Проверочная работа
По РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс
Пояснение к образцу проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 5.
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Н...большое с...льцо (К/к)олотовка, пр...н...длежавшее некогда помещице, за л...хой и бойк...й нрав прозва(н/нн)ой (в)...колотке (С/с)трыганих...й (настоящ...е имя её остал...сь н...извес(т/)ным), а ныне с...ст...ящ...е за каким(то) п...тербургским немц...м, л...жит (на)скат... гол...го х(о/а)лма, сверху дон...зу ра(с/сс)еченного страшн...м...врагом, к...торый, зияя как бездна, в...ется, ра(з/с)рытый и ра(з/с)мытый, (по)самой с...редине ул...ц(ы/и) и пуще р...ки, — чере(з/с) реку можно (по)крайн...й мер... н...в...сти мост, — ра(з/с)деляет обе стор...ны бедн...й д...ревушки. Неск...лько тощ...х ракит боязлив... спускаю(тся/ться) (по)п...сча(н/нн)ым(2) его б...кам; (на)самом дне, сухом и ж...лтом, как медь, л...жат...громные плиты гл...нист...го камня. Н...весёлый ви..., неч...го ск...зать, — а между тем всем...крес...ным жит...лям х...рошо извес(т/)на д...рога в (К/к)олотовку они езд...т туда...хотно и част....
(У)самой г...ловы оврага, (в)неск...льких ш...гах (от)той точк..., где он н...ч...нае(тся/ться) узкой трещ...ной, ст...ит н...б...льшая ч...твероугольная избушка, ст...ит...дна, отдел...но (от)других. (О/о)на крыта с...ломой, с трубой;...дно окно, словн... з...ркий гла(з/с),...бращ...но (к)оврагу и (в)зимн...е в...чера, осв...щенн...е изнутри, д...леко в...днее(тся/ться) (в)тускл...м туман... м...роза и не (о/а)дному пр(о/а)езжему мужич_ку м...рцает (3) пут...водной зв...здою. Над дверью избушки пр...бита г...лубая д...щечка (4).
(По И. Тургеневу)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(3) — морфологический разбор слова;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(4) — синтаксический разбор предложения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. В предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
В позе лотоса, как йог, долго ты сидеть не смог.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Вероисповедание, позвонить, алфавит, гамаши.
5. Над каждым словом отметьте, какой частью речи оно является.
В нашем городе около пятисот тысяч человек разных национальностей, которые живут дружно и ладно.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) Без пятиста людей.
2) Самый добрейший доктор.
3) Двое учеников.
4) Вкусный кофе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Учёба в школе интересна и увлекательна.
2) Пруд как блестящая сталь.
3) На самом деле банан ягода.
4) Глаза словно изумруды.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы вышли на лесную поляну и испуганный олень убежал от нас.
2) Кирила Петрович предлагал Дубровскому своё покровительство но тот благодарил его и оставался беден и независим.
3) Утром шел дождь и дороги покрылись блестящими лужами.
4) Подари Дедушка Мороз мне куклу Барби.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.
Текст 2.
(1)Вы можете представить свою жизнь без мыла? (2)Вряд ли, потому что в повседневной жизни мыло является ежедневным средством гигиены, а ведь были времена, когда оно считалось роскошью и было доступно исключительно для богатых и знатных людей.
(3)История мыла начинается ещё около 2800 года до н. э. (4)Во время раскопок в Вавилоне были найдены глиняные таблички с рецептом, рассказывающем о производстве мыла на основе жира и пепла. (5)Мыло, изготовленное по этому рецепту, использовали в медицинских целях в основном для ускорения заживления ран. (6)Кроме того, известно о применении мыла в Древнем Египте, за 1500 лет до н. э., а также финикийцами за 600 лет до н. э.
(7)В 1779 году швед Карл Шееле при омылении жиров с оксидом свинца, получил глицерин. (8)А в 1823 году французский химик Мишель Шеврёль, руководствуясь этим открытием, изучил строение жиров и объяснил их омыление. (9)Это вызвало настоящую революцию в мыловарении. (10)Что касается наших дней, то мыло ручной работы является особой эксклюзивной работой. (11)При его изготовлении используются природные экстракты и эфирные масла.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что вызвало революцию в мире мыловарения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Определите и запишите лексическое значение