Автор: Наталья Карнаухова.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно
- пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,
- временные ограничения,
- упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.
Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.
- На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
- Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
- Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
- Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
- На занятии использовать наглядный материал:
- реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;
игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
|
- изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
- демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
- размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
- размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.
Рекомендуемые зрительные нагрузки для лечения амблиопии и косоглазия у детей.
Острота зрения 3-4 года | Острота зрения 5-7 лет | ||||||
0,01 – 0,3 | 0,4 -!,0 | 0,01 0,3 | 0,4 1,0 | ||||
Зрительная нагрузка | N 1 | N 2 | N 3 | N 4 | N 5 | N 6 | N 7 |
Характер зрения | Не учитывается | Не учитывается | Не учитывается | Монокулярное, Монокулярно-альтернирующее, Одновременное. | Одновременное, Бинокулярное Неустойчивое. | ||
Фиксация | Не учитывается | Не учитывается | Нецентральная, устойчивая | Центральная и нецентральная, неустойчивая | Центральная | Центральная | |
Характер учебно-наглядных пособий: Цвет Размеры форма | Оранжевый, Красный, Зеленый и их оттенки Больше 2 см. разнообразная | Разнообразный Меньше 2 см. объемная | Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см. разнообразная | N 3 | Разнообразный Разнообразные объемная | N 5 | N 5 |
Время проведения | Утро, полдень, вечер | Утро, полдень, вечер | Утро и вечер | Полдень и близко к полудню | любое | ||
Количество занятий в день | 2-3 | 2-3 | |||||
Продолжительность (мин). | |||||||
Характер упражнений: При сходящемся косоглазии При расходящееся косоглазии при отсутствии косоглазия | На расслабление конвергенции На усиление Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов | На расслабление конвергенции На усиление Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа | На локализацию | На расслабление конвергенции | На усиление Аккомодации | На стерео приборах | |
Вид косоглазия | Не учитывается | Не учитывается | сходящееся | расходящееся | нет |
Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Зрительная нагрузка N 1
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.
|
- рассматривание, описание, нахождение новых картинок;
- нахождение одинаковых картинок;
- нахождение нескольких одинаковых картинок;
- группировка изображений по цвету;
- группировка изображений по назначению.
2. Работа с геометрическими фигурами:
|
- группировка по цвету без учета формы;
- группировка по форме без учета цвета.
3. Работа с цветной мозаикой:
- сортировка по цвету;
- выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.
4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.
Зрительная нагрузка N 2
Сходящееся косоглазие
- Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.
- Работа с монокулярным фильмоскопом.
- Работа с магнитным конструктором.
- Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.
- Выкладывание узора из цветных палочек.
- Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.
- Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.
- Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.
- Обведение контурных очертаний предметов.
Зрительная нагрузка N 2
Расходящееся косоглазие
- Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.
- Рассматривание картинок через диаскоп.
- Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.
- Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.
- Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.
- Выкладывание узора из цветных палочек.
- Вдевание лески в модель игры.
- Обведение контура.
- Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.
- Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.
- Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».
Зрительная нагрузка N 6
Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.
- Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).
- Составление целого из частей – кубики.
- Вырезание фигур, их деталей.
- Игра «Набрось колечко», «Поймай рыбку».
- Игра «Удочка».
- Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.
Зрительная нагрузка N 7
Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.
- Перерисовка через прозрачную бумагу.
- Работа с книжками – раскрасками.
- Работа с разными картинками.
- Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.
5.Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.
- Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.
- Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.
- Составление целого из частей.
- Шитье по картону.
- Кольцебросы.
- Игры с мозаикой.
- Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».
- Шнуровка.
13.Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.
Зрительная нагрузка N 8
Развитие стереоскопического зрения.
- «Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.
- Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2- 2,5 метра.
Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет
Зрительная нагрузка N 3, N 4.
- Рассматривание предметных картинок.
- Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».
- Игра в лото с крупными картинками.
- Игра в домино с яркими крупными картинками.
- Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.
- Выкладывание узора из цветных палочек.
- Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).
- Обведение изображений по контуру.
- Выкладывание узора из магнитной мозаики.
- Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.
Зрительная нагрузка N 5
Сходящееся косоглазие
- Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.
- Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.
- Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.
- Шитье по картону.
- Шнуровка.
- Обведение шаблонов по контуру, штриховка.
- Игры в лото, домино на подставке.
- Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.
- Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.
- Рассматривание картинок на вращающемся диске.
- Магнитная мозаика (на подставке).
- Соединение точек на бумаге в клетку.
- Рассматривание далеких и высоких предметов.
- Обведение 4-х клеточек в тетради.
- Рисование орнамента – бордюра.
- Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.
- Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.
- Кольцебросы.
- Распутывание лабиринтов.
- Метание присосок.
- Бадминтон, волейбол.
- Метание мячей, мешочков, снежков в цель.
- Игры на совмещение контура и предмета.
Зрительная нагрузка N 6
Расходящееся косоглазие
- Работа с мелкой мозаикой.
- Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.
- Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.
- Шнуровка.
- Обведение изображений по контуру.
- Штриховка и раскрашивание шаблона.
- Перерисовка изображений через кальку.
- Рассматривание в калейдоскоп.
- Распутывание лабиринта (2 этап).
- Выкладывание узора из цветных палочек.
- Рассматривание предметов, их описание.
- Составление целого из частей – кубики.
- Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.
- Вырезание фигур, их деталей.
- Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».
- Игры в лото, домино.
- Игра «Удочка».
- Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.
Зрительная нагрузка N 7
Развитие одновременного и бинокулярного зрения.
- Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.
- Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.
- Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.
- Составление целого из частей.
- Шитье по картону.
- Кольцебросы.
- Игры с мозаикой.
- Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».
- Шнуровка.
- Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.
- Работа с книжками – раскрасками.
- Работа с разрезными картинками.
- Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.
Зрительная нагрузка N 8
Развитие стереоскопического зрения
- «Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.
- «Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».
- Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2 – 2,5 метра.