STATE SOVEREIGNTY: THE PRACTICE OF REALIZATION




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

Федоров Алексей Александрович

Студент 4 курса кафедры Уголовного права и Криминологии

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск

 

 

Научный руководитель: Навальный Сергей Викторович

к.ю.н., доцент кафедры Теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск

 

Аннотация: Статья посвящена анализу международно-правовой категории суверенитета государства, дается общая характеристика данного института. Предпринята попытка выявления актуальных теоретических и практических проблем реализации государственного суверенитета в эпоху современности.

Ключевые слова: государство, суверенитет, институт, государственный суверенитет, современное государство, практика.

 

STATE SOVEREIGNTY: THE PRACTICE OF REALIZATION

 

Fedorov Alexey Alexandrovich

4th year student departments of Criminal law and criminology

FSBEI of HE Krasnoyarsk SAU

Russia, Krasnoyarsk

 

 

Scientific supervisor: Navalny Sergey Viktorovich

PhD in law, associate Professor of the Department of Theory and history of state and law

FSBEI of HE Krasnoyarsk SAU

Russia, Krasnoyarsk

 

 

Annotation: the Article analyzes the international legal category of state sovereignty and provides a General description of this institution. An attempt is made to identify actual theoretical and practical problems of state sovereignty implementation in the modern era.

Keywords: state, sovereignty, institution, state sovereignty, modern state, practice.

 

Актуальность темы научной статьи заключается в том, что проблема суверенитета государства до настоящего времени считается одной из самых дискуссионных и обсуждаемых вопросов. Так, сущность суверенитета, как правило, это независимость от каких-либо внешних факторов, а государственный суверенитет означает, в первую очередь, верховенство государства на своей территории, а также независимость в международных отношениях. Соответственно суверенное государство осуществляет высшую власть исключительно в пределах своих границ. Верховенство государственной власти внутри страны складывается из таких моментов, как:

¾ разносторонность;

¾ принимаемые решения верховной власти распространяются непосредственно на все партии, на всех граждан, а также общественные объединения всей страны;

¾ исключительные полномочия и т.д. [1].

Также, государство определяет взаимоотношение с иными государствами (они не имеют права вмешиваться внутренние дела друг друга).

Суверенитет государства осуществляется вне зависимости от величины своей территории, политического режима, а также численности населения. Необходимо отметить, что суверенное государство включает в себя следующие основополагающие принципы:

Во-первых, это единство (то есть неделимость) территории;

Во-вторых, невмешательство во внутренние дела того или иного суверенного государства;

И в-третьих, неприкосновенность территориальных границ [2, с. 571].

На наш взгляд, суверенитет, выступая в качестве признака государства, проявляет себя в качестве особого субъекта политических отношений и главного компонента всей политической системы общества. Однако, наряду с указанным государственный суверенитет не является беспредельным, внутри страны он считается ограниченным суверенитетом всего народа.

Вышеуказанное понятие государственного суверенитета показывает, что с данным понятием прочно связано и само понятие суверенных прав. А суверенными правами государства принято считать обусловленные непосредственно сущностью суверенного государства конкретные права государства заниматься распространением своей власти на деятельность юридических и физических лиц, а также на объекты не только в пределах своей территории, но также за ее пределами. Если рассматривать именно последний пункт, то в данном случае права суверенного государства находят свое отражение в международных договорах. Одним из важнейших суверенных прав государства считается осуществление им законотворческой монополии. Законотворческая монополия заключается в том, что никто иной помимо самого государства не наделен правом издавать законы на своей территории (то есть общеобязательные предписания для граждан и юридических лиц) [3, с.117].

Государственный суверенитет также предполагает правовое равенство независимых государств. Данный принцип нашел свое отражение в международных документах (Устав ООН и иных). По мнению многих ученых и правоведов, наличие развитого института государственного суверенитета зависит непосредственно от внешних факторов, поскольку суверенитет без них не имеет смысла. На наш взгляд, внутренний и внешний суверенитет необходимо объединить в единый, однако, важно учесть происходящие политические ситуации в мире.

Таким образом, любое государство, будь оно федеративным либо же унитарным, обладает единственным и одним государственным суверенитетом, формирующимся волей составляющего его населения, т.е. народа и граждан. Что касается непосредственно государственного суверенитета Российской Федерации, то он был провозглашен 12.06.1990 года путем принятия общеобязательного предписания (Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации») [4, с.306].

Как следует из курса конституционного права России, к конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации принято относить следующее:

Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации: Конституция РФ обладает высшей юридической силой, прямым действием, а также применяется на территории всей РФ [1];

Во-вторых, законы, а также другие нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству, а в случаях противоречия между федеральным законом и другим нормативным актом, изданным в РФ, то действует федеральный закон;

В-третьих, неприкосновенность границ и территориальная целостность;

В-четвертых, единство вооруженных сил;

В-пятых, единое валютное, финансовое, таможенное и кредитное регулирование;

В-шестых, единство всего экономического пространства, денежная эмиссия;

И в-седьмых, защита суверенитета во внешних и внутренних делах [1].

Итак, в завершении настоящего исследования необходимо отметить, что на сегодняшний день наблюдается проблема суверенитета в федеративном государстве, что, как правило, состоит в непризнании или признании за конкретными субъектами. В нашем федеративном государстве носителем суверенности считается сама Федерация. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что субъекты (в частности республики), входящие в состав РФ своим правом свободного выхода из состава данной Федерации не пользуются, поэтому даже теоретически их нельзя назвать суверенными.

В соответствии с общими нормами конституционного права РФ, основными направлениями нашего государственного суверенитета принято считать:

¾ обеспечение верховенства закона на всей территории страны;

¾ обеспечение единства (целостности) территории;

¾ защита всей экономической системы;

¾ обеспечение функционирования налоговой и финансовой системы;

¾ обеспечение функционирования всего аппарата управления [1].

Осуществление суверенитета государства происходит непосредственно через деятельность исполнительно-распорядительных, а также судебных органов на территории государства. В России государственная власть осуществляется на основе разделения власти (исполнительная, законодательная, судебная). Основная роль в охране суверенитета Российской Федерации отведена представителям правоохранительных органов, поскольку именно на правоохранительные органы государство возлагает ряд полномочий по применению необходимых средств воздействия в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения законодательных актов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: