Фрукты
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки. (Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.)
3. Яблоки кислые. (Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.)
4. Яблоки соберем в корзины. (Пальцы рук «корзинкой». Язык «чашечкой».)
5. Дома сварим из яблок варенье. (Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.)
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. (Руки развести в стороны Плавно двигать широкий язык вперед-назад.)
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
(Ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой». Вытянуть язык вперед и убрать назад.)
8. Приплыли домой. (Пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).)
Грибы
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков. Язык двигать вверх-вниз.)
2. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.
(Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые. (Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой - шляпку. Положение рук менять. Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).)
4. У других грибов ножки тонкие. (Указательный палец одной руки - ножка, ладонь другой руки - шляпка; положение рук менять).
5. Дерево растет. (Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.)
6. Грибы растут. (Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».)
7. Соберем грибы в корзины. (Пальцы рук «корзинкой». Язык - «чашечкой».)
8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
(Руки развести в стороны Язык плавно двигать вперед-назад.)
9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. (Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык «лодочкой».
Овощи
1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
(Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к огороду.
(Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На опушке леса растут помидоры.
(Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.)
4. Помидоры соберем в корзину.
(Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык - «чашечкой».)
Ягоды
1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На полянке растет малина. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.)
4. Собираем малину в корзину. (Переплести пальцы «корзиной». Язык - «чашечкой».)
5. Дома сварим из малины варенье. (Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.)
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
(Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.)
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. (Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык «лодочкой». Вытягивать язык вперед и убирать назад.)
Дикие животные
1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
(Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол. (Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
4. Вот крона дерева.
(Пальцы чуть согнуть. Язык - «чашечкой».)
5. На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется. (Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.)
Семья
1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.
(Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
4. Вот крона дерева. (Пальцы чуть согнуть. Язык - «чашечкой».)
5. Крона состоит из веток и листьев. (Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить. Ладони «чашечкой». Язык - «чашечкой».)
6. Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают. (Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.)
7. Вот корни дерева.
(Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз. Язык напряженно тянуть вниз.)