там жили. Она ела еду своими ложкой и сломанным ножом. На следующий день она выполнила свою миссию и рассказала людям в усадьбе об их дальнейшей жизни и о том, каким будет улов в следующем году.

Это наводит на размышления, что описание Турбьёрг Лиллевёльве (Турбьёрг Маленькой Вёльвы) в саге Эрика Красного оставляет читателя с впечатлением, соответствующим впечатлению, полученному от усопшей в Могиле IV. Хотя сага была впервые записана в XIII веке, определенно на основе более старых источников, поразительно, что вёльва изображена там без осуждения. Не менее примечательно дотошное описание ее одежды и снаряжения. Особенно обращает на себя внимание особая комбинация изысканной одежды Турбьерг и ее изношенных инструментов, сломанного ножа. На поясе у нее были ее колдовские вещи. Это же почти описание женщины из Гробницы IV!

Турбьёрг Лиллевёльве, согласно саге, была из семейства девяти сестер, которые все были гадалками, но которые одна за другой умерли, и Турбьёрг Лиллевёльве была последней выжившей.

Во



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: