Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.




Автор: Наталья Карнаухова.

 

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

  • пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,
  • временные ограничения,
  • упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

 

Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.

  • На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
  • Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
  • Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
  • Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
  • Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
  • На занятии использовать наглядный материал:
    • реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;

игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;

    • изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
    • демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
    • размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
    • размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Рекомендуемые зрительные нагрузки для лечения амблиопии и косоглазия у детей.

  Острота зрения 3-4 года Острота зрения 5-7 лет
0,01 – 0,3 0,4 -!,0 0,01 0,3 0,4 1,0
Зрительная нагрузка N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 N 6 N 7
Характер зрения Не учитывается Не учитывается Не учитывается Монокулярное, Монокулярно-альтернирующее, Одновременное. Одновременное, Бинокулярное Неустойчивое.
Фиксация Не учитывается Не учитывается Нецентральная, устойчивая Центральная и нецентральная, неустойчивая Центральная Центральная
Характер учебно-наглядных пособий: Цвет Размеры форма Оранжевый, Красный, Зеленый и их оттенки Больше 2 см. разнообразная Разнообразный Меньше 2 см. объемная Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см. разнообразная N 3 Разнообразный Разнообразные объемная N 5 N 5
Время проведения Утро, полдень, вечер Утро, полдень, вечер Утро и вечер Полдень и близко к полудню любое
Количество занятий в день       2-3 2-3    
Продолжительность (мин).              
Характер упражнений: При сходящемся косоглазии При расходящееся косоглазии при отсутствии косоглазия На расслабление конвергенции На усиление Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов На расслабление конвергенции На усиление Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа   На локализацию На расслабление конвергенции На усиление Аккомодации На стерео приборах
Вид косоглазия     Не учитывается Не учитывается сходящееся расходящееся нет

Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Зрительная нагрузка N 1
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

  • рассматривание, описание, нахождение новых картинок;
  • нахождение одинаковых картинок;
  • нахождение нескольких одинаковых картинок;
  • группировка изображений по цвету;
  • группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

  • группировка по цвету без учета формы;
  • группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

  • сортировка по цвету;
  • выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.

Зрительная нагрузка N 2
Сходящееся косоглазие

  • Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.
  • Работа с монокулярным фильмоскопом.
  • Работа с магнитным конструктором.
  • Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.
  • Выкладывание узора из цветных палочек.
  • Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.
  • Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.
  • Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.
  • Обведение контурных очертаний предметов.

Зрительная нагрузка N 2
Расходящееся косоглазие

  • Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.
  • Рассматривание картинок через диаскоп.
  • Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.
  • Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.
  • Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.
  • Выкладывание узора из цветных палочек.
  • Вдевание лески в модель игры.
  • Обведение контура.
  • Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.
  • Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.
  • Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».

Зрительная нагрузка N 6
Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

  • Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).
  • Составление целого из частей – кубики.
  • Вырезание фигур, их деталей.
  • Игра «Набрось колечко», «Поймай рыбку».
  • Игра «Удочка».
  • Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Зрительная нагрузка N 7
Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

  • Перерисовка через прозрачную бумагу.
  • Работа с книжками – раскрасками.
  • Работа с разными картинками.
  • Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

5.Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

  • Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.
  • Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.
  • Составление целого из частей.
  • Шитье по картону.
  • Кольцебросы.
  • Игры с мозаикой.
  • Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».
  • Шнуровка.

13.Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Зрительная нагрузка N 8
Развитие стереоскопического зрения.

  • «Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.
  • Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет
Зрительная нагрузка N 3, N 4.

  • Рассматривание предметных картинок.
  • Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».
  • Игра в лото с крупными картинками.
  • Игра в домино с яркими крупными картинками.
  • Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.
  • Выкладывание узора из цветных палочек.
  • Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).
  • Обведение изображений по контуру.
  • Выкладывание узора из магнитной мозаики.
  • Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.

Зрительная нагрузка N 5
Сходящееся косоглазие

  • Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.
  • Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.
  • Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.
  • Шитье по картону.
  • Шнуровка.
  • Обведение шаблонов по контуру, штриховка.
  • Игры в лото, домино на подставке.
  • Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.
  • Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.
  • Рассматривание картинок на вращающемся диске.
  • Магнитная мозаика (на подставке).
  • Соединение точек на бумаге в клетку.
  • Рассматривание далеких и высоких предметов.
  • Обведение 4-х клеточек в тетради.
  • Рисование орнамента – бордюра.
  • Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.
  • Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.
  • Кольцебросы.
  • Распутывание лабиринтов.
  • Метание присосок.
  • Бадминтон, волейбол.
  • Метание мячей, мешочков, снежков в цель.
  • Игры на совмещение контура и предмета.

Зрительная нагрузка N 6
Расходящееся косоглазие

  • Работа с мелкой мозаикой.
  • Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.
  • Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.
  • Шнуровка.
  • Обведение изображений по контуру.
  • Штриховка и раскрашивание шаблона.
  • Перерисовка изображений через кальку.
  • Рассматривание в калейдоскоп.
  • Распутывание лабиринта (2 этап).
  • Выкладывание узора из цветных палочек.
  • Рассматривание предметов, их описание.
  • Составление целого из частей – кубики.
  • Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.
  • Вырезание фигур, их деталей.
  • Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».
  • Игры в лото, домино.
  • Игра «Удочка».
  • Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Зрительная нагрузка N 7
Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

  • Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.
  • Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.
  • Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.
  • Составление целого из частей.
  • Шитье по картону.
  • Кольцебросы.
  • Игры с мозаикой.
  • Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».
  • Шнуровка.
  • Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.
  • Работа с книжками – раскрасками.
  • Работа с разрезными картинками.
  • Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.

Зрительная нагрузка N 8
Развитие стереоскопического зрения

  • «Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.
  • «Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».
  • Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: