Библиографическое исследование




ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление Краеведение

РЕКА ЖИЗНИ

«Моя Родословная »

Выполнена ученицей 10в класса

муниципального образовательного

учреждения «Ильинская средняя

общеобразовательная школа»

Вилегодского района

Пунановой Ксенией Васильевной

 

Научный руководитель – учитель

муниципального образовательного

учреждения «Ильинская средняя

общеобразовательная школа»

Вилегодского района

Кондратова Галина Васильевна

 

 

г. Архангельск, 2009

Оглавление

Введение

Глава I Библиографический обзор.

Глава II Генеалогическое дерево по линии мамы

«Девчонки – лучше»

2.1 Пунановы

2.2 Елезовы

Глава III Генеалогическое дерево по линии отца

«Классовые враги?»

3.1 Пунановы (по дедушке)

3.2 Пунановы (по бабушке)

Заключение


Введение.

Для страны и народа столица – сердце, а для семьи и рода – с дома и деревеньки путь на земле начинается.

Деды мои и прадеды, пращуры и родичи были крестьяне русские, с незапамятных времен, жившие на Виледи, в деревушке на святой Руси, где корни рода проросли деревом, которое ни под ветрами, ни под грозами не согнулось, а только силу набирало.

Не различая лиц, вижу я в исторической дали вилежан, что шагают за сохой и бороной, рубят лес топором и выкорчевывают пни, косят горбушей траву, серпом жнут хлеба, руками лен рвут…

Были у них светлые дни радости, праздничные и трудовые. А работать они умели, и работу уважали. Мудрыми были деревенские жители, знали – истина в многолюдстве и трудолюбии.

Тема работы выбрана мной не случайно. «Иван, родства непомнящий», живущий в каждом из нас, рано или поздно начинает изводить себя вопросами на тему происхождения. Современная молодежь оторвана от своих корней, плохо знает собственную историю и обычаи. Но и в сегодняшнем суматошном времени, несмотря на суету сует жизни, все же люди стали обращаться к памяти полузабытых предков. Хотя у большинства ныне живущих, память, как правило, оканчивается дедушкой и бабушкой, а дальше, как будто, и никого не было. Мне захотелось заглянуть глубже

Приезжая в деревню, я люблю разглядывать старинные вещи, которые пылятся на чердаке и в амбаре. Невольно вдумываюсь в происхождение и значение этих предметов старины, и представляю своих предков, что носили уледи да лапти, пили чай из медного самовара, работали за ткацким станком, пряли на прялке… В семейном фотоальбоме сохранились снимки моих родственников, живших за долго до моего появления на свет. По рассказам бабушек я многое узнала об их жизни, со всеми радостями и горестями.

Цель работы:

Составление генеалогического древа семьи Пунановых.

Задачи:

1. Собрать материалы из семейного архива и других источников по линиям мамы и папы.

2. Проанализировать, обработать и обобщить собранные материалы в единую работу.

3. Сопоставить судьбы моих предков с историей нашей страны. Какой отпечаток наложили сложные события истории на их судьбы?

4. Сохранить полученную информацию о своих предках для себя и своих потомков.

Объект исследования: наука генеалогия.

Предмет исследования: родословная семьи Пунановых.

Структура работы:

I глава. Дан библиографический обзор по теме исследования

II глава. Представлена исследованием материалов о моих предках по маминой линии. Мне удалось найти корни более чем столетней давности. Когда-то, еще при Александре III мой прапрадедушка привез свою невесту из далекой Польши. Как складывалась их жизнь в трудные годы начала XX века, кто продолжил их род и что представляет собой сегодня эта большая дружная семья – об этом здесь идет речь.

III глава. В этой главе рассказывается о судьбе моих пращуров по линии отца. Об их отношениях и межклассовых разногласиях. Но, не смотря на все трудности, жизнь их примирила, и продолжился род Пунановых. Произошло дважды слияние в одну семью двух фамилий Пунановых.

В работе над темой я использовала следующие методы исследования:

  • Беседа с родными и близкими людьми
  • Изучение архивных материалов
  • Анализ, сопоставление и обобщение материалов
  • Составление древа

Глава I

Библиографическое исследование

В журнале «Пульс», в рубрике исторические виражи, есть статья А.Алексеева «Родословная», которая поразила меня своим отношением автора к предкам, истории рода в контексте история страны. Эта статья стала для меня отправной точкой, чтобы найти свои корни, свои источники, чтобы не быть на этой земле безымянной.

Безусловно, чтобы написать родословную своей семьи, нужно иметь определенные знания в области генеалогии. Генеалогия как знание родства родилась вместе с человеческим об­ществом и живет на всех этапах его развития. Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов. И в сов­ременных зарубежных энциклопе­диях статья «Генеалогия» начина­ется именно с библейского, ветхо­заветного раздела. Расцвет генеало­гии во многих странах Европы совпадает с расцветом феодализма.

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Об­разование единого Русского государ­ства требует юридического закреп­ления отношений между семьями правящего класса, и в сороковые годы XVI века появляются и пер­вые родословные книги, составлен­ные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя на­звания, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхо­ждение семей, велись генеалогиче­ские документы, которые начинают высоко цениться в обществе.

Родословные семейные росписи, как правило, украшаются легенда­ми из ее истории, и гораздо реже приводятся случаи, ее порочащие.

В рубрике «Историки об историках» в журнале «Родина» есть статья «Древо познания», в которой говориться о том, что два человека стояли у истоков русской научной генеалогии: в Петербурге — Николай Петрович Лиха­чев (1862—1936), талантливый историк и коллекцио­нер; в Москве — Леонид Михайлович Савелов 1868—1947), специалист по истории дворянских се­мей, единственный в России исследователь, который опубликовал библиографические указатели по генеало­гии и прочитал курс лекций по этой дисциплине.

Его интерес к генеалогии начался с занятий по истории своей семьи.

В 1892 году Савелов, как предводитель дворянства одного из уездов Воронежской губернии, уезжает из Москвы и начинает заниматься генеалогией воронеж­ского, тульского и донского дворянства. В 1893—1898 годах трижды издается его библиографический указа­тель по истории, геральдике и родословию дворян­ства. Когда ученый вернулся в Москву, он был при­знан одним из ведущих генеалогов своего времени.

В начале 1905 года при активном участии Савелова

организуется Московское историко-родословное об­щество (аналогичное образовалось в Петербурге еще в 1898 году, и он был одним из его членов), при котором до 1914 года ежеквартально издаются «Ле­тописи историко-родословного общества» под редак­цией Савелова. В 1908/1909 учебном году студентам Московского археологического института посчастли­вилось: русский ученый-генеалог читал им лекции.

В теоретической части «Курса лекций» говорилось о достижениях русской исторической науки, по суще­ству, это апофеоз прошлому дворянства. Большое внимание автор уделил методике поиска, обработки и описания личных дворянских архивов.

В 1913 году из-за конфликтов с директором и неко­торыми преподавателями Савелов ушел из институ­та.

После революции ученый эмигрировал. Но занятия генеалогией, которой он был увлечен всю свою жизнь, не прекратил и за рубежом. До 1939 года в Белграде, а затем в Нью-Йорке Савелов издавал генеалогический журнал «Новик», тематически да и по составу авто­ров ставший продолжением «Летописей историко-ро­дословного общества». 1

Из лекций Леонида Савелова по русской генеалогии, я узнала что такое родословное древо, родословная роспись, что встречается два главных вида родословий: восходящих и нисходящих, как работать с архивом, с чего начинать.

Публикация «Древо рода» (М. Бычкова, Л. Куза) в журнале «Родина» рассказывает нам где и как искать сведения о своих предках, как правильно составлять родословное древо, таблицы и гербы, росписи, и о многом другом, если вы решили найти своих предков.

Далее эту рубрику продолжают статьи Маргариты Бычковой (кандидата исторических наук), рассказывающие в деталях о том, как начать свое исследование, как собрать досье для составления родословия семьи, приводятся некоторые законы генеалогии, даются практические советы.

Многие из нас рано или поздно начинают интересоваться происхождением собственного рода. Люди все чаще задумываются о том, как найти корни предков, как узнать историю своей семьи. На эти и многие другие вопросы отвечают авторы-составители на страницах книги «Моя Родословная. Составь свое генеалогическое древо». Кроме того, авторы стремятся помочь современному человеку, утратившему связь со своими корнями, вновь обрести ангела-хранителя, и еще много-много интересного…

Для тех, кто хотел бы заняться изучением своих родовых корней и не знает, как и с чего начать, я рекомендую ознакомиться с книгами авторов: С.Б. Веселовский «Ономастикон» (происхождение фамилии), П.А. Колесников «Путешествие в родословия», В.С. Мартышкин «Твоя родословная».


Глава II

Девчонки – лучше

Пунановы

Очень давно это было. Ещё во времена царствования на Руси Александра lll, гренадера царской гвардии Ивана Собашникова, паренька из большой хлебосольной семьи, что проживала на Виледи, послали на службу в Польшу. Полюбилась ему там полячка, пани Ева Францовна и, получив благословление верховного начальства, вернулся Иван на Виледь с молодой женой. Не походной женой и не воинской добычей была та пани, прижилась она на земле вилегодской и вместе с мужем крестьянскую долю вела, как время велело, да в детях жизнь свою продлевала. Всего родила Ева Ивану семерых детей. Одну из дочерей звали Александрой, это моя прабабушка. Родилась она в 1907 году. Красотой своей и характером девчонка в мать пошла: темноволоса, черноока (дедушка говаривал, что его бабушка – полячка цыганских кровей была) и своенравна, честолюбива.

Выросла незаметно Шура, как ее все называли, и пришло время дочь замуж отдавать. Отцу с матерью одного рта меньше, а в семью мужа – лишние рабочие руки. Не раз за Шурой сватов засылали, а выбрала она в мужья себе паренька на 4 года младше, но смелого и работящего, да гармонистом слывшего, весельчака – Пунанова Ивана Ивановича из деревни Головина Гора. Теперь уж нет той деревушки, что была на холме в километре от деревни Маурино и утопала по весне в черемухах, а летом, словно на острове находилась – кругом поля синели от цветущего льна.

Семья Ивана тоже не маленькой была... За счастье почли Пунановы Шуру невесткой в дом ввести. И был в той семье мир да покой, хоть и вставали до ясной зари, да при полной луне ложились – труд был нескончаемый, и семь потов сходило, пока каравай хлеба на стол попадал.

Соединив сердца и судьбы, Иван с Шурой прожили в любви и согласии больше 50 лет. В довоенные годы родили троих детей, среди которых был мой дед – Владимир. Прадедушка, имея три класса образования и окончив курсы трактористов, работал в колхозе «Родина» в МТС. За стахановский труд в сентябре 1939 года ездил Иван Иванович в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. 2 Жена Александра трудилась в колхозе, выполняя разные работы – лен рвала и трепала, на покосах трудилась до изнеможения. Подрастали дети…

Но тут мирное течение жизни нарушила лихая година и закружилась жизнь, понесло мой род щепкой по морю житейскому. Прошел прадед Иван финскую войну – тяжела была она для русского солдата: пули и холод валили с ног. Выжил. Вернулся домой. Но недолго радовались мирной жизни – грянула Великая Отечественная война. В первые же дни войны – снова на фронт. Уже в июне 41-го Иван принял присягу в 242 стрелком полку, был наводчиком орудия, участвовал в битве под Курской Дугой. Не обошла лихая пуля стороной солдата: получил тяжелое ранение в ногу и три месяца провел в эвакогоспитале. После выздоровления направили прадеда командиром стрелково-пулеметного отделения.

Освобождая земли от немецко-фашистских захватчиков, дошел до Праги. После окончания войны прадед продолжал служить Родине. Он был отправлен в 26 погранотряд войск НКВД. За боевые заслуги Иван Иванович был не раз награжден. Это две медали за отвагу, медаль за победу над Германией, орден Отечественной войны II степени. 3

Военное лихолетье тяжким бременем легло на плечи женщин, стариков и детей. Туго приходилось в эти годы и семье Пунановых. Когда Иван ушел на фронт, Шура осталась беременной. От мужа долгое время не было вестей, думали, что он погиб, поэтому родившегося сына в честь отца назвали Иваном. Старшие дети помогали матери, как могли, пришлось забросить учебу, да и ходить в школу далеко (до с. Вилегодск около шести километров). Жили впроголодь, не хватало теплой одежды. «Одни валенки по очереди носили. В муку, чтобы хлеба побольше вышло, мелкий опилок добавляли. Молоко не пили, как теперь, а только ложечкой хлебали», - рассказывал мне дедушка Володя. Он в войну в свои 9-10 лет за взрослого мужика был, за плугом ходил, «дровча» заготавливал, да и курить, впрочем, начал тоже с первого класса…

Прадедушка Иван вернулся с войны лишь летом 1946 года. Только тогда старшие дети смогли продолжить обучение в школе. Дедушка Володя закончил-таки шесть классов, а в седьмой не пошел - работа привлекала больше. Его отец в послевоенные годы был бригадиром и всегда находил для детей посильную работу – нужны были трудодни. После войны у Пунановых Ивана и Александры родилось еще двое детей. Старшему их сыну Владимиру, как и отцу, пришлось участвовать в боевых действиях. Он нес солдатскую службу в Германии, а оттуда его направили на освобождение Украины от Бендеровщины. Позже за участие в боевых действиях Владимир Иванович был приравнен к участникам ВОВ. 4

 

Елезовы

А теперь из деревни Головина Гора отправимся в более крупную деревеньку – Маурино, которая находиться на самом берегу реки Виледь. В домик на окраине, из окон которого видна не только река, но и озеро, где весной цветут лилии и кубышки, да утки гнездятся; лес, где заливистой трелью звучат соловьиные песни, а в болотце (что остается от весеннего паводка) слышится свадебное урчание лягушек. Там среди крестьян обретался мой прадед Елезов Степан, человек высокий и сильный. Помимо хлебопашества занимался кузнечным делом, да и в столярном мастерства у других не занимал. Чтобы покорить сердце Любаши, которую в деревне называли Малиной, выковал из меди и железа для нее удивительный цветок. Красавица ответила взаимностью. Образовалась семья. Родилось двое детей. Житие Елезовых вполне можно определить, как счастливое, исполненное радостей земных и мыслей высоких, только счастье это было недолгим. Гражданская война… На фронте Степа получил ранение, комиссовали. Вернулся и продолжал трудиться в родной сторонке. Семья увеличилась еще на четырех детей. Надо заметить, что к рождению Алевтины (моей бабушки), старшая дочь Анна была замужем и имела свою дочурку. Беда ворвалась в дом Елезовых в конце 1935 года. Степан тяжело заболел малярией и вскоре умер, молодым мужиком.

И хоть прабабушке (дожившей до 1971 года) самой впору было в гроб ложиться от тоски по мужу, от страха перед нищетой да с малыми детьми на руках, всё же выстояла она и, не ведая того, долг свой перед Родиной выполнила.

На Великую Отечественную войну Люба проводила троих сыновей, младшенькому Оленьке тогда только 17 лет стукнуло. А потом получала похоронки… Февраль 42-го – без вести пропал Степан. 12 августа 44-го Александр, еще не познавший радостей семейной жизни, заживо (по словам очевидцев) сгорел в танке на далеких землях Эстонии. Старший сержант 21-ой отдельной стрелковой бригады Елезов Федор Степанович всего на 10 дней пережил брата Олю – датой его смерти значиться 22.08.1944 года. 5

Надломленная горем и дошедшая до крайней степени нищеты, Любовь Павловна, однажды, оступилась. Чтобы младшие дети с голодухи на тот свет не отправились, она вынесла с колхозного поля, пряча в подол, горсть зерна. За поступок такой, была прабабушка наказана годом тюрьмы. Как потом оказалось, на нее донесла сноха, жена старшего сына Степана, с которой отношения не ладились. Детям в отсутствии матери еще хуже пришлось. Как вспоминает бабушка Аля, после уборки с колхозных полей картофеля, ходили они с братом по пустой мерзлой земле и подбирали гнилые клубни, из них потом готовили варево и ели. А еще побирать ходили вместе с дочерью старшей сестры Анны. Галя, так звали племянницу – ровесницу Алевтины, посмелее была, она в дома заходила и попрошайничала, а после с Алей делилась.

Из-за проблем в семье девочка смогла окончить только один класс начальной школы, хоть и была круглой отличницей. Все детство ее прошло в труде. Аля, как и все дети военной поры, заменяла мужчин, ушедших на фронт, отправленных на оборонные работы. С 13 лет работала телятницей. Тяжелый труд только закалил девушку, которая, как и мать стала красавицей и унаследовала ее прозвище «Малинина».

С дедушкой Володей Аля познакомилась на плясках (умели тогда организовывать себе веселье: на гармошке играть, петь озорные частушки, «Звездочку» отплясывать). Он тогда уже с армии пришел – статный, самостоятельный, работящий. Девки вокруг него хороводом вились, только выбрал он ту, что поскромнее других была. Долго не думал, пришел в дом невесты во дворяна. А уж теща как рада была – хозяйство давно мужских рук не знало. Зять оказался мастеровым. Дом перестроил, баню свою срубил. Деревянные санки и сани сам делал, лошадей очень любил, обучать их и в старости не боялся. Любая работа в его руках спорилась. Дети в семье Пунановых пошли одна за другой, пятеро и все девочки. «До сына старались, - шутил мой дед, - да так и не вышло!» Владимир в колхозе работал трактористом. Аля – разнорабочей. Звезд с неба не хватали. Всякое бывало: детей – много, доходы не велики… Скота своего держали всегда, овощи на огороде выращивали. Все дети с детства родителям по хозяйству помогали. У каждой свои обязанности были.

Дедушкин брат Иван всегда гордился тем, что у него был всего один ребенок, тоже дочка. Проблем меньше и расходов, думал он. Они часто спорили с дедом, что же лучше…

Когда дети выросли, завели свои семьи и стали навещать старых родителей, Иван понял, что иметь много детей – это здорово, и сам признался в этом брату.
Со стороны мамы у нас большая и дружная семья из 17 человек. Семья эта оказалась «урожайной» на девочек. У меня есть шесть сестрёнок и только один братик. Мы часто собираемся вместе у бабушки (жаль, что дедушки уже нет рядом с нами). В такие моменты деревенские бабки с завистью говорят: «Аля Малинина самая счастливая, хорошо, что у неё всё девки - про мать не забудут и в беде не оставят!»


Глава III

Классовые враги?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: