Исследовательская работа
Буллинг. Его проявления в современном обществе
Автор
Дзасохова Алина Тимуровна
Ученица 9 «Б» класса
МОАУ Гимназия №8
Руководитель
Карагозян Кристина Врамовна
Сочи 2021
Оглавление
1. Введение ………………………………………………..3
2. Основная часть ………………………………….........4-6
Виды буллинга……………………………………..…..4-5
Причины и мотивы буллинга………………………....5-6
Школьный буллинг………………………….………....6
3. Практическая часть ……………………………….....7-8
4. Заключение ………………………………………….....9
5. Список литературы ………………………………......10
Введение
Что такое буллинг?
Буллинг (англ. Bullying – травля) — это регулярное психологическое или физическое давление на жертву, осуществляемое одним человеком или группой агрессоров, которое проходит в условиях замкнутой общественной группы.
Буллинг предполагает психологический и физический террор, насилие, избиение, порчу имущества, психологическое давление, которое применяет один человек или целая группа по отношению к жертве. Систематичность издевательств, злой умысел и неравное распределение сил между жертвой и агрессором — основные критерии травли.
Актуальность
Буллинг - это одна из наиболее распространенных проблем в наше время. С ней, несомненно, необходимо бороться и искать решения, которые смогут снизить процент травли в современном обществе.
Не смотря на то, что данный термин появился относительно недавно, проблема существует уже многое время. С давних времен люди, а особенно, подростки подвергались травле и издевательствам. С развитием общества эта ситуация лишь усугубилась.
Цели и задачи:
· Доказать, что множество подростков нашего времени страдают от буллинга или же становятся его свидетелями
· Подробно рассмотреть виды буллинга
· Выявить причины и мотивы
· Выявить последствия травли
· Выяснить процент подростков, подвергающихся буллингу
Объект исследования:
Подростки в возрасте от 15 до 18 лет
Предмет исследования:
Процент подростков, страдающих от буллинга и пагубное влияние на их ментальное здоровье
Гипотеза:
Мы предполагаем, что большое количество подростков нашего времени страдает от буллинга или становится его свидетелями, и что травля пагубно влияет на здоровье подростков.
Методы исследования:
Анализ и обобщение литературы по данной теме;
Опрос подростков в возрасте от 15 до 18 лет.
Основная часть
Исследование проводилось среди подростков в возрасте от 15 до 18 лет в период с 1 января по 1 февраля 2021 года.
На первом этапе изучив и проанализировав литературу мы выяснили основные виды буллинга, их причины и мотивы.
Виды буллинга:
· Перепалки (флейминг) — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети.
· Нападки — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву.
· Клевета — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер.
· Самозванство — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге или почте, либо создает свой аккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию.
· Надувательство — получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
· Отчуждение. Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка.
· Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения и т.п.
· Хеппислепинг — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.
Также различают еще кибербуллинг и реальный буллинг.
Кибербуллинг – это травля в интернете, а также запугивания, унижения, угрозы, психологическое насилие жертвы, которая не может себя защитить.
Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.
Реальный же буллинг — это ситуация, где старшие или более сильные дети терроризируют младших, слабых. Он заканчивается, когда ребенок приходит из школы домой. Кибер-буллинг же продолжается все время.
Причины и мотивы буллинга.
Причин и мотивов буллинга – огромное множество, однако привыкли выделять некоторые из них:
Причины
· Микроклимат класса, школы. Позиция учителя также играет немаловажную роль. Ребенок с большей вероятностью может подвергнуться травле в коллективе, где и сам педагог позволяет себе насмешки и/или унижения в сторону учеников.
· Семейные. К этому типу причин может относится недостаток родительской любви и внимания, агрессия и абьюз со стороны родителей, чрезмерный контроль.
· Социальные. К ним относится пропаганда агрессивного доминирующего поведения и его поощрение на просторах интернета, социальных сетей и т.п.
Мотивами могут быть:
· Зависть
· Самоутверждение
· Месть (например, когда жертва травли сама становится буллером)
· Стремление быть в центре внимания
Школьный буллинг
На данный момент, школьный буллинг – один из наиболее распространенных видов буллинга. Поводом для начала травли может стать всё, что угодно: внешний вид, физические особенности, одежда, необычные имя или фамилия, увлечения «не по возрасту». Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг. При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству. Он может иметь и пассивную форму, включающую в себя игнорирование личности. Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях.
В школьном буллинге могут быть виноваты чрезмерная жестокость детей, игнорирование со стороны педагога, а также позиция родителей, не верящих, что подобное возможно.
Практическая часть
На втором этапе нами была разработана анкета и проведен анонимный опрос.
· Подвергались ли вы буллингу?
o Да
o Нет
· Были ли свидетелем травли?
o Да
o Нет
· Представьте ситуацию, в вашем классе появился новый ученик, который вскоре подвергся буллингу со стороны ваших одноклассников. Ваши действия?
o Уговорю одноклассников прекратить травлю
o Присоединюсь к ним
o Посочувствую ему, но ничего не предприму
· Если Вы подвергались буллингу, то были ли какие-то последствия этого, касающиеся вашего ментального здоровья. Если да, то какие?
Результаты опроса были следующими:
20% опрошенных подвергались или до сих пор подвергаются буллингу. 63% были свидетелями травли. Большая часть опрошенных уговорила бы прекратить травлю, но велика доля и тех, кто бездействовал бы – 34%
![]() |
Также опрос показал, что 20% опрошенных, страдавших от буллинга чаще всего сталкивались с такими последствиями:
· Низкая самооценка
· Ощущение беспомощности
· Жалость к себе
· Фокус на проблемах
· Обвинение самого себя
· Апатия
· Депрессия
· Зависимость от мнения окружающих
Заключение
Мы предположили, что большое количество подростков страдает от буллинга или же становится свидетелями травли, а также то, что травля пагубно влияет на ментальное здоровье подростков. В ходе моего исследования, гипотеза подтвердилась, так как, действительно, большая часть опрашиваемых сталкивалась с проявлением буллинга напрямую или косвенно, и каждый из них впоследствии испытывал проблемы с ментальным здоровьем, либо испытывает его до сих пор.
Цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Нами также были подобраны способы профилактики буллинга среди подростков:
· Усиление жертвы, выражающееся в обучении ребенка, подвергнувшегося травле, противостоянию насилия, развитие и укрепление у него коммуникативных навыков и более позитивного отношения к себе.
· Урегулирования конфликта путем медиации.
· Педагогическое предупреждение буллинга.
· Групповые тренинги с психологами.
· Предупреждение и преодоление индивидуальных и групповых факторов возникновения буллинга.
Список литературы