№ | Этап консультативного процесса | Задачи этапа | Приемы и техники | Пример |
1. | 0-этап (ознакомительная сессия) | -определение цели; -обсуждение административных вопросов; -знакомство клиента и коуча друг с другом; -формулирование ожиданий. -создание атмосферы доверия и сотрудничества Именно в этот момент большинство клиентов узнает, чего они могут ожидать от коучинга. Кроме того, они уясняют, что собой представляют, к чему стремятся, какие силы им потребуются, чтобы добраться туда, куда они хотят попасть, и какие препятствия могут встретиться на этом пути. Клиент, как правило, обозначает несколько направлений жизни, в которых он хочет добиться изменений с помощью коучинга. Длительность этапа 2-3 встречи. | Набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата. Основная процедура коучинга - диалог, эффективные открытые вопросы и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное. Мета-формат Проговаривание. Принцип регулярного информирования. Разделение стратегических задач. Колесо жизни (2)-для обнаружения того, где находится клиент и как туда попал. Стимуляция потенциальных возможностей клиента происходит оптимальным для него способом. Чтобы человек мог сам в кратчайшие сроки совершить те изменения в своей жизни, которые для него в данный момент являются важными и срочными. Для этого используются те известные в психологии способы, которые могут быть полезными для конкретного клиента. (НЛП, трансактный анализ, работа с жизненным сценарием, техника перемасштабирования ситуации, мозговой штурм.) Прием Декартовы координаты-на этапе прояснения реальности Если у клиента обнаруживаются нерешенные личные проблемы, и это проблемы, относящиеся к сфере психологии, то им нужно уделить внимание, применяя те техники, которые будут оптимальными и эффективными для данного клиента. | Клиента просят описать то, что бы ему хотелось изменить в своей жизни, что появится в результате достижения целей. Чего вы хотите? Что бы Вы хотели изменить в своей жизни? Что делает вас тем человеком, которым вы являетесь? Что побуждает вас к развитию? |
Этап постановки цели | Помочь человеку прояснить свою цель. Необходимо сделать так, чтобы человек хорошо «прорисовал» свою цель, сделал ее ясной, ощутимой, желанной. На этом этапе важна детализация, поскольку только ясное видение цели может мотивировать клиента на дальнейшую плодотворную работу. Длительность: 1-2 встречи клиента и коуча. Задача этого этапа- формулировка мотивирующей цели. | Кем Вы стремитесь стать? Что хотите создать? В чем Вы видите смысл (цель) своей жизни? | ||
3. | Этап исследования реальности | На этом этапе клиент выясняет, чем он обладает для достижения цели и чего ему не хватает для того, чтобы цель была достигнута. Иногда в процессе проработки реальности возникают промежуточные цели, которые, как понимает клиент, ему необходимо достичь для того, чтобы была достигнута основная цель. Схема исследования реальности предполагает исследование пяти ее аспектов: материального, идеологического, эмоционального, интеллектуального, аспекта планирования. Задачей этого этапа является осознание клиентом существующей реальности. | Что происходит? В чем, на Ваш взгляд, заключается проблема? Что мешает развитию? Что Вам представляется самым серьезным препятствием? Что Вас больше всего беспокоит в этом? Что может заставить нас двигаться к цели? Что Вам может в этом помочь? | |
4. | Поиск решения, наработка вариантов плана достижения цели. | Задача этого этапа- обоснование как можно большего числа альтернативных действий. Генерация большого количества идей по поводу решения поставленной цели, иногда достаточно «сомнительных», требует большого доверия к коучу. Чем больше доверия, тем меньше работает внутренняя цензура и тем больше список возможностей. Рассмотрение достоинства и недостатков предложенных вариантов. Результатом этого этапа будет являться выбор пути дальнейшего развития. | Какие возможны варианты развития действий? Каковы возможные решения этой проблемы? Какие другие варианты Вы можете предложить? Что бы Вы выбрали, если бы на Ваше решение Не влияли внешние факторы? Что будет, если Вы примете это решение? А если не примете? Случись это с Вами, что бы Вы сделали? Как еще можно разрешить эту ситуацию? Что бы Вы сделали, если бы все было дозволено? Приведите пример. Что нужно для этого сделать? Какая помощь нужна Вам для...? Есть ли другие варианты? Приведите хотя бы один. Хотите провести «мозговой штурм» этого вопроса? | |
5. | Этап воли | Заключительная фаза. Сознательное, самостоятельное принятие клиентом конкретного плана действий, необходимого для достижения цели. | Что Вы намерены делать? Когда Вы приступите к действиям? Каков Ваш план действий? Давайте еще немного задержимся на этом вопросе. Есть ли еще какие-то стороны этого вопроса (которые мы не затронули)? Что Вам удалось построить? На какую высоту Вам удалось подняться? С какой точки Вы теперь смотрите на свою жизнь? Что Вам пришлось потратить, чтобы подняться сюда? Что Вы узнали о самом себе? Что Вам нужно для того, чтобы поддерживать этот уровень? Что поддерживает в Вас стремление двигаться дальше? | |
6. | Дополнительные поддерживающие встречи (по желанию клиента) | Обсуждаются особенности продвижения клиента к цели. | Кем Вам удалось стать? Что позволит Вам придерживаться избранного пути? Что значит — «полностью проживать свою жизнь»? |