Классические методы анализа




Тема 5. формализация задач управления

В экономике

5.1. Классические методы анализа

5.2. Системные методы анализа

 

Классические методы анализа

 

Рассматривая классические методы принятия правленческих решений при определении цели и постановке задач управления в экономике, выделим следующие наиболее распространенные модели:

1. Постановка целей SMART.

2. SWOT-анализ.

3. PEST-анализ.

Модель SMART – это метод постановки целей на основании выделения таких критериев, как:

- конкретность (Specific);

- измеримость (Measurable);

- достижимость (Achievable);

- реалистичность (Relevant);

- определенность во времени (Timed).

Впервые методика была предложена американским ученым П. Друкером в 1954 г. С тех пор она претерпела некоторые модификации и в настоящее время дополнена еще такими критериями, как:

- нацеленность на результат (Evaluated);

- корректировка под влиянием внешних изменений (Reviewed)

Согласно П. Друкеру: «Когда опытный руководитель просит подчиненного сформулировать и поставить цель по методике SMART, достигаются две цели: подчиненный будет стараться формализовать процесс и данные, чтобы сделать их конкретными, измеримыми и достижимыми за ограниченный промежуток времени, а также обосновать насущность цели, т.е., собственно, необходимость и актуальность ее осуществления».

Одним из инструментов стратегического планирования, сформи­ровавшимся в рамках стратегического управления и завоевавшим большую популярность, является SWOT-анализ. Анализ впервые был разработан в Гарвардском университете в 60-хх годах и достаточно быстро завоевал популярность и вышел за пределы университета сначала в США, а потом и во всем мире.

Суть анализа состоит в изучении стратегии компании или организации путем разделения/упорядочивания факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы) (таблица 5.1):

 

 

Таблица 5.1 – SWOT-анализ

Strengths Сильные стороны Weaknesses Слабые стороны
Opportunities Возможности Threats угрозы

 

SWOT-анализ – это универсальная методика анализа деятельности предприятия, при котором необходимо объективно оценивать результативность его деятельности с учетом негативного и позитивного влияния внешней и внутренней среды функционирования предприятия (таблица 5.2):

 

Таблица 5.2 – Матрица SWOT-анализа

Воздействие / Среда   Положительное воздействие   Отрицательное воздействие
  Внутренняя среда Strengths Преимущество объекта   Weaknesses Недостатки объекта
    Внешняя среда Opportunities Благоприятные факторы внешней среды Threats Противодействие внешней среды

 

В первом квадранте отмечаются сильные стороны (преимущества) предприятия и/или отдельного объекта (процесса). К ним относятся конкурентные преимущества, которые формируются внутри организации.

Во втором квадранте отражаются недостатки (слабости) предприятия и/или объекта (процесса). Это такие его характеристики, которые, по мнению экспертов, оказывают отрицательное влияние на развитие предприятия и формируются также, как и сильные стороны внутри предприятия.

В третьем квадранте отмечаются благоприятные факторы внешней среды – возможности, которые могут оказать и/или оказывают положительное влияние на его деятельность. Предприятие может и должно использовать их в достижении поставленных целей.

Четвертый квадрант содержит противодействие внешней среды – угрозы, которые являются потенциальными или реальными источниками негативного влияния на деятельность предприятия.

После определение факторов и их расстановки по квадрантам необходимо проанализировать взаимное влияние их друг на друга, определить действия, направленные, с одной стороны, на продвижение сильных сторон, с учетом вовлечения возможностей и, с другой стороны, на нейтрализацию или уменьшения негативных последствий угроз.

По результатам анализа составляется перекрестная матрица SWOT-анализа (таблица 5.3):

 

Таблица 5.3 – Матрица SWOT-анализа

Категории Сильные стороны Слабые стороны
  Возможности Стратегия при сопоставлении Сильных сторон и Возможностей Стратегия при сопоставлении Слабых сторон и Возможностей
  Угрозы Стратегия при сопоставлении Сильных сторон и Угроз Стратегия при сопоставлении Слабых сторон и Угроз

 

В целом, в результате проведения анализа вырабатывается стратегия, план действий, составляется список всевозможных мероприятий, которые нужно проводить для улучшения работы организации, оптимизации и продвижения вперед.

Надо иметь в виду, что при исследовании положения организации/компании во внешней среде / на рынке SWOT-анализ можно проводить по нескольким факторам, которые Вы сами считаете ключевыми и выделяете для анализа своей организации/компании/процесса. В этом случае SWOT-анализ можно представить в виде "слоеного пирога" (рисунок 5.1):

 

SWOT-анализ по фактору №1
Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Угрозы

Рисунок 5.1 – SWOT-анализ по нескольким ключевым факторам

 

Вначале делается SWOT-анализ по каждому фактору в отдельности, вычисляется его значимость и влияние. Далее проводится экспертная оценка каждого фактора, его место и влияние на весь процесс в целом. И, в результате, общая взвешенная сумма полученных оценок определяет общую значимость сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды, что и определяет стратегию, приоритеты развития и направление оптимизации организации/компании/процесса.

PEST-анализ – маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию развития организации/компании/процесса. Анализ можно наглядно представить, если расположить указанные факторы внешней среды вертикально:

Political – политические факторы;

Economic – экономические факторы;

Social – социальные факторы;

Technological – технологические факторы.

Результаты анализа оформляются в виде матрицы, рассматривающей указанные 4 фактора внешней среды. В качестве примера приведем следующую таблицу 5.4:

 

Таблица 5.4 – Пример распределения фактором на основе PEST-анализа

Политические факторы Влияние экономики
Действующее законодательство в стране Возможные изменения нормативно-правовой базы Влияние международной политики Регулирующие органы и нормы Антимонопольное законодательство Торговая политика, в том числе внешняя торговая политика Государственная поддержка отрасли, субсидирование, льготы Выборы как федерального, так и муниципального уровня Экономическая ситуация в стране и возможные ее изменения Изменение ставки рефинансирования Динамика уровня инфляции Инвестиционная привлекательность отрасли Общие проблемы налогообложения Сезонность / влияние погоды на экономику Рынок и торговые циклы Платежеспособный спрос Специфика производства Потребности конечного пользователя Обменные курсы валют Энергоносители, транспорт Сырье и комплектующие
Социокультурные тенденции Технологические инновации
Культурно-нравственные факторы Демографические изменения Религиозность общества Брендинг и имидж предприятия Модели поведения потребителей Модные тенденции Главные культурные события Традиции общества Предпочтения потребителей Информация СМИ Реклама, связь с общественностью НИОКР в отрасли Наличие зависимых технологий Персональные разработки Адаптация новшеств Доступность Интернета Модифицированные коммуникационные сети Наличие спроса на технологии Законодательство по технологиям Доступ к технологиям, лицензирование, патенты Проблемы интеллектуальной собственности Государственная поддержка инноваций

 

Для серьезных управленческих задач после заполнения матрицы с 4-мя факторами и подгруппами компонентов по каждому фактору составляется более подробная таблица (таблица 5.5) по каждому фактору и детально рассматривается каждый компонент по категориям «Вероятности наступления событий», «Возможного влияния и последствия при наступлении события для нашего объекта», «Что делать в настоящий момент» и «Что сделать в случае наступления события».

 

Таблица 5.5 – Разработка стратегии и плана действий по каждому фактору

Факторы и компоненты / Действия Вероятность наступления события Возможное влияние и последствия для нашего объекта Что делать в настоящий момент Что сделать в случае наступления события
Политический фактор
Анализируемый компонент № 1        
Анализируемый компонент № 2        
Экономический фактор

…………………………………………………………………………..

 

На основе таблицы 5.5 выявляются ключевые факторы и компоненты, вырабатывается комплекс целей, стратегия и план действий. Часто PEST-анализ применяется в паре со SWOT-анализом. После завершения PEST-анализа внешней среды проводят SWOT-анализ по состоянию и положению организации/компании/процесса внутри этой внешней среды, на основании чего и делаются окончательные выводы и вырабатывается стратегия действий.

Таким образом отметим, что PEST-анализ является инструментом макроэкономического анализа окружающей среды и изучает глобальную текущую ситуацию во внешней среде, стране, политическом или экономическом союзе. А SWOT-анализ изучает текущее положение и состояние рассматриваемой организации/компании/процесса внутри этой внешней среды.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: