Задание по тексту
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Учёные считают, что безвредных лекарств нет и быть не может. (2)Невозможность в целом ряде случаев избежать побочных эффектов определяется прежде всего двумя обстоятельствами: во-первых, любое лекарство — так или иначе чужеродное организму химическое соединение, а во-вторых, создание лекарственных средств, действующих только на определённые, нужные врачу и пациенту структуры в организме, невозможно. (3)<…> мечта о лекарстве — «волшебной пуле», которая достигла бы цели, не нанося попутного ущерба, всё-таки утопична.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Мечта о безвредном лекарстве утопична, поскольку невозможно создать чужеродный организму химический препарат, действующий только на определённые структуры организма.
2) Учёные не уверены в том, что безвредных лекарств нет и быть не может.
3) Любое лекарство — так или иначе чужеродное организму химическое соединение.
4) Мечта о волшебной пуле, не наносящей попутного вреда организму, всегда будет только мечтой.
5) Чужеродные организму химические препараты действуют не на определённые структуры организма, а на весь организм в целом, а значит, создать безвредное лекарство невозможно.
2. Самостоятельно подберите союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СРЕДСТВО, -а, ср.
|
1) Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое средство.
2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.
3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Средства от кашля.
4) Деньги, кредиты. Оборотные средства.
5) Капитал, состояние. Человек со средствами.
Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)«Привал без костра — что чай без сахара» — так говорят туристы. (2)В самом деле, что может быть прекраснее костра в вечерний час или рано поутру на опушке леса, в излучине реки или в другом глухоманном местечке?! (3)Темень отошла, напуганная огнём, за кусты. (4)Хворост полыхает со слабым треском, где-то рядом полусонное эхо робким шёпотом повторяет этот треск. (5)Изредка ухает филин, бессменный ночной сторож. (6)Глянешь в реку — залюбуешься: звёзд не счесть. (7)Кажется, именно тут, в реке, кто-то черпает звёзды и рассыпает их по небу.
(8)Да, костёр на лоне природы — это чудо из чудес. (9)В любое время года и особенно с весны до зимы. (10)Нужно же сварить еду, обсушиться, обогреться. (11)Кто-кто, а лесник Федотыч это понимает хорошо. (12)Была пора, он вместе с туристами радовался каждому костру, пока… костры не растревожили его душу, пока они не стали тревожными.
(13)Кто их знает, этих туристов! (14)Все — малые и старые, рабочие и инженеры, студенты и профессора — одеты по-спортивному, с рюкзаками за плечами. (15)На первых порах знакомства с этим подвижным народом Федотыч ко всем относился с одинаковой вежливостью и учтивостью. (16)Человек сызмальства лесной, понимающий толк в природной красе, он радовался всем, кто по велению души отдавал досуг знакомству с глухими местами, где служил он, Федотыч. (17)Старик был счастлив, когда первые туристы заночевали на Лосином острове, что на Волге, у моря Московского, под городом Конаковом. (18)Пускай под вызвездившим небом, под кроткий говор волн отведут, как говорится, свои души, оставшись наедине с берёзками и соснами.
|
(19)Да, тогда он был счастлив. (20)Но теперь, после того как на кострах туристы спалили на острове всё, что можно было спалить, старик уже не радуется.
(21)Сперва гости оправдывались так:
— Мы ведь срубили самые низкорослые.
(22)Не стало низкорослых деревьев:
— Самые кривые.
(23)Потом:
— Самые тонкие.
(24)А когда и таких не стало, оправданием служило то, что, дескать, «выбирали деревья менее ценных пород». (25)И так до полного изничтожения всей растительности.
(26)Славившийся всего лишь несколько лет назад своими таинственными зарослями и даже чащобами, Лосиный остров совсем облысел — тут ни одного дерева, ни одного куста, будто какой-то нечистый дух по злобе оболванил его наголо. (27)Уже не заплывают сюда, как бывало, лоси для безопасной передышки и своих звериных встреч в потайном обиталище. (28)И птица пролетает мимо, не садится. (29)Не останавливаются здесь и туристы, едут дальше — в Судимирский бор и Выдогощенский лес. (30)Теперь там с весны до зимы сереют палатки, пылают костры, звучат песни. (31)Пока рубится «самое низкорослое». (32)Сердце холодеет при мысли, что и эти жемчужины природы может постигнуть такая же трагическая участь, как Лосиный остров… (П. Дудочкин*)
|
* Пётр Петрович Дудочкин (1915–2000) — русский писатель, публицист, член Союза писателей РСФСР, автор нескольких книг, очерков, множества статей, рассказов, фельетонов; любимыми темами П. Дудочкина стали охрана природы, дети и их судьбы.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Старик Федотыч — человек, всем сердцем чувствующий красоту окружающего мира, беззаветно любящий природу Лосиного острова.
2) Уже несколько лет назад лесник Федотыч предполагал, что присутствие туристов на Лосином острове нанесёт вред природе.
3) Лосиный остров, Судимирский бор, Выдогощенский лес — жемчужины природы, бережно охраняемые государством.
4) Деревья вырубались туристами потому, что необходимо было провести перепись всех ценных пород деревьев, произраставших на Лосином острове.
5) Старик Федотыч радовался кострам только поначалу.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1.
2) В предложениях 8–9 содержится рассуждение.
3) В предложении 13 представлено описание.
4) В предложении 15 представлено описание.
5) В предложении 32 содержится повествование.
24. Из предложений 1–7 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 13–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«С щемящей сердце грустью описывает автор красоту природы Лосиного острова. Этому служит, например, такой троп, как (А)____ (в предложении 7, «кроткий говор волн» в предложении 18, «жемчужина природы» в предложении 32). Невыразимой красотой окружающего мира вместе с автором любуется и старый лесник Федотыч, поначалу радовавшийся туристам. Такой приём, как (Б)____ в предложениях 19–20, помогает передать, как изменилось отношение лесника к тем, кто с легкостью уничтожал эту красоту. О последствиях бездумного отношения людей к природе Лосиного острова говорится с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (В)_____ в предложениях 26–29. А такое синтаксическое средство, как (Г)____ (в предложении 32), звучит как грозное напоминание всем нам о трагической судьбе Лосиного острова — одного из навсегда утраченных прекрасных уголков русской природы».
Список терминов:
1) книжная лексика
2) ряды однородных членов
3) сравнительный оборот
4) эпитет
5) метафора
6) противопоставление
7) восклицательное предложение
8) индивидуально-авторское слово
9) фразеологизм