ВОЗВРАЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

САД

Посреди сцены лежит мертвая собака, из бока у нее торчат большие садовые вилы.

Кристофер Бун, мальчик 15 лет, стоит с одной стороны от собаки. Хозяйка собаки - сорокадвухлетняя соседка миссис Ширс - с другой стороны.

Некоторое время они стоят, не произнося ни слова. Остальные актеры ждут, кто отважится заговорить первым.

 

МИССИС ШИРС. Ты что натворил с моей собакой?

Кристофер стоит, замерев на месте.

 

МИССИС ШИРС. Нет. Нет-нет-нет. Быть этого не может!

Учительница Кристофера - Шив о н, 27 лет, открывает дневник Кристофера и начинает читать.

 

ШИВОН. Было семь минут пополуночи. Собака лежала посреди лужайки перед домом миссис Ширс.

МИССИС ШИРС. Немедленно отойди от моей собаки.

ШИВОН. Ее глаза были закрыты. Казалось, будто она бежит, лежа на боку – иногда собаки так бегают во сне, когда им снится, что они гонятся за кошкой. Но она не бежала и не спала. Она была мертва.

МИССИС ШИРС. Отойди от моей собаки.

ШИВОН. У собаки из бока торчали садовые вилы. Собаку звали Веллингтон. Миссис Ширс была ее хозяйкой, мы с ней дружили. Она жила через дорогу от нас, на два дома левее.

МИССИС ШИРС. Отойди от моей собаки!

Кристофер отходит от собаки на два шага.

 

ШИВОН. Меня зовут Кристофер Джон Фрэнсис Бун. Я знаю все страны мира и все их столицы. И еще все простые числа до 7507.

МИССИС ШИРС. Да отойди же ты от моей собаки, ради всего святого!

Кристофер закрывает руками уши. Закрывает глаза. Падает на колени и упирается лбом в траву. Начинает стонать.

 

ШИВОН. Через двенадцать с половиной минут приехал полицейский. К подошве его ботинка прилип большой оранжевый лист. Он высовывался с одной стороны. Молодец, Кристофер. Очень интересно. Мне нравится твое внимание к деталям, они делают рассказ более реалистичным.

 

Появляется Первый Полицейский. С одной стороны его ботинка высовывался большой оранжевый лист, прилипший к подошве. Полицейский присаживается на корточки рядом с Кристофером.

 

ШИВОН. Он сел на корточки рядом со мной. И сказал:

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ну что, молодой человек, не хочешь мне рассказать, что здесь происходит?

Кристофер перестает стонать.

Пауза.

Кристофер приподнимает голову от земли.

Пауза.

Кристофер смотрит на Полицейского.

Пауза.

 

ШИВОН. Я никогда не говорю неправды. Мама говорила, это потому, что я хороший человек. Но на самом деле не поэтому - я просто не умею врать.

КРИСТОФЕР. Собака мертвая.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Я догадался.

КРИСТОФЕР. По-моему, ее кто-то убил.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Сколько тебе лет?

КРИСТОФЕР. Пятнадцать лет, три месяца и два дня.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. И что ты делаешь в этом саду?

КРИСТОФЕР. Разговариваю с вами.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. А до этого?

КРИСТОФЕР. Держал собаку на руках.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Зачем? Зачем ты взял собаку на руки?

КРИСТОФЕР. Я люблю собак.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Это ты убил ее?

КРИСТОФЕР. Нет, я ее не убивал.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. А вилы твои?

КРИСТОФЕР. Нет.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. А что тогда так расстроился? Спрашиваю еще раз…

Кристофер начинает стонать.

 

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Отлично!

Кристофер продолжает стонать.

 

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Молодой человек, я попрошу прекратить этот шум и спокойно подняться на ноги.

Кристофер продолжает стонать.

 

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Прекрасно! Только этого мне не хватало. Черт знает что такое.

 

Полицейский пытается поднять Кристофера за руку.

Кристофер вскрикивает и ударяет Полицейского.

Полицейский во все глаза смотрит на Кристофера. Какое-то время оба смотрят друг на друга, не зная, что сказать, и не совсем уверенные в том, что только что произошло.

 

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ты арестован за нападение на офицера полиции. И очень тебе советую спокойно сесть на заднее сидение вон той машины, потому что если ты, засранец, опять примешься за свои выкрутасы, я за себя не ручаюсь. Тебе ясно?

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК

 

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Кристофер, пожалуйста, вынь шнурки из ботинок.

Кристофер повинуется.

 

Спасибо. А теперь выложи на стол все, что у тебя в карманах.

КРИСТОФЕР. Это чтобы я не смог попытаться убить себя, или убежать или напасть на полицейского?

Дежурный сержант разглядывает его какое-то время.

 

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Совершенно верно.

КРИСТОФЕР. У меня есть швейцарский армейский нож, но я им пользуюсь только в особых случаях, а не для того, чтобы что-то ковырять или ранить людей.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Вот и отлично.

Кристофер выворачивает карманы.

 

4-й голос. Кусок проволоки.

5-й голос. Деталь от деревянной головоломки.

6-й голос. Три шарика корма для моей крысы Тоби.

1-й голос. Один фунт сорок семь пенсов (а именно: одна однофунтовая монета, одна монета 20 пенсов, две по 10 пенсов, одна пятипенсовая и одна двухпенсовая).

6-й голос. Красная скрепка для бумаг.

4-й голос. Ключ от входной двери.

5-й голос. Швейцарский армейский нож с тринадцатью лезвиями и прочими приспособлениями, среди которых пила по дереву, пассатижи для зачистки проводов, зубочистка и пинцет.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Часы тоже нужно снять, Кристофер.

КРИСТОФЕР. Нет.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Что значит нет?

КРИСТОФЕР. Часы мне нужны, чтобы знать точное время.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Кристофер, сними часы, пожалуйста. Пожалуйста, сними часы! Кристофер! Повторяю последний раз!

Давай сюда!

 

Дежурный сержант пытается силой снять часы.

Кристофер начинает кричать. Дежурный сержант останавливается и отходит подальше. Кивает головой в знак согласия. Кристофер перестает кричать.

 

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Ладно, сынок, оставь их у себя.

Кристофер успокаивается.

 

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. А семья у тебя есть?

КРИСТОФЕР. Конечно.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. И кто же?

КРИСТОФЕР. Папа и мама, но мама умерла. И еще дядя Терри, только он живет в Сандерлэнде. Он папин брат. Еще есть бабушки и дедушки, но из них трое уже умерли, а бабушка Бартон в доме для престарелых, потому что у нее старческое слабоумие, и она думает, что я – диктор телевидения.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Отлично. А ты знаешь, как позвонить твоему отцу, Кристофер?

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК

 

Кристофер поворачивается к Эду. Эд смотрит на сына. Протягивает перед собой ладонь с вытянутыми пальцами. Кристофер делает то же самое. Их пальцы соприкасаются. Они убирают руки.

 

КРИСТОФЕР. Когда мы ехали через центр, мне удалось увидеть Млечный Путь.

ЭД. Правда?

КРИСТОФЕР. Некоторые думают, что Млечный Путь – это просто длинная цепочка из звезд. Но это не так. Наша галактика похожа на огромный диск, и звезды в нем находятся на расстоянии миллионов световых лет друг от друга. А солнечная система где-то у самого края этого диска.

Эд ничего не говорит.

 

КРИСТОФЕР. Ученые долго не могли понять, почему ночью небо темное, хотя во Вселенной миллиарды звезд, куда ни посмотри. Так что небо должно бы быть залито звездным светом, потому что на пути к Земле свет практически не встречает препятствий.

Эд смотрит на сына и ничего не говорит.

 

КРИСТОФЕР. Но потом они догадались, что границы Вселенной расширяются, и после Большого взрыва звезды начали разлетаться друг от друга на огромной скорости. Чем дальше от нас – тем больше скорость; некоторые из них иногда даже достигают скорости света. Вот почему свет этих звезд так никогда до нас и не дойдет.

ЭД. Ничего себе!

КРИСТОФЕР. И вот, когда энергия Большого взрыва иссякнет, движение звезд замедлится, как у мяча, который подбросили в воздух. И наступит момент, когда они остановятся на месте и начнут падать обратно в центр Вселенной. Тогда уже ничто не помешает нам видеть свет звезд, потому что все они будут двигаться по направлению к нам, все быстрее и быстрее. Так мы узнаем, что приближается конец света, потому что ночью небо уже не будет темным, а будет сиять от света миллиардов звезд, падающих на нашу планету.

ЭД. Невероятно!

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Кристофер! Мистер Бун! Подойдите ко мне, пожалуйста.

КРИСТОФЕР. Вы будете меня допрашивать и записывать мои показания?

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Думаю, в этом нет необходимости. Я поговорил с твоим отцом, и он сказал, что ты не нарочно ударил полицейского. Ты же не хотел его ударить?

КРИСТОФЕР. Нет, хотел.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Но ведь ты не собирался причинить ему вред?

КРИСТОФЕР. Нет, я не собирался причинить ему вред. Я просто хотел, чтобы он перестал меня трогать.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Теперь ты знаешь, что нельзя бить полицейских, так ведь?

КРИСТОФЕР. Знаю.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Это ты убил собаку?

КРИСТОФЕР. Нет, не я.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Тебе известно, что полицию обманывать нельзя? За это у тебя могут быть очень большие неприятности.

КРИСТОФЕР. Известно.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. А ты знаешь, кто убил собаку?

КРИСТОФЕР. Нет.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Ты правду говоришь?

КРИСТОФЕР. Я всегда говорю правду.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Ну ладно. На этот раз ты отделаешься обычным предупреждением.

КРИСТОФЕР. Оно будет написано на бумаге, как справка? Чтобы я мог сохранить на память?

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. Нет, предупреждение значит, что мы запишем все, что сегодня произошло, что ты ударил полицейского, но сделал это случайно и не хотел причинить ему вред.

КРИСТОФЕР. Но я не случайно его ударил!

ЭД. Кристофер, прошу тебя.

ДЕЖУРНЫЙ СЕРЖАНТ. А если ты еще во что-то впутаешься, то мы достанем свои записи и увидим, что тебе уже было вынесено предупреждение. Так что в следующий раз разговор с тобой будет гораздо серьезнее. Ты меня понял?

КРИСТОФЕР. Понял.

 

 

ДОМА

 

Кристофер поворачивается к Эду.

 

КРИСТОФЕР. Прости меня.

ЭД. Все в порядке.

КРИСТОФЕР. Я, правда, не убивал Веллингтона.

ЭД. Я знаю. Кристофер, постарайся больше не впутываться в неприятности. Договорились?

КРИСТОФЕР. Но я не знал, что впутаюсь в неприятности. Я его любил и пошел с ним поздороваться. Откуда мне было знать, что его кто-то убил?

ЭД. Просто постарайся не совать нос в чужие дела.

КРИСТОФЕР. Я собираюсь выяснить, кто убил Веллингтона.

ЭД. Ты не слышал, что я только что сказал?

КРИСТОФЕР. Я слышал, что ты сказал, но когда кого-то убивают, нужно обязательно найти виновного. Чтобы наказать.

ЭД. Это всего-навсего собака, Кристофер! Гребаная чужая собака.

КРИСТОФЕР. А, по-моему, собаки тоже важны. Мне кажется, собаки бывают умнее, чем некоторые люди. Вот, например, Стив, который приходит в школу по четвергам. Он даже есть сам не может и наверняка не сумеет принести палку.

ЭД. Ладно, забудь.

КРИСТОФЕР. Интересно, полиция найдет и накажет убийцу?

ЭД. Я сказал, хватит об этом! Ради бога!

КРИСТОФЕР. Ты расстроен из-за Веллингтона?

ЭД. Можно и так сказать. Очень даже можно.

 

Шивон читает дальше из дневника Кристофера.

 

ДОМА

 

ШИВОН. Мама умерла два года назад.

Однажды я пришел домой из школы, но дверь никто не открыл. Я достал запасной ключ, который мы храним в тайнике под горшком с цветами перед кухонным окном, вошел в дом и вытер ноги о коврик. Положил ключ в вазу на столе, снял куртку и повесил ее рядом с холодильником, чтобы она была под рукой на следующее утро, когда я пойду в школу. Дал три шарика корма Тоби – моей ручной крысе. Сделал себе молочный коктейль с малиной и подогрел его в микроволновке. Потом пошел в свою комнату, включил свет и шесть раз сыграл в «Тетрис», и дошел до тридцать восьмого уровня. Это четвертый результат среди моих личных рекордов. Через час пришел с работы отец.

ЭД. Кристофер, ты маму не видел?

КРИСТОФЕР. Нет.

ШИВОН. Он пошел вниз и стал звонить по телефону. Я не слышал, о чем он говорил. Потом он вернулся ко мне и сказал, что ему надо уйти по делам и что он не знает, как долго его не будет. Если мне что-то будет нужно, я могу позвонить ему на мобильный.

 

Часть находящихся на сцене актеров поочередно смотрит на Шивон, Кристофера и Эда, пытаясь понять, что будет дальше.

 

ШИВОН. Его не было два с половиной часа. Когда он вернулся, я спустился вниз.

Все смотрят, как Кристофер приближается к Эду.

Эд не смотрит на Кристофера. Пауза. Потом Эд говорит:

 

ЭД. Боюсь, какое-то время ты не сможешь видеть маму.

КРИСТОФЕР. Почему?

ЭД. Маме пришлось лечь в больницу.

КРИСТОФЕР. Разве мы не можем ее навещать?

ЭД. Нет.

КРИСТОФЕР. Почему?

ЭД. Ей нужно отдохнуть. Побыть одной.

КРИСТОФЕР. Это что, психиатрическая больница?

ЭД. Да нет, это обычная больница. У мамы проблемы… эээ… с сердцем.

КРИСТОФЕР. Нужно будет отнести ей поесть.

ЭД. Я что-нибудь отнесу завтра днем, пока ты будешь в школе, и передам докторам, а они ее покормят. Хорошо?

КРИСТОФЕР. Ты же не умеешь готовить!

ЭД., Кристофер, послушай: я куплю что-нибудь готовое в супермаркете, она такое любит.

КРИСТОФЕР. Тогда я напишу ей открытку, чтобы она скорей выздоравливала. Ты отнесешь завтра?

 

 

ЭД. Кристофер. Мне очень жаль, сынок, но твоя мама умерла. У нее случился инфаркт. Никто этого не ожидал…

КРИСТОФЕР. А какой именно инфаркт?

ЭД. Я не знаю, какой именно. Но, по-моему, сейчас не лучший момент, чтобы задавать такие вопросы.

КРИСТОФЕР. Может, это была аневризма?

ЭД. Ах, Кристофер, Кристофер, что же мы теперь будем делать?

 

УЛИЦА

 

На сцене выстраивается дом миссис Ширс.

 

ШИВОН. В тот вечер я пошел к миссис Ширс. Постучал в дверь и подождал, пока она откроет.

Миссис Ширс открывает дверь, у нее в руках чашка с чаем.

 

МИССИС ШИРС. А ты что здесь забыл?

КРИСТОФЕР. Я решил зайти и сказать вам, что я не убивал Веллингтона. И что я хочу найти того, кто это сделал.

МИССИС ШИРС. Кристофер, я не уверена, что хочу тебя сейчас видеть.

КРИСТОФЕР. А вы знаете, кто убил Веллингтона?

МИССИС ШИРС. Пожалуйста, иди домой.

КРИСТОФЕР. Я хотел посмотреть, на месте ли вилы.

МИССИС ШИРС. Если ты сейчас не уйдешь, я опять вызову полицию.

 

УЛИЦА

 

ШИВОН. На следующий день была суббота, а по субботам делать обычно нечего, если только мы с отцом не едем в садовый центр или к озеру покататься на лодке. Но в эту субботу Англия играла в футбол с Румынией, а это значило, что мы никуда не пойдем, потому что отец захочет посмотреть матч по телевизору. Так что я принял решение: заняться своим расследованием. Я вышел из дома один.

МИСТЕР ТОМПСОН. Тебе что-то нужно?

КРИСТОФЕР. Вы не знаете, кто убил Веллингтона?

МИСТЕР ТОМПСОН. А ты кто?

КРИСТОФЕР. Я Кристофер Бун из дома номер 36, и я вас знаю. Вы мистер Томпсон.

МИСТЕР ТОМПСОН. Нет, я брат мистера Томпсона.

КРИСТОФЕР. Так вы не знаете, кто убил Веллингтона?

МИСТЕР ТОМПСОН. Что еще за Веллингтон?

КРИСТОФЕР. Это собака миссис Ширс. Из сорок первого дома.

МИСТЕР ТОМПСОН. А что, ее собаку кто-то убил?

КРИСТОФЕР. Да. Вилами.

МИСТЕР ТОМПСОН. Ни хрена себе.

КРИСТОФЕР. Садовыми вилами. Вы случайно не знаете, кто?

МИСТЕР ТОМПСОН. Без понятия.

КРИСТОФЕР. А вы ничего подозрительного не заметили в четверг вечером?

МИСТЕР ТОМПСОН. Слушай, парень, может, тебе не стоит вот так ходить и приставать к людям с вопросами?

КРИСТОФЕР. Нет, ст о ит, потому что я хочу найти того, кто убил Веллингтона, и к тому же я пишу про это книгу.

МИСТЕР ТОМПСОН. Что ж, дело твое, но лично я в четверг был в Колчестере, так что ты не у того спрашиваешь.

КРИСТОФЕР. Спасибо.

ЖЕНЩИНА ИЗ ДОМА №40. Тебя Кристофер зовут, так ведь?

КРИСТОФЕР. Да. Вы не знаете, кто убил Веллингтона?

ЖЕНЩИНА ИЗ ДОМА №40. Нет-нет. Я ничего не знаю. Извини.

КРИСТОФЕР. А может быть, вы видели что-то подозрительное в четверг вечером? Что могло бы навести на след.

ЖЕНЩИНА ИЗ ДОМА №40. Например?

КРИСТОФЕР. Например, посторонних людей или, может, слышали, как кто-то ссорится.

ЖЕНЩИНА ИЗ ДОМА №40. Нет, Кристофер, я ничего такого не припомню.

КРИСТОФЕР. А вы не знаете, кто мог бы хотеть навредить миссис Ширс?

ЖЕНЩИНА ИЗ ДОМА №40. Об этом тебе лучше поговорить с твоим отцом.

КРИСТОФЕР. Я не могу говорить об этом с отцом, потому что он велел мне не лезть в чужие дела.

ЖЕНЩИНА ИЗ ДОМА №40. Возможно, тебе стоит его послушаться.

КРИСТОФЕР. Значит, вы не знаете ничего, что дало бы мне хоть какую-то зацепку?

ЖЕНЩИНА ИЗ ДОМА №40. Нет. А ты будь поосторожнее.

КРИСТОФЕР. Хорошо. Спасибо, что ответили на мои вопросы.

А вы не знаете, кто в четверг вечером убил Веллингтона?

МИСТЕР ВАЙЗ. Черт побери! Теперь в полицию, видно, совсем зеленых юнцов набирают.

 

Мистер Вайз смеется. Кристофер уходит.

 

КРИСТОФЕР. Вы случайно ничего не знаете про убийство Веллингтона?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Боюсь, тебе придется повторить еще разок. Я немного глуховата.

КРИСТОФЕР. Вы случайно ничего не знаете про убийство Веллингтона?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Да, я что-то слышала вчера. Ужасно. Просто ужасно.

КРИСТОФЕР. Вы не знаете, кто его убил?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Нет, не знаю.

КРИСТОФЕР. Кто-то должен знать. Например, сам убийца. Он точно знает, что убил Веллингтона. Если только это не сумасшедший, который сам не знал, что делал, или, может, больной амнезией.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Возможно, ты прав.

КРИСТОФЕР. Спасибо за помощь в моем расследовании.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Ты Кристофер, да?

КРИСТОФЕР. Да, я живу в доме 36.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. А я миссис Александер. Мы ведь раньше никогда не разговаривали, по-моему.

КРИСТОФЕР. Нет. Я не разговариваю с незнакомыми людьми. Но сейчас я провожу детективное расследование.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. А я каждый день вижу, как ты идешь в школу. Очень мило, что ты зашел со мной поболтать. Даже если это только ради твоего расследования.

КРИСТОФЕР. Спасибо.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. У меня есть внук твоего возраста.

КРИСТОФЕР. Мне пятнадцать лет, три месяца и три дня.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Ну, почти твоего возраста. У тебя ведь нет собаки, верно?

КРИСТОФЕР. Нет.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. А тебе, наверное, очень бы хотелось иметь собаку.

КРИСТОФЕР. У меня есть крыса.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Крыса?

КРИСТОФЕР. Ее зовут Тоби.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. О!

КРИСТОФЕР. Большинство людей не любит крыс, потому что они думают, что крысы разносят разные болезни вроде бубонной чумы. Но это было только потому, что они жили в сточных канавах или прятались на кораблях, приходивших из дальних стран, где были распространены диковинные болезни. А вообще крысы очень чистые.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Не хочешь зайти на чашку чая?

КРИСТОФЕР. Я не хожу домой к чужим людям.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Ну, тогда я могу принести тебе чай прямо сюда. Или, может, ты больше любишь лимонад?

КРИСТОФЕР. Я люблю только Фанту.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. К счастью, у меня и это найдется. А как насчет кусочка кекса Баттенберг?

КРИСТОФЕР. Не знаю. Потому что я не знаю, что такое кекс Баттенберг.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Это как торт. С марципановой глазурью.

КРИСТОФЕР. Это длинный кекс, квадратный в поперечном сечении, разделенный на квадраты одинакового размера, раскрашенные в попеременно чередующиеся цвета?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Да, наверное, его можно и так описать.

КРИСТОФЕР. Я бы хотел только розовые квадраты, а желтые нет. Потому что я не люблю ничего желтого. И еще я не знаю, что такое марципан, поэтому не знаю, понравится ли он мне.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Боюсь, марципан тоже желтого цвета. Знаешь, лучше я принесу тебе печенье. Ты же любишь печенье?

КРИСТОФЕР. Люблю, но не всякое.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Вот и хорошо. Я принесу разного.

 

Она уходит в дом.

Кристофер ждет. Прежде чем миссис Александер вернется:

 

ШКОЛА

 

ШИВОН. Она передвигалась очень медленно, потому что она была уже очень пожилая леди. Ее не было больше шести минут, и я уже начал нервничать, ведь я не знал ее настолько хорошо, чтобы быть уверенным, что она говорит правду насчет Фанты и кекса Баттенберг. Мне пришло в голову, что она пошла звонить в полицию, и тогда у меня могут возникнуть еще б о льшие проблемы – из-за моего предупреждения. Поэтому я ушел.

КРИСТОФЕР. Предположим, вы хотите убить собаку.

ШИВОН. Боже упаси!

КРИСТОФЕР. Я думаю, что собаку можно убить, только если а) вы ее ненавидите, или б) вы сумасшедший, или в) вы хотите причинить зло миссис Ширс. Я не знаю никого, кто бы ненавидел Веллингтона, так что, если это было а), то это сделал кто-то чужой. Точно так же я не знаю тут ни одного сумасшедшего, поэтому, если это было б), то это тоже сделал кто-то чужой.

ШИВОН. Правильно.

КРИСТОФЕР. Но большинство убийств совершают люди, знакомые жертвам. И вообще у вас больше всего шансов быть убитыми в рождество членами собственной семьи.

ШИВОН. Ты уверен?

КРИСТОФЕР. Да, это факт. Поэтому, скорее всего, Веллингтона убил кто-то, кого он знал. Я знаю только одного человека, который не любит миссис Ширс, и это мистер Ширс, который с ней развелся и переехал жить куда-то еще, и, естественно, Веллингтон знал его очень хорошо. Это значит, что мистер Ширс – мой главный подозреваемый.

ШИВОН. Кристофер!

КРИСТОФЕР. Я собираюсь побольше о нем разузнать.

 

ДОМА

 

Эд поворачивается к Кристоферу.

 

ЭД. Где ты был?

КРИСТОФЕР. На улице.

ЭД. Мне только что звонила миссис Ширс. Какого черта ты шарил у нее в саду?

КРИСТОФЕР. Я занимался своим детективным расследованием, чтобы выяснить, кто убил Веллингтона.

ЭД. Кристофер! Ну сколько раз тебе повторять? Не лезь не в свое дело.

КРИСТОФЕР. Мне тут пришло в голову: может, его убил мистер Ширс?

ЭД. (кричит) Я запрещаю произносить имя этого человека в моем доме!

 

Пауза

Все находящиеся на сцене замирают и смотрят на Эда и Кристофера.

 

КРИСТОФЕР. Почему?

ЭД. Потому что этот человек плохой.

КРИСТОФЕР. Значит, он все-таки мог убить Веллингтона?

ЭД. Господи, дай мне силы!

КРИСТОФЕР. Я знаю, ты мне уже говорил, чтобы я не лез в чужие дела, но ведь миссис Ширс нам друг.

ЭД. Теперь уже не друг.

КРИСТОФЕР. Как это?

ЭД. Так. Говорю это в последний раз и повторять не собираюсь. Да смотри же ты на меня, когда я с тобой разговариваю! Посмотри на меня. Ты больше не будешь спрашивать миссис Ширс, кто убил ее собаку. Ты больше никого не будешь спрашивать, кто убил этого треклятого пса. Ты больше не будешь залезать в чужие сады. Ты прямо сейчас прекратишь свое идиотское расследование. Ты должен мне это обещать, Кристофер. И ты знаешь, что обещания нужно исполнять.

КРИСТОФЕР. Знаю.

ЭД. Пообещай, что ты прямо сейчас прекратишь эту дурацкую игру в детектива. Договорились?

КРИСТОФЕР. Договорились. Обещаю.

 

ШКОЛА

 

КРИСТОФЕР. В общем, с книгой покончено. Папа запретил.

ШИВОН. Ну что ж, Кристофер, раз отец попросил тебя остановиться, то, скорее всего, у него есть для этого какая-то веская причина. Поэтому, думаю, тебе следует остановиться. Но ты все равно можешь собой гордиться: то, что ты успел написать, просто поразительно.

КРИСТОФЕР. Я успел слишком мало.

ШИВОН. Некоторые очень хорошие книги совсем короткие.

КРИСТОФЕР. / перебивает / Но это не настоящая книга.

ШИВОН. Почему же?

КРИСТОФЕР. Потому что в ней нет настоящего конца. Я так и не выяснил, кто убил собаку. Так что убийца до сих пор на свободе.

ШИВОН. Ну, не все убийства раскрываются, и не всех убийц удается поймать.

КРИСТОФЕР. Мне совсем не нравится мысль, что убийца может жить где-то поблизости, и что я могу наткнуться на него на улице поздно вечером.

ШИВОН. Не думаю, что это произойдет, Кристофер.

КРИСТОФЕР. Это вполне возможно. Обычно убийства совершаются людьми, которых жертва знает.

Отец велел никогда не упоминать имя мистера Ширса в нашем доме, потому что он плохой человек. Может быть, это значит, что именно мистер Ширс убил Веллингтона?

ШИВОН. Кристофер, по-моему, тебе лучше послушаться отца.

 

УЛИЦА

 

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Что с тобой случилось в прошлый раз?

КРИСТОФЕР. В какой раз?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Я тогда вернулась, а тебя уже не было. И мне пришлось самой съесть все печенье.

КРИСТОФЕР. Я ушел.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Это я поняла.

КРИСТОФЕР. Я подумал, что вы можете позвонить в полицию.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Господи боже мой, да к чему мне это?

КРИСТОФЕР. Потому что я совал нос в чужие дела, а папа сказал, чтобы я перестал искать убийцу Веллингтона. А полицейский уже сделал мне предупреждение, так что если у меня будут еще проблемы, все будет намного серьезнее.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Ты, наверное, очень стеснительный, Кристофер.

КРИСТОФЕР. Просто мне нельзя с вами разговаривать.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Не беспокойся, я ничего не расскажу полиции или твоему папе, ведь нет ничего дурного в том, что мы с тобой поболтали. Просто по-соседски перемолвились парой слов, правда?

КРИСТОФЕР. Я не люблю болтать.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. А компьютеры ты любишь?

КРИСТОФЕР. Да, компьютеры люблю. У меня дома есть компьютер в моей комнате.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Я знаю. Когда я смотрю в окно, мне иногда видно, как ты сидишь за компьютером в своей спальне.

КРИСТОФЕР. Еще я люблю математику и ухаживать за Тоби. И космос, и еще быть один.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Уверена, что тебе хорошо дается математика.

КРИСТОФЕР. Да, я даже буду сдавать выпускной экзамен в следующем месяце. Госэкзамен.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Экзамен за весь курс математики? Правда?

КРИСТОФЕР. Да. Я никогда не говорю неправды.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Конечно. Извини. Я не имела в виду, что ты говоришь неправду. Я просто не была уверена, что правильно расслышала. Иногда я бываю глуховата.

КРИСТОФЕР. Я помню, вы уже говорили. Я стану первым, кто будет сдавать госэкзамен в нашей школе. Потому что это специальная школа.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Это просто замечательно! Надеюсь, ты получишь отличную оценку.

КРИСТОФЕР. Обязательно получу.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. И еще я про тебя знаю, что желтый – не самый твой любимый цвет.

КРИСТОФЕР. Правильно. И еще коричневый. Мой самый любимый цвет – красный. И цвет металла. Вы знаете мистера Ширса?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Не очень хорошо. Мы здоровались на улице, но я мало что о нем знаю. Кажется, он работал в банке. В местном отделении National Westminster.

КРИСТОФЕР. Папа сказал, что он плохой человек. Вы не знаете, почему он так сказал?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Ох, Кристофер, возможно, нам не ст о ит это обсуждать.

КРИСТОФЕР. Почему?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Потому что, может быть, твой отец прав, и тебе лучше никого об этом не расспрашивать.

КРИСТОФЕР. Но почему?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Потому что эти разговоры могут его только огорчить.

КРИСТОФЕР. Почему они могут его огорчить?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Потому что… думаю, ты сам понимаешь, почему твой отец не слишком любит мистера Ширса.

КРИСТОФЕР. Потому что мистер Ширс убил мою маму?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Как убил?

КРИСТОФЕР. Ну да. Это он ее убил?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Нет, нет, что за глупости. Конечно, он ее не убивал.

КРИСТОФЕР. Но это из-за него у нее был такой стресс, что она умерла от инфаркта?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Честно говоря, я вообще не понимаю, о чем ты, Кристофер.

КРИСТОФЕР. Или, может быть, он ее как-нибудь поранил, и ей пришлось лечь в больницу?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Ей пришлось лечь в больницу?

КРИСТОФЕР. Да. Сначала у нее не было ничего серьезного, но потом у нее случился инфаркт.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Господь всемогущий!

КРИСТОФЕР. И она умерла.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Силы небесные! Кристофер, мне очень, очень жаль. Я ведь ничего не знала.

КРИСТОФЕР. А почему вы сказали: «Думаю, ты сам понимаешь, почему твой отец не слишком любит мистера Ширса»?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Ах ты, господи! Так ты ничего не знаешь?

КРИСТОФЕР. А что я должен знать?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Послушай, Кристофер. Давай лучше пойдем погуляем в парке. Тут неподходящее место для подобных разговоров.

 

ПАРК

 

Я кое-что тебе скажу, только пообещай, что не расскажешь об этом отцу.

КРИСТОФЕР. Почему?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Мне не стоило говорить того, что я уже сказала. Но если я ничего не объясню, тебе будет непонятно, что я имела в виду. И ты пойдешь с вопросами к отцу. А я этого не хочу, потому что тогда он расстроится. Поэтому лучше я сама тебе все объясню. Но прежде пообещай, что никому не скажешь.

КРИСТОФЕР. Почему?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Кристофер, пожалуйста, верь мне.

КРИСТОФЕР. Хорошо, обещаю.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Так вот: перед своей смертью твоя мама и мистер Ширс очень дружили.

КРИСТОФЕР. Это я знаю.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Я не уверена, что ты меня понял. Я имею в виду, что они были близкими друзьями. Очень-очень близкими.

КРИСТОФЕР. Вы хотите сказать, что у них был секс?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Да. Именно это я и имею в виду.

Прости меня, пожалуйста, Кристофер. Я совсем не хотела тебя огорчать.

КРИСТОФЕР. Значит, мистер Ширс ушел от миссис Ширс, потому что занимался сексом с кем-то еще, пока был на ней женат?

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Да, скорее всего.

КРИСТОФЕР. По-моему, мне пора идти.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. С тобой все в порядке?

КРИСТОФЕР. Я не должен оставаться с вами наедине, потому что вы мне чужая.

МИССИС АЛЕКСАНДЕР. Какая же я чужая? Я твой друг.

 

ДОМА

Эд находит дневник Кристофера.

 

ЭД. Это что?

 

Кристофер смотрит на Эда.

 

КРИСТОФЕР. Это книга, которую я пишу.

ЭД. Это правда? Ты действительно разговаривал с миссис Александер?

КРИСТОФЕР. Да.

ЭД. Мать твою, Кристофер, ты что, совсем идиот? Я тебе что говорил?

КРИСТОФЕР. Не упоминать имя мистера Ширса в этом доме. Не спрашивать миссис Ширс или кого-то другого, кто убил этого треклятого пса. Не залезать в чужие сады. И прекратить идиотскую игру в детектива. Только я ведь ничего этого не делал. Я просто спросил миссис Александер про мистера Ширса, потому что…

ЭД. Только не надо принимать меня дурака! Паршивец. Ты прекрасно знал, что делал, черт тебя возьми. Не забывай, что я прочел твою книжку. А еще что я тебе говорил?

КРИСТОФЕР. Не помню.

ЭД. Да ладно, память – это единственное, что у тебя нормально работает. Не совать свой любопытный нос в чужие дела. Говорил? А ты что делаешь? Ходишь по соседям, что-то выпытываешь, копаешься в прошлом и потом выкладываешь все это каждому встречному-поперечному. Как же ты меня достал, Кристофер! Как же ты меня достал!

КРИСТОФЕР. Я просто немного поболтал с миссис Александер. Я не занимался никаким расследованием.

ЭД. Я прошу тебя сделать для меня кое-что. Одну-единственную вещь.

КРИСТОФЕР. Я даже не хотел разговаривать с миссис Александер, это она сама стала…

Эд хватает Кристофера за руку.

Кристофер вскрикивает.

Эд трясет Кристофера обеими руками.

Кристофер падает без сознания на несколько секунд.

Эд стоит над ним. Дневник все еще у него в руке.

 

ЭД. Черт, мне надо выпить.

Эд уходит.

Возвращается он уже без дневника. Смотрит на Кристофера некоторое время, прежде чем заговорить.

 

ЭД. Прости, что я тебя ударил. Я не хотел.

Я очень тебя люблю, Кристофер. Всегда помни об этом. Знаю, иногда я выхожу из себя, хотя и понимаю, что не должен этого делать. Но это только потому, что я волнуюсь за тебя, потому, что не хочу, чтобы ты попал в беду, чтобы тебе причинили боль. Понимаешь?

КРИСТОФЕР. Где моя книга?

ЭД. Кристофер, ты понимаешь, что я тебя люблю?

 

Эд протягивает сыну правую руку с растопыренными пальцами. Кристофер делает то же самое левой рукой. Их пальцы соприкасаются.

 

КРИСТОФЕР. Ты ее выбросил в мусорный бак перед домом?

 

ПЛАН ДОМА

 

ШИВОН. Когда я вернулся из школы, отца еще не было дома, поэтому я пошел на улицу и проверил мусорный бак. Книги там не было. Мне пришло в голову, что отец мог положить ее в свой фургон и отвезти на свалку. Но я не хотел в это верить, ведь это бы значило, что я никогда больше ее не увижу. Еще отец мог спрятать книгу где-то в доме. Так что я решил еще раз стать детективом и попытаться ее найти.

Сначала я обыскал кухню.

Потом кладовку.

Потом столовую.

Потом я обыскал гостиную, где обнаружил под диваном пропавшее колесо от моей модели Мессершмитта БФ 109-Г6.

Затем я пошел наверх, но решил не обыскивать свою спальню, потому что подумал, что отец не стал бы прятать что-то от меня в моей же собственной комнате. Конечно, он мог оказаться очень хитрым и прибегнуть к «двойному блефу» – так это называется в книжках про расследование громких убийств. Поэтому я решил искать у себя в комнате, только если больше нигде не найду.

Я обыскал ванную комнату, но там можно было что-либо спрятать только за бойлером. А за ним было пусто.

И это означало, что мне оставалось проверить только комнату отца.

 

Сначала я посмотрел под кроватью.

Там было семь ботинок, расческа с пуком застрявших волос, разводной ключ, одно шоколадное печенье, журнал под названием «Плэйбой», дохлая пчела, галстук с Гомером Симпсоном, деревянная ложка – но моей книги не было.

Я начал искать в ящиках туалетного столика. Но там оказались только щипчики для ногтей, аспирин, батарейки, зубная нить, один тампон, бумажные салфетки, запасной вставной зуб - но книги и здесь не было.

Тогда я открыл папин платяной шкаф. На дне стоял большой пластмассовый ящик для инструментов, в котором были инструменты для разных домашних дел, но его мне даже не нужно было открывать, потому что он был из прозрачной серой пластмассы. А под ним я увидел коробку. Я вынул ящик и стал ее разглядывать. Коробка была старая, картонная – такие называют «коробка для рубашек», потому что раньше в них продавались мужские рубашки.

 

Кристофер поочередно находит все перечисленные предметы, пока не доходит до коробки для рубашек.

 

ШИВОН. И когда я открыл эту коробку, то увидел свою книгу.

 

Кристофер находит свой дневник.

 

ШИВОН. В этот момент я услышал, как подъехал фургон отца, и понял, что мне нужно быстрее соображать и вести себя по-умному.

Я услышал, как отец захлопнул дверцу фургона.

И в этот самый момент я увидел тот конверт.

Это было письмо, адресованное мне. Оно лежало под моей книгой вместе с какими-то другими конвертами. Я достал его из коробки.

 

Кристофер берет письмо.

 

ШИВОН. Письмо не было распечатано. На конверте было написано:

ДЖУДИ. Кристофер Бун, Рэндольф Стрит, 36, Свиндон, графство Уилтшир.

ШИВОН. Тут я заметил, что там еще много конвертов, все с моим именем. Это было очень странно и непонятно.

В последний момент я обратил внимание на то, как были написаны слова «Кристофер» и «Свиндон». Они были написаны вот так:

ДЖУДИ. Кристофер. Свиндон.

ШИВОН. Я знаю только трех человек, которые вместо точки над буквой «И» рисуют маленькие кружочки. Одна из них Шивон. Потом мистер Локсли, который раньше работал у нас в школе. И еще мама.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ

 

ЭД. Кристофер!

КРИСТОФЕР. Привет.

ЭД. Чем занимался сегодня, дружище?

КРИСТОФЕР. Сегодня у нас был урок по навыкам самостоятельной жизнедеятельности с Шивон: она рассказывала, как пользоваться деньгами и общественным транспортом. На обед я съел томатный суп и три яблока. После обеда позанимался математикой, а потом мы пошли в парк с миссис Питерс и собирали листья для коллажей.

ЭД.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: