Коррекция семейно-родительских отношений




В семейной психокоррекционной работе различают сле­дующие направления:

- коррекцию детско-родительских отношений,

- коррекцию супружеских отношений,

- психокоррекцию постразводной ситуации,

- коррекцию сексуальных проблем в семье.

По длительности проведения различают: кратковремен­ную семейную психокоррекцию; долговременную семейную психокоррекцию.

При составлении коррекционной программы работы с семьей важно учитывать ряд параметров:

Временной. Определить общую протяженность во вре­мени всего коррекционного процесса, регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.

Пространственный. Определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в консультации и т.д.

Стилевой. Определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).

Содержательный. Определить, с решения каких про­блем (частных или важнейших) будет начинаться коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей: одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно и т.д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные этапы, разработать подробный план действий (оставляя воз­можность для маневра, действий «по обстановке»).

Способ организации и проведения коррекционной рабо­ты с семьей определяется рядом факторов. Наиболее опти­мальной является ситуация, когда выбор того или иного способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей се­мьи, а не от научных воззрений и личностных особенностей психолога.

Многие психологи используют в своем арсенале различ­ные коррекционные техники для работы с семьей. Любая техника представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Молоток может быть использован в качестве оружия и для строительства дома, пианино — может изда­вать множество раздражающих звуков или, наоборот, изу­мительную музыку. Ценность любого инструмента опреде­ляется тем, как он используется и какова квалификация пользователя.

МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры се­мьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоот­ношений.

На основе данной техники можно проанализировать вли­яние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощря­ет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, пра­вила, системы верований и роли, которые они играют.

Психолог просит каждого члена семьи принести опреде­ленное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотогра­фий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотно­шения в многопоколенной семье, тогда количество фото­графий увеличивается.

На следующей встрече обсуждается главная тема взаимо­отношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чув­ства вызывают.

Существенным оказывается порядок, представлений фо­тографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является пер­вой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение чле­нов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т.д.

Таким образом, обсуждается содержание каждой фото­графии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке.

Психолог задает вопросы о людях и местах, изображен­ных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, ца­рившей на снимке. Предлагаются примерно следующие воп­росы: «Кто эти люди на фотографиях?»; «Помните ли вы, что происходило во время съемки?»; «Какие чувства вызы­вало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?»; «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»

После того как член семьи закончил представление при­несенных им фотографий, других членов семьи просят зада­вать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисе­мейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования вос­поминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоцио­нальных переживаний. Во время обсуждения психологом ана­лизируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тре­вожность, мужские и женские роли членов семьи.

2. «Семейная скульптура» и «Семейная хореография». Эти методики относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют психологу следующие возможности:

Уводят коррекционный процесс от интеллектуального
и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и умень­шает сопротивление клиента, в основе которого лежит ин­теллектуальная сфера.

Методики содержат в себе элементы личностной про­екции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким об­разом становятся доступными изучению и изменению.

Рельефно представляют и драматизируют ролевое по­ведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие — отвергаются.

Содержат элемент неожиданности для клиентов — не соответствуют тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому могут снять сопротив­ ление клиентов, с которым так или иначе приходится стал­киваться.

Привлекают внимание и интерес клиента, представляя
собой своеобразную форму метакоммуникации. Новые со­общения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений. Напри­мер, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как единого целого.

Фокусируют внимание на социальной системе и про­цессе социального взаимодействия. Чувство изоляции и оди­ночества, возникающее у идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, «болен», подвергается вы­зову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны. На основе социометрических методик можно на­блюдать и изучать такие факторы, как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, от­даленности и т.д.

«Семейная скульптура»

Это метод определения места индивида во внутрисе­мейной системе взаимоотношений, в сложившейся на дан­ный момент ситуации или представляемой идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внут­рисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной сис­теме. Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собствен­ному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картине и проециру­ется на нее.

Главным достоинством этой методики является ее не­вербальный характер, который позволяет преодолеть заинтеллектуализированность в обсуждении темы, снятию раз­нообразных защит, проекций и обвинений, зачастую суще­ствующих в семейной системе. Построение скульптуры тре­бует от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления его, а затем и интерпретации.

Для проведения методики необходимы члены семьи, лег­ко передвигающиеся мебель и предметы, которые использу­ются в качестве замены отсутствующих членов семьи. Скуль­птура может изображать как настоящее, так и прошлое се­мьи и включать любое число членов расширенной семьи.

Перед началом выполнения задания психолог объясняет членам семьи, что данная методика позволяет почувство­вать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи дол­жен по очереди показать свое понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу.

Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поста­вить их в такую позицию, которая могла бы наиболее пол­но отразить его отношение к данным членам семьи.

Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не бу­дет удовлетворен своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с материалом, зная, что потом они поменяются места­ми. Каждый член семьи должен изваять свою реальную се­мейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуа­цию в семье в данный момент.

Во время построения скульптур психолог на бумаге фик­сирует треугольники, альянсы и конфликты, которые по­являются и наглядно и символически изображаются скуль­птором.

После того как каждый член семьи вылепил свою скуль­птуру, наступает следующая фаза работы — обсуждение по­лученных результатов.

Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры. Некоторые специалисты просят скуль­пторов придумать для каждого члена семьи слово или фра­зу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект. В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее части. Задаются вопросы как каж­дому члену семьи, так и всей семье в целом.

Например: скульптору: «Придумайте название вашему произве­дению»;

каждому члену семьи: «Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?»;

всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура?»;

каждому члену семьи: «Знали ли вы раньше, что скуль­птор воспринимает вас так, как он это изобразил?»;

всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скуль­птуре?»;

скульптору или семье: «Какие изменения в жизни се­мьи вы хотели бы видеть?»

ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА»

Один из вариантов методики семейной скульптуры зак­лючается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скуль­птуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально то, какой они видят идеальную семью.

Данная техника используется в работе с любой социаль­ной группой, супружеской парой, с субсистемами: родите­ли—дети, братья—сестры, с полной семьей.

В ходе выполнения методики выявляются семейные ро­левые образцы — треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие пробле­мы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика «семейная скульптура» — хорошее средство на­блюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невоз­можны традиционные методы типа беседы и т.д.

Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подрост­ки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру вы­разить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.

Метод «семейная скульптура» может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие пред­меты, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия чле­нов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

«Семейная хореография»

Методика «Семейная хореография» является вариантом методики «Семейная скульптура». Она направлена на отслежива­ние негативных образцов поведения и остановку их дей­ствия, последовательно изображая поведенческие акты, ве­дущие к усилению конфликта.

Объединение симптомов детей и образцов взаимоотно­шений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.

Если термин «скульптура» скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаи­моотношения всегда находятся в движении), то термин «хо­реография» больше подходит для описания динамичного процесса.

Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально.

Одного из членов семьи просят построить всех осталь­ных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внут­ренние семейные отношения в контексте какого-либо со­бытия или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

Каждого члена семьи просят так разместиться в простран­стве комнаты, чтобы это наилучшим образом демонстриро­вало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, оживить ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какая она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психо­лог может попросить несколько раз повторить сцены, отра­жающие дисфункциональные внутрисемейные поведенчес­кие образцы, а также те сцены, которые изображают их пре­одоление. Причем советуют им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пытаясь сде­лать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

После того как сцены проиграны, происходит обсужде­ние. Для того чтобы более четко сформулировать проблему семьи, психолог может попросить каждого члена семьи крат­ко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос зада­ется всегда один и тот же: «Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?» Данная процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в дан­ной семейной системе.

3. «Ролевая карточная игра» — метод определения роле­вого поведения, которое ожидается от членов семьи и вос­принимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника «ролевой карточной игры» представляет собой не­вербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.

Участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существую­щих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные спо­собности и особенности членов семьи, негативные меха­низмы и семейную динамику.

Для проведения данной методики необходимо: 36 роле­вых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), бумага, карандаши и резинки, скрепляющие колоду карт для каждого участника.

После получения инструкции члены семьи (без предва­рительного обсуждения) выбирают карты для себя и для других. В картах описаны домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять, и имеется ряд ролей, ко­торые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться или не согласиться с соответствием каждой карты конкретному члену семьи, а также отклонить те карты, которые они не хотят брать себе.

Психолог предлагает семье следующую инструкцию: «Сей­час я разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал соответствующие ему карты и положил их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть.

Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на лежащем перед вами листке бумаги.

Имейте в виду, что это не соревнование в том, кто по­лучит больше карт.

Играть нужно молча. Так что, пожалуйста, не разговари­вайте друг с другом.

Карты предназначены не только для вашей семьи, по­этому нет необходимости, чтобы все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта дол­жна принадлежать больше, чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это на вашем листе бумаге».

После того как произошел первичный выбор карт, пред­лагается следующая инструкция: «Проверьте ваш набор карт и убедитесь в том, что все они распределены правильно.

Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, по­жалуйста, включите магнитофон и скажите об этом.

Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду».

Когда каждый участник выскажется по поводу карт дру­гих, семье предоставляется возможность избавиться от любых не нравящихся ей ролей, независимо от того, насколь­ко они точны. Затем каждого участника просят скрепить оставшиеся у него карты резинкой.

Роли-обязанности, зафиксированные в картах

Организатор домашнего хозяйства.

Закупщик продуктов.

Устроитель ужина.

Мойщик полов.

«Его Превосходительство»

Плохой исполнитель всех своих обязанностей.

Распорядитель.

Убирающий со стола после еды.

Тот, кто готовит напитки.

Повар.

Накрывающий на стол.

Убирающий со стола.

Тот, кто разгружает посудомоечную машину.

Посудомойка.

Тот, кто убирает после еды.

Тот, кто кормит животных.

Купальщик маленьких детей.

Тот, кто укладывает детей спать.

Садовник.

Организатор праздников.

Создатель правил.

Мальчик на побегушках.

Сторонник дисциплины.

Человек, отвечающий за все.

Роли взаимодействия, зафиксированные в картах

Негативные

Позитивные

Говорящий правду.

Помогающий.

Понимающий.

Творческий.

Счастливый.

Дипломат.

Обвинитель.

Умиротворитель.

Компьютер.

Одинокий волк.

Сбивающий с толку.

Жертва.

Крикун.

Во время выбора участниками карт психолог фиксирует обстановку, существующую во время игры: хорошее ли на­строение у членов семьи; происходит все организованно, спокойно или стихийно; как участники раскладывают кар­ты (так, чтобы все могли их видеть, или разбрасывают, прячут и т.д.). Данная методика позволяет за короткий про­межуток времени собрать большую информацию о семье и о взаимодействии друг с другом. Все скрытые установки по поводу семейных обязанностей, как позитивные, так и не­гативные, всплывают на поверхность.

После того как карточки выбраны, психолог заполняет таблицу, в которой содержатся восемь колонок, не считая имени.

Роль.

Положительная характеристика.

Отрицательная характеристика.

Выбранные роли (роли, выбранные игроком для себя).

Данные роли (все роли, данные игроку другими, при­нятые и непринятые).

Неправильные роли (роли, данные игроку неправиль­но, нежелаемые им).

Несоответствующие роли (роли, которые, по мнению
других игроков, не подходят данному игроку).

Непринятые роли (роли, которые игрок отбросил в
конце игры).

Ролевая техника позволяет увидеть распределение обя­занностей в семье и представить их в графическом виде. Такой подход отличается от вербального способа обсужде­ния семейных ролей, когда члены семьи начинают спорить и выяснять отношения. Данная методика дает возможность членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. После прове­дения игры возможно обсуждение, в котором исследуются умения семьи; негативные механизмы, которые проявля­ются; семейная динамика.

4. «Семейный ритуал». Методика относится к структур­ным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.

Цель структурных методик — так реорганизовать систе­му, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы.

Главное для психолога в данной системе — присоединить­ся к системе и одновременно не быть поглощенным ею.

Работа с семьей как с системой создает новую систе­му — психокоррекционную, что включает в себя:

- структурирование процесса (правил игры);

- эмпатию (соглашение по поводу того, как будет работать новая группа — семья + психолог).

Психолог дает клиентам знать, что он их слышит, пони­мает и ценит самих по себе, что они самоценны и самодостаточны.

Структурные методики используются для решения сле­дующих задач:

Создание движения. Клиенты чувствуют, что они «заст­ряли» в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации. Это поощряет клиента к дальнейшему движению. Освобождение ребенка от родительской роли может создать пространство для родителя и стимулировать его движение к большей компетентности, принятия на себя родительской роли.

Изменение перспектив. Играя новые роли, клиенты за­нимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, что­бы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить но­вые смыслы для старых фактов.

Перераспределение власти. Присоединяясь к различным субсистемам, психолог может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или раз­рушить тупики, к которым привела конфронтация. Поддер­жка родителей в их роли создателей семейных правил и поддержка детей в их потребности уважения и большей от­ветственности могут выступить в качестве примера подоб­ных альянсов.

Разрушение коалиций. Иногда двое или большее число людей объединяются для того, чтобы противостоять треть­им. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В данном случае не­обходимо сделать все возможное для того, чтобы разрушить данный альянс, прекратить вмешательство ребенка в дела родителей.

Формирование новых альянсов. Клиентам можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, родителям помогают достичь со­глашения по поводу их родительской позиции и выполне­ния его на практике.

Прояснение границ между субсистемами. Психолог по­могает выяснить клиентам, кто, каким образом и в ка­кой функции включен в данную субсистему; кто за что отвечает. Уменьшение числа слишком жестких границ для поддержки совместных действий — вот пример тех вопро­сов, которые могут служить предметом обсуждения.

Открытие новых сторон своей личности. Изменяя свое место в системе внутрисемейных взаимодействий, люди по­лучают возможность попробовать новые поведенческие об­разцы и открыть новые стороны своей личности.

Нормализация опыта нахождения в определенной пози­ции. Иногда люди рассматривают самих себя как плохих, не имеющих ценностей, бессильных только потому, что зани­мают определенное место в системе.

Психолог может сказать: «Если бы я находился на вашем месте, я бы тоже был подавлен» или «Люди в положении, подобном вашему, обычно чувствуют и делают то же самое».

Изменение смысла нахождения в определенной позиции. Один из клиентов жалуется на неудобство быть старшим ребенком в семье. Реплика психолога: «Да, в этом есть своя правда. Именно так случается с большинством старших де­тей. Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, можно сказать, что старшие дети получают в своей семье хорошую подготовку для того, чтобы быть лидерами и чтобы другие смотрели на них снизу вверх».

Изменение семейной системы, работая с одним из ее членов. Если верно предположение о том, что изменение одним человеком своего положения в системе приводит к тому, что вся система должна к этому изменению приспо­собиться, то в таком случае психолог может способствовать изменению семейной системы, поддержав изменение поло­жения одного из ее членов.

Одним из методов осуществления структурных измене­ний в семейной системе является метод «семейный ритуал». Это методика, призванная изменить правила существую­щей семейной игры с помощью изменения структуры се­мьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Данный вариант методики разработан Миланской школой семейной терапии (1977—1978).

Помимо этого, существуют другие варианты методики.

 

 

5. Социальный ритуал — это система действий, совмест­но выработанных членами группы, в которой все виды по­ведения определены в строгой последовательности. Ритуалы являются основным источником групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регу­лированию функционирования группы, координируя по­ведение каждого для осуществления общей цели. Примера­ми культурных и семейных ритуалов могут быть похороны и траурные церемонии, дни рождения, свадьбы, годовщи­ны, окончание института и другие события, особые для данной группы и соответственно отмечаемые.

