Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона.




Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Погребения Божией Матери и службой попразднства Успения[1].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные Октоиха, глас 3-й – 4, праздника Успения, глас 1-й – 3 (см. в Минее 15 августа, на «Господи воззвах»), и последования Погребения – 3: глас 6-й: «Днешний день тайно…»; глас 2-й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…». «Слава» – праздника Успения, глас 1-й: «Богоначальным мановением…». (см. в Минее 15 августа), «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня: «Господь воцарися…». Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры праздника Успения, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й. «Слава» – Успения, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор…», «И ныне» – Успения, глас тот же: «Воспойте, людие…». (см. в Минее 15 августа).

На стиховне стихиры воскресные Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Успения, глас 4-й: «Егда изшла еси…». (см. в Минее 15 августа).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника Успения, глас 1-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик…» (единожды). «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти…», «И ныне» – «Священным учеником…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[2].

Священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице[3]. Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.

Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери – на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.

Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.

Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.

После 1-й статии – малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство…».

После 2-й статии – малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое…».

После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.

После 3-й статии – благословенны непорочны воскресные, поющиеся в воскресные дни: «Благословен еси, Господи», «Ангельский собор удивися» (как обыно на воскресной утрене).

На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)

Затем малая ектения, возглас: «Яко благословися Имя Твое…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и оба канона праздника Успения на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…».

По 3-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й. «Слава, и ныне» – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажим Тя вси роди…» (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника Успения.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и праздника Успения – 4 (с припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу и совершается помазание елеем у Плащаницы. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед царскими вратами не возглашается.)

Тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Ектении и отпуст.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница после крестного хода вносится в алтарь (при пении тропаря праздника Успения), полагается на престоле, после чего совершается каждение престола и Плащаницы. Затем произносятся обычные ектении и отпуст утрени. (Помазание елеем не совершается.) После закрытия царских врат и завесы Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника Успения[4]. Кондаки праздника Успения[5] и воскресный читаются попеременно.

На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» принято петь кондак Успения, глас 2-й: «В молитвах неусыпающую Богородицу…».

На Литургии блаженны Октоиха гласа – 6, и праздника Успения, 1-го и 2-го канонов, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника Успения. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак праздника Успения.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника Успения, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника Успения.

Прокимен, аллилуиарий[6] и причастен – воскресные и праздника Успения.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении тропаря: «В рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» – кондака: «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница относится в алтарь в конце службы Погребения Божией Матери (см. примечание выше).

 


[1] См.: Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998. С. 98–100.

[2] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».

[3] Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, настоятель облачается во все священнические одежды только к пению великого славословия.

[4] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–276.

[5] Там же. С. 277.

[6] Там же. С. 354–355.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: