Лабораторная работа 1
Законодательная и нормативная базы сертификации.
«Сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно».
Термин «Сертификация» стал известен в повседневной жизни и коммерческой правктике сравнительно недавно, но тем не менее сертификация как процедура применяется давно и термин «Сертификация» известен с X1X века.
Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20 – 30 годы ХХ века. В 1920 году Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, зарегистрированный в ФРГ в соответствии с законом о защите торговых знаков.
Сертификация в России начала проводиться в 1993 году в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления.
Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР отечественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и её обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, в которые товары поставлялись из СССР.
В 1984 году правительством СССР было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986 году Государством был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения.
В 1988 году странами – членами СЭВ была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта система была введена в 1988 году. К 1991 году в России функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств.
В настоящее время в России деятельность по сертификации законодательно регулируется и обеспечивается следующими документами: “Общероссийский классификатор продукции” (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; “Общероссийский классификатор услуг населению” (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор “Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)” для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.
ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Рис. 1. Организационно-методическая база сертификации [46]
Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой' продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — “Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ”.
На основе перечней, установленных Правительством, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.
С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали “Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии”.
Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.
Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.
Обобщенные сведения о документах, используемых участниками работ по сертификации, представлены на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема информационного обеспечения сертификации.
Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:
- Законами РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., «Об обеспечении единства измерений» в редакции 2003 г., О защите прав потребителей» в редакции 1999 г., «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в редакции 2003 г.
- Подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально – экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации.
- Указамси Президента и нормативными актами правительства России (постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг». Распоряжение правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 225-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации», постановление госстандарта России в редакции 2002 г. «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации») и др.
Нориативно методическая база сертификации включает:
- Совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований).
- Комплекс организационно – мнтодических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и коментарии к ним).