Методика семейного ритуала — это своеобразный риту­ал, созданный психологом и предписанный семье без каких либо объяснений, в расчете на то, что требуемое поведение будет осуществляться членами семьи по аналогии. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали ме­ста, а также то, кто именно и каким образом должен вы­полнять необходимое действие.

Коррекционные цели, для которых может быть использо­ван семейный ритуал, могут включать в себя: определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировка общения, укрепление альянса в од­ном поколении.

Достаточно трудно придумать подходящий для семейной системы ритуал, который бы дисфункционально заменил существующий. Поэтому психологу необходимо доскональ­но разобраться в функционировании семейной системы, выявить все те мифы данной дисфункциональной семьи, которые жизненно необходимы для ее сохранения. Если вы­живание семьи находится под угрозой, создаются жесткие ритуалы для обслуживания мифа, способствующего ее со­хранению. Для выявления семейного мифа и значений сим­птоматического поведения психолог вынужден исследовать несколько поколений семьи. После этого можно приступать к разработке семейного ритуала, способного изменить су­ществующую систему, вводить новые коллективные нормы. Если семья соглашается действовать в соответствии с пред­писанным ритуалом, она принимает новые нормы, изме­няя, таким образом, функционирование своей семейной системы.

С помощью данной методики психо­лог, следуя за семьей (а не противостоя ей), постепенно изменяет качество семейных отношений.

Например, установление фиксированного времени общего семейного обеда, во время которого нельзя говорить об острых семейных проблемах, критиковать, жа­ловаться и т.д. За обедом семья должна обсуждать события текущего дня, сны членов семьи, то, о чем они думают или что они сейчас читают. Другим примером является предписание составления списка дней рождения членов семьи и заранее подготовки к каждому такому событию. Развитие новых обычаев и традиций особенно важно для недавно созданных семей и семей, где имеются приемные дети.

При создании ритуала необходимо принимать во внимание конкретную культурно-историческую ситуацию семьи, а также следующие параметры:

- как долго он будет применяться (однократно или по­вторяться через определенные интервалы);

- когда именно, кто из членов семьи будет участвовать в процессе;

- какие факторы используются (например, должны быть заперты двери, а телефон отключен);

- какие темы будут обсуждаться;

- что делать, если кто-то из участников предпочтет мол­чать.

Психолог получает от семьи твердое заверение в том, что они будут добросовестно следовать тому предписанию, ко­торое он собирается им дать. Затем это предписание подроб­но объясняется. Оно также может быть представлено для каждого члена семьи в письменном виде.

6. Использование поэзии. Использование поэзии предла­гается в качестве инструмента, дающего возможность супру­жеской паре выразить себя уникальным и не угрожающим их ощущениям способом, адекватно реализовать способности к вербальному выражению эмоций, внести больше позитив­ных моментов во взаимодействие друг с другом, а также к изменению и эффективному общению. Существует несколь­ко путей в использовании поэзии в работе с единичной суп­ружеской парой, с супружеской группой и с семьей.

1. Стихотворение может быть прочитано психологом или членом группы, который затем просит группу дать об­ратную связь о стихотворении в целом или о какой-нибудь строке, или образе.

2. Группу просят сочинить стихотворение вместе, причем каждый должен сочинить одну из его строк. Психологу необходимо определить тему и вызвать эмоциональный настрой, следя за тем, чтобы этот настрой или тема со­хранялись во всем стихотворении.

3. Группу знакомят со стихотворением. После этого супру­жеские пары просят разойтись по разным углам комнаты и сочинить поэтический текст длиной в две строки, от­ражающий то значение, которое, как они полагают, имеет для них данное стихотворение. Затем, когда все вновь соберутся вместе, пары будут иметь возможность поде­литься друг с другом только что сочиненными коротки­ми стихами.

4.Поэтические образы и символы берутся и формируются из диалогов членов группы.

5. Клиентам предлагают принести на следующее занятие те стихотворения, которые они считают полезными для раз­решения собственных проблем.

Поэзия выступает как посредник в коррекционном про­цессе и помогает выразить те чувства, которые клиентам по тем или иным соображениям страшно, неудобно, диском­фортно выражать в других формах. Клиенты, не склонные выражать свои мысли в словах, могут испытывать суще­ственные трудности с данной методикой. Таким образом, данная методика не подходит для людей низкого интеллек­туального уровня развития или имеющих трудности в вер­бализации своих чувств.

8. «Сравнение ценностей». Данная методика направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье.

Данная методика наиболее эффективна для помощи членам семьи в эффективном общении друг с другом; прояс­нения подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит; подозрений в манипуляции.

Данная методика является групповой и используется, если в работе участвуют как минимум два человека. Каждому из членов группы дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на последующих встречах: он должен подумать, какие ценности наиболее значимы для данного человека, и приготовить два списка ценностей.

Один список — собственные ценности клиента, другой спи­сок представляет ценности партнера с точки зрения клиента.

Ценности необходимо расположить в порядке их важно­сти. Не существует никаких ограничений по содержанию ценностей. Клиенты не должны обсуждать списки до того, как встретятся у психолога.

На последующей встрече клиентов просят прочитать составленные ими дома списки вслух, а затем психолог записывает их на один лист для того, чтобы они были удобны для сравнения. Затем участники сравнивают пред­ставленные списки и размышляют над следующими воп­росами: возможный источник ценностей, противоречия между списками и внутри каждого списка, различия в содержании списков, как клиенты воспринимают ценно­сти других и т.д.

После составления общего списка и его обсуждения кли­ентов просят рассказать о своих впечатлениях, которые сфор­мировались от знакомства со списками партнера.

Клиенты не должны критиковать позиции друг друга, их задача — посмотреть на ценности другого человека с его точки зрения и со своей.

В качестве примера можно использовать данные Флойд (1902), которая предлагает список ценностей мужа и жены, используемые во время обсуждения.

 

Список мужа

Мои ценности

Семья.

Работа.

Секс.

Бег трусцой.

Путешествие в дальниестраны.

Друзья.

Чтение.

Познание нового.

Ценности жены (с точки зрения мужа)

Уборка.

Семья.

Друзья.

Работа.

Религия.

Вечеринки.

Секс.

Покупки.

Список жены

Мои ценности

Хорошее здоровье.

Счастье.

Семья.

Секс.

Друзья.

Учеба.

Работа.

Спорт.

Религия.

Ценности мужа

Работа.

Деньги.

Спорт.

Быть любимым.

Семья.

Путешествия.

Секс.

Еда.

Друзья.

 

Сопоставление этих списков привело к обсуждению сле­дующих тем: важность семьи для мужа и ее значение для жены. Присутствие ценностей, используемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке дру­гого. Например, уборка, вечеринки и покупки не упоми­наются женой, но упоминаются мужем в качестве ценнос­тей жены.

Отмечается наличие общих интересов: семья, образова­ние, путешествия, спорт, секс, друзья. Наличие ценностей, таких, как время, отсутствующих в данном списке, — время вообще и время, проводимое друг с другом. Обсуждаются возможные причины невнимательности в оценках списков друг друга. Оценка и восприятие ценностей одного и как это связано с собственными ценностями другого партнера. т Использование данной методики приводит к возможно­му конструктивному обсуждению несовпадений ценност­ных ориентации у супругов и дает пищу для анализа несов­падений в данных ценностях.

10. «Соломенная башня» — это упражнение, адаптиро­ванное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.

Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно исполь­зовать другие материалы, например строительные блоки.

Разрешение этой задачи возможно только при реализа­ции совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.

При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни.

Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: