Рассмотрение исторических клавишных инструментов, входит самым непосредственным образом в программу курса для профессиональных пианистов.




ЩИПКОВЫЕ И КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

Арфа имеет форму большого треугольника, внутри которого натянуты струны различной длины. Объем арфы (Агра) от контр «до» до фа 4-й октавы по диатоническому звукоряду гаммы до-бемоль-мажор. До второй половины прошлого столетия арфа была столь несовершенна, имея в своем звукоряде только диатонические гаммы, что се применение сводилось в основном к арпеджи-рованному аккомпанементу или к исполнению простеньких мелодий с аккомпанементом. Изобретенный в последние годы прошлого столетия механиком Эраром (Франция) педальный механизм дал возможность производить на арфе различные модуляции и исполнять весьма сложные произведения. Механизм арфы вкратце сводится к следующему. В нижней части инструмента, в особых вырезах, находятся семь педалей, по количеству семи основных звуков. Строй арфы до-бемоль-мажор. Исполнитель изменяет настройку арфы движением педалей, действуя нажимом обеих ног. Каждая педаль может повышать один звук во всех октавах на полутон и на целый тон. Это достигается нажимом педали на одну зарубку (на ½ тона) и на две зарубки (для повышения на 1 тон). Педаль, при ее нажиме на одну зарубку, приводит в движение особый механизм, вилку, находящуюся на верхней части арфы и зажимающую струну, заставляя ее звучать выше. Педали носят название тех звуков, которые они повышают или понижают. Следовательно, если все педали нажать по одному разу (на одну зарубку), строй арфы повысится на ½ тона, и мы получим гамму до-мажор. При дальнейшем нажиме на все педали иа вторую зарубку мы получим строй арфы до-диез-мажор. При использовании различных комбинаций педалей можно получить любые мажорные и минорные тональности. Помимо различной гаммо-образной и арпеджированной техники, на арфе весьма часто употребляется особый эффектный прием — глиссандо по звукам септаккордов (всех уменьшенных, некоторых доминант и малых вводных). Этот прием достигается путем сведения к энгармоническому равенству некоторых струн арфы. Например, требуется получить глиссандо по звукам следующего септаккорда: Арфист приводит педали в следующее положение: Педаль до-бемоль остается на месте (так как до-бемоль энгармонически равен си). Педаль ре-бемоль опускается на одну зарубку (получается ре). Педаль ми-бемоль опускается на две зарубки (полученный ми-диез энгармонически равен фа). Педаль фа-бемоль опускается на одну зарубку (получается фа). Педаль соль-бемоль опускается на две зарубки (получается соль-диез, энгармонически равный ля-бемоль). Педаль ля-бемоль остается на месте. Педаль си-бемоль опускается на одну зарубку (получается си-бекар). Итак, некоторые из соседних струн имеют, по сути дела, одинаковую настройку, и исполнитель может скользить пальцем на протяжении всего звукоряда, не боясь встретить звуки, чуждые названному септаккорду. Для такой перестройки требуется некоторое время (один— два такта в медленном темпе). Повышения же одного-двух звуков не требуют, обычно, каких-либо пауз, и исполнитель действует педалями во время исполнения без труда. На арфе возможно применение флажолетов, получаемых особым щипком, с одновременным прикосновением тыльной части руки к струне. Полученный флажолет звучит октавой выше основного звука. Обычно применяются однозвучные, двухзвучные флажолеты для каждой из рук. Партия арфы пишется на двух нотоносцах в скрипичном и басовом ключах. Исполнитель применяет при игре лишь четыре пальца каждой из рук (без мизинца). (См. примеры 2, 6, 10, 26, 28, 33). Из других щипковых инструментов изредка встречаются в симфоническом оркестре гитара, мандолина, балалайка и др.

 

Орган — духовой инструмент, в котором клавишный механизм открывает доступ воздуху в органные трубы, имеющие различный тембр. Орган имеет некоторое применение в партитурах западных и русских композиторов, особенно в тех сочинениях, в которых требуется изображение религиозных эпизодов протестантско-католической службы. Иногда орган применяют для усиления и поддержки звучности большого симфонического оркестра.

Программы некоторых сюжетов оперной и симфонической музыки требуют применения редких инструментов: старинных народных (свирелей, некоторых щипковых, ударных и т. п.) или исторических инструментов (виоль д'амур, клавесин и проч.),

Рассмотрение исторических клавишных инструментов, входит самым непосредственным образом в программу курса для профессиональных пианистов.

Из клавишных инструментов, помимо описанной выше, в ударных инструментах- челесты, в оркестре иногда применяется фортепиано (рояль или пианино). В партитурах русских композиторов фортепиано часто применяется для изображения звуков древнерусского инструмента — гуслей.

Справка о инструменте Челеста (Celesta): (принадлежит к группе ударных-клавишных). Объём: ОТ ДО мал. Октавы до до 3-й октавы. В челесте молоточки клавишного механизма, обтянутые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Для продолжительности звука под пластинками помещены деревянные резонансы в виде ящичков. Внешне челеста похожа на маленькое пианино.

Видео об инструменте Челеста:

https://yadi.sk/i/ZfSnH_Wu3SmNHc

Справка о инструменте колёсная лира. По классификации инструмент «фрикционный»

Фрикционные музыкальные инструменты - звук в которых появляется за счет трения о звучащее тело (с применением смычка, специального колеса, пальца и т. д.). Пример- колёсная лира (нем. Drehleier, англ. hurdy-gurdy, итал. ghironda, фр. vielle à roue и др.) Колёсная лира классифицируем так – « язычковый фрикционный музыкальный» инструмент.

Внутреннее устройство и звукоизвлечение на колёсной лире:

Колесная лира имеет корпус от лютни или виолы, на который натянуты два набора струн (4-5 мелодических и еще три-четыре для «гудения»). Звук возникает от трения струн о вращающееся колесо-смычок. На корпусе инструмента располагается с десяток клавиш-рычагов, нажатие которых укорачивает звучащую часть мелодических струн. Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса. Видео – исполнение на колёсной лире. Яндекс-диск:

https://yadi.sk/i/_EUfQMeV-7H6bg

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: