Универсальные организации




Международные экономические организации. Система и право Всемирной торговой организации. Кодекс по таможенной оценке товаров. Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Виды нетарифных барьеров. Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Количественные ограничения. Добровольные ограничения экспорта. Налоги как нетарифные ограничения. Технические барьеры. Защитные меры

 

Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений.

 

Международные экономические организации в зависимости от направлений делятся на универсальные и специализированные

 

Универсальные организации

 

К универсальным международным экономическим организациям относятся:

- Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)

- Всемирная торговая организация (ВТО)

- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

- Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

- Европейская экономическая комиссия ООН

- Международная торговая палата

- Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

- Организация Черноморского экономического сотрудничества

 

К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:

- Всемирная организация интеллектуальной собственности

- Консультативная служба по международным инвестициям

- Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

- Международная ассоциация воздушного транспорта

- Международная морская организация

- Всемирная таможенная организация

- Всемирная туристическая организация

- Международный автотранспортный союз

- Международный газовый союз

- Международный союз железных дорог

- Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК)

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

- Международный институт статистики

- Международный институт унификации частного права (УНИДРУА)

Право Всемирной Торговой организации состоит из норм, которые регулируют большей частью отношения, связанные с торговлей товарами, услугами, инвестициями, а также с торговыми аспектами интеллектуальной собственности между членами ВТО, то есть между государствами, а также другими таможенными территориями

Соглашения ВТО заложили базу чрезвычайно сложной системы международных договоров, которая состоит из примерно 20 многосторонних торговых договоров, с приложенными к ним «взаимопониманиями», «протоколами», «министерскими решениями», «декларациями»; кроме того, есть еще более 30.000 страниц «схем сделок» для торговли товарами и «специфических обязательств» для торговли услугами. Сложность системы права ВТО еще усиливается многочисленными отсылками к другим международным соглашениям и общепризнанным нормам общего международного права. В различных документах ВТО перечислены акты самого широкого характера, как, например, Устав ООН; решения международных финансовых учреждений, как Международный Валютный фонд); международные природоохранные договоры, как Международная конвенция об охране лесов; международные стандарты, формулируемые другими международными организациями, открытыми для членов ВТО; соглашения о транспортном и телекоммуникационном обслуживании; международные соглашения о защите прав интеллектуальной собственности; а также и

«обычные нормы, регулирующие толкование публичного международного права».

 

Таким образом, правовая система ВТО состоит из большего числа регулирующих норм, чем любая другая международная система договоров

 

Нормы, составляющие право ВТО, составляют единую систему. Ст.II:2 Соглашения ВТО прямо говорит о том, что многосторонние торговые соглашения «являются составной частью Соглашения о создании ВТО» и «обязательны для всех членов».

 

Право ВТО - такая же отрасль международного права, как и другие, и не изолировано от него. Основные принципы, обычные нормы, средства и методы толкования международного права - все это в полной мере действует и в праве ВТО.

 

Можно категоризировать некоторые нормы права ВТО, которые вносят новые элементы в международное право:

 

- нормы ВТО, которые вводят в международное право прежде не существовавшие права и обязанности (как, например, принцип недискриминации в торговле услугами);

 

- нормы ВТО, которые ограничивают применение общего международного права (как, например, правила, включенные во Взаимопонимание о разрешении споров, о «временной приостановке контракта», которые ограничивают применение контрмер) или отклоняются от общего международного права либо даже замещают уже существовавшие нормы международного права (как, например, двусторонние квоты на установление тарифов) и кодексы Токийского раунда.

 

- Нормы ВТО, подтверждающие существовавшие прежде нормы международного права, будь то нормы общего международного права (как п.2 ст.3 Взаимопонимания о разрешении споров, подтверждающий, что соглашения ВТО должны толковаться «в соответствии с обычными нормами толкования международного публичного права») или уже существующие нормы договорного права (как, например, ГАТТ-94, инкорпорирующее ГАТТ-47, или Соглашение ТРИПС, инкорпорирующее части Конвенции о Всемирной организации авторских прав(18)).

 

Общепризнанные принципы международного права составляют такие же императивные обязательства для членов ВТО, как и для всех государств во всех международных отношениях. Однако можно отметить особое действие принципа суверенного равенства государств.

 

Его применение в международных организациях, как правило, несколько своеобразно, так что возникла концепция «третьего права» - не международного, и не внутригосударственного, а права международных организаций, под которым обычно понимается внутреннее право международных организаций и в котором некоторые общепризнанные (основные) принципы международного права получают несколько своеобразную интерпретацию.

 

Принцип суверенного равенства государств означает юридическое равенство всех государств, вне зависимости от их размеров, экономической мощи, политического влияния. Между тем во многих международных организациях, помимо органов, в которых представлены все государства-члены, имеют место также органы «узкого состава», в которые включаются государства по разным критериям, нередко по тому значению, которое государства имеют для данной организации (например, в ИМО)

Во Всемирной торговой организации все ее члены участвуют во всех органах, т.е. все органы являются представительными, от Конференции министров, которая собирается, по крайней мере, один раз в два года, до Генерального совета, который функционирует между сессиями Конференции министров, не говоря о каждом комитете и совете.

 

Кроме того, все решения принимаются по принципу «одна страна -один голос», а также консенсусом. У консенсуса есть свои недостатки, в частности, нередкое затягивание переговоров, однако он дает возможность всем государствам, независимо от их доли в международной торговле, выразить свою точку зрения и участвовать в обсуждении на равной основе.

 

Принцип равенства находит свое выражение также в материальных нормах ВТО. Например, в форме принципа недискриминации этот принцип входит в клаузулу наибольшего благоприятствования и в формулу национального режима. Он также лежит в основе принципа взаимности, составляющий сердцевину механизма переговоров.

 

Гармонизированная система описания и кодирования товаров - система описания и кодирования товаров (стандартизированная система классификации товаров в международной торговле; товары классифицируются как по назначению (одежда, оружие и т. д.), так и по отраслям экономики (текстильная продукция, животные и продукция животноводства и т. д.). Выделенным категориям присваиваются коды из 6 цифр, при этом отдельные страны детализируют номенклатуру до кодов, состоящих из 8 или 10 цифр. Разработана Советом таможенного сотрудничества в 1988 году, принята многими странами вместо Номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, которую ряд стран продолжает использовать.

 

Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:

- Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

- Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

- Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.

 

Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

 

Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.

 

Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

 

Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.

 

Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.

 

Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

Особое место в таможенно-тарифном регулировании МТ занимают антидемпинговые и компенсационные пошлины. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционируемых международным экономическим правом в ответ на правонарушение, выражающееся в демпинге и субсидировании экспорта.

 

Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пошлины, взимаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера.

 

Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между «нормальной» и фактической экспортной ценой, и только тогда, когда результатом демпинга является материальный ущерб национальной промышленности.

 

Компенсационной называется пошлина, которая, согласно ст. VI ГАТТ, «устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара».

 

Вышеприведенные положения были развиты по итогам Токио-раунда в Соглашении о применении ст. VI ГАТТ («Антидемпинговый кодекс») и Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах 1979 года.

 

В ходе Уругвайского раунда Соглашения были модернизированы и включены в обязательный пакет ВТО. Зачастую введение антидемпинговых и компенсационных пошлин используется произвольно, противоправно, выборочно — в нарушение международного экономического права.

 

Для установления антидемпинговой пошлины необходимы три условия:

 

1. должен быть констатирован ФАКТ демпинга;

 

2. должно быть констатировано причинение ущерба национальному производству;

 

3. должна быть выявлена причинная связь между демпингом и ущербом.

 

Антидемпинговое расследование осуществляется государственными компетентными органами по заявлению соответствующей национальной отрасли производства, которая должна быть представлена производителями, имеющими более чем 50%-ную долю в отечественном производстве данного продукта.

 

Материальный ущерб может быть выражен в таких формах, как сокращение продаж, прибыли, объема выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, недоиспользование производственных мощностей.

 

Ущерб выражается также и в факторах неблагоприятного воздействия на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, уровень зарплаты, объемы инвестиций и т. д.

 

Если в ходе расследования невозможно установить конкретного поставщика демпингового товара, то антидемпинговая пошлина может быть введена не против товаров невыявленной организации-экспортера, а в отношении товаров определенной страны. Устанавливается такая пошлина в размере н на срок, способных нейтрализовать ущерб от демпинга (но не более чем на 5 лет).

 

Количественные Ограничения - одна из форм регулирования внешней торговли, она используется тогда, когда пошлины оказываются недостаточно эффективным средством сдерживания импорта или экспорта товаров. Наиболее важное значение имеют контингентирование ввоза, т.е. установление определенных контингентов-квот (объемов в стоимостном и натуральном выражении) импорта некоторых товаров.

 

Добровольное ограничение экспорта — метод нетарифного регулирования внешней торговли. Представляет собой соглашение между экспортирующей и импортирующей страной, заключенное по инициативе или под давлением импортирующей страны. В соответствии с данным соглашением экспортирующая страна ограничивает вывоз определенных товаров (устанавливает квоту на вывоз товаров)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: