Вид перевозимого груза служит основой для выбора рационального типа кузова транспортного средства. Грузами являются любые предметы и материалы с момента их принятия к транспортировке и до сдачи получателю. Все грузы обладают различными физическими, химическими, биологическими и другими свойствами, в зависимости от которых выбирается тип используемого для перевозок АТС, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и технология перевозок. Данного рода свойства называются транспортными характеристиками грузов.
Транспортные характеристики грузов – это совокупность свойств перевозимых предметов и материалов, определяющих условия и технические средства для их перевозки, перегрузки и хранения: физико-химические свойства, тара и упаковка, объемно-массовые характеристики, режимы хранения, перегрузки и перевозки, а также свойства, определяющие степень опасности перевозки.
С учетом отмеченных выше транспортных характеристик грузы могут быть классифицированы по следующим основным признакам.
1. По физическому состоянию грузы делятся на пять основных классов:
твердые, пластичные, газообразные, сыпучие, жидкие (рис. 1).
2. По делимости грузы подразделяются на два вида: неделимые (штучные) и
делимые.
К неделимым относятся грузы, которые нельзя разделить на части без ущерба для их целостности (труба, ящик, мешок и др.). Разновидностью штучных грузов являются мелкоштучные грузы, которые представляют собой совокупность предметов, легко отделяющихся друг от друга, но не допускающих погрузку навалом. Некоторые мелкоштучные грузы (кирпич, пакеты молока и соков и др.) для повышения эффективности их перевозок укрупняются в неделимые партии (крупные отправки). Большинство штучных грузов: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно-штучные грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, лесные грузы, в соответствии с ГОСТ 26653 – 90 относятся к генеральным грузам.
Рис. 1. Классификация грузов по физическим свойствам
К делимым относятся грузы, которые могут быть разделены на части без причинения ущерба их свойствам и назначению (песок, вода и др.).
3. По наличию тары грузы делятся на два вида: тарные и бестарные.
К тарным грузам относятся такие, которые помещаются в тару с целью их защиты от воздействия внешней среды либо, наоборот – с целью защиты внешней среды от вредного воздействия грузов, а также повышения их сохранности и удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР). К основной транспортной таре относятся: ящик, бочка, барабан, мешок и фляга. 4. По способу погрузки – разгрузки грузы делятся на пять видов: переносные, катные, навалочные, насыпные, наливные (рис. 2).
Рис. 2. Классификация грузов по способу погрузки – разгрузки
5. По массе одного грузового места грузы различаются на обычные (легковесные), большой массы, тяжеловесные.
К легковесным относятся грузы, у которых масса одного места составляет до 250 кг, для катно-бочковых грузов (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) – до 500 кг;
Грузами большой массы являются переносные грузы массой свыше 250 кг, катно-бочковые – более 500 кг. Погрузка и разгрузка грузов большой массы должны осуществляться с применением машин или механизмов. К грузам большой массы также относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т; Тяжеловесным является груз в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.), размещение которого в транспортном средстве приводит к превышению установленной для него допустимой полной массы или нагрузки на ось. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям.
6. По размерам грузы делятся на три вида: малогабаритные, габаритные,
крупногабаритные, негабаритные.
Малогабаритными называются тарные грузы, размеры которых не превышают
1200 × 1000 × 1200 мм.
Габаритными являются грузы, перевозка которых не приводит к превышению Правилами дорожного движения габаритных параметров для транспортных средств;
Крупногабаритные – это неделимые грузы, выступающие за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям. К крупногабаритным относятся также грузы c размером одного места свыше 2,5 м по высоте, 2 м по ширине и 3 м по длине.
7. По условиям хранения и перевозки грузы делятся на пять групп: обычные,
скоропортящиеся, с резким запахом, антисанитарные, живность (рис. 3).
Рис. 3. Классификация грузов по условиям хранения и перевозки
8. По условиям защиты от внешних воздействий грузы делятся на четыре вида: обычные; требующие защиты от атмосферных осадков, пыли; требующие защиты от температурного воздействия; требующие защиты от ударов и сотрясений.
9. По степени опасности грузы делятся на четыре группы: малоопасные (стройматериалы, промышленные товары), пылящие (цемент, известь), горячие (асфальт, битум), опасные.
Опасными считаются грузы (вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности), которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. Опасные грузы в соответствии с международными стандартами разделяются на девять классов:
1. Взрывчатые вещества (например, черный порох);
2. Газы сжатые и сжиженные (хлорный газ, бутан, пропан);
3. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, топливный мазут, битумные соединения);
4. Легковоспламеняющиеся вещества и металлы (спички, фосфор, карбид кальция);
5. Окисляющие вещества и перекиси (перекись водорода, дибензолпероксид);
6. Токсичные вещества (синильная кислота, средства дезинфекции);
7. Радиоактивные и инфекционные вещества (нитрат урана, медицинские препараты);
8. Едкие и коррозионные вещества (серная кислота, ртуть, щелочь натрия);
9. Прочие опасные грузы (асбест, литиевые батареи, подушки безопасности для автомобилей).
10. По использованию грузоподъемности автомобиля грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1).
Класс груза определяет эффективность использования подвижного состава и уровень тарифов на перевозку единицы груза. При перевозке грузов первого класса обеспечивается максимальное использование грузоподъемности подвижного состава, четвертого класса – меньше чем на половину. Поэтому при одинаковых условиях транспортировки и затратах на их выполнение грузов первого класса будет перевезено в два раза больше, чем грузов четвертого класса.
В этом случае тариф на перевозку единицы груза первого класса должен быть ниже, чем для грузов других классов. Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами.
От вида груза зависит тип используемого для перевозок подвижного состава (ПС), погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок.
В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные. Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.
По степени опасности грузы делятся на следующие группы: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.); опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные); пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, и т.п.); опасные грузы (сжиженные газы, кислоты и т.п.).
Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).
Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.
Крупногабаритным называется груз, погруженный в транспортное средство, вызывающий превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.
Длинномерным называется груз, погруженный в транспортное средство, выступающий за задний борт более чем на 2 м.
По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1). Класс груза определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
Классы грузов
Класс | Коэффициент использования грузоподъемности γ | |
Диапазон | Среднее значение | |
0,91...1,0 | 0,96 | |
0,71...0,9 | 0,8 | |
0,51...0,7 | 0,6 | |
0,40...0,5 | 0,45 |
Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению
,
где q ф – фактическая грузоподъемность ПС; q н – номинальная грузоподъемность ПС.
В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитарные и живность.