Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Погребения Божией Матери и службой попразднства Успения[1].
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные Октоиха, глас 3-й – 4, праздника Успения, глас 1-й – 3 (см. в Минее 15 августа, на «Господи воззвах»), и последования Погребения – 3: глас 6-й: «Днешний день тайно…»; глас 2-й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…». «Слава» – праздника Успения, глас 1-й: «Богоначальным мановением…». (см. в Минее 15 августа), «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».
Вход. Прокимен дня: «Господь воцарися…». Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры праздника Успения, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й. «Слава» – Успения, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор…», «И ныне» – Успения, глас тот же: «Воспойте, людие…». (см. в Минее 15 августа).
На стиховне стихиры воскресные Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Успения, глас 4-й: «Егда изшла еси…». (см. в Минее 15 августа).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника Успения, глас 1-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик…» (единожды). «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти…», «И ныне» – «Священным учеником…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[2].
Священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице[3]. Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери – на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
|
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии – малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство…».
После 2-й статии – малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое…».
После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.
После 3-й статии – благословенны непорочны воскресные, поющиеся в воскресные дни: «Благословен еси, Господи», «Ангельский собор удивися» (как обыно на воскресной утрене).
На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко благословися Имя Твое…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и оба канона праздника Успения на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…».
По 3-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й. «Слава, и ныне» – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажим Тя вси роди…» (единожды).
|
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника Успения.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и праздника Успения – 4 (с припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).
В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу и совершается помазание елеем у Плащаницы. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед царскими вратами не возглашается.)
Тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Ектении и отпуст.
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница после крестного хода вносится в алтарь (при пении тропаря праздника Успения), полагается на престоле, после чего совершается каждение престола и Плащаницы. Затем произносятся обычные ектении и отпуст утрени. (Помазание елеем не совершается.) После закрытия царских врат и завесы Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
|
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника Успения[4]. Кондаки праздника Успения[5] и воскресный читаются попеременно.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» принято петь кондак Успения, глас 2-й: «В молитвах неусыпающую Богородицу…».
На Литургии блаженны Октоиха гласа – 6, и праздника Успения, 1-го и 2-го канонов, песнь 3-я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника Успения. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак праздника Успения.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника Успения, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника Успения.
Прокимен, аллилуиарий[6] и причастен – воскресные и праздника Успения.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении тропаря: «В рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» – кондака: «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница относится в алтарь в конце службы Погребения Божией Матери (см. примечание выше).
[1] См.: Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998. С. 98–100.
[2] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».
[3] Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, настоятель облачается во все священнические одежды только к пению великого славословия.
[4] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–276.
[5] Там же. С. 277.
[6] Там же. С. 354–355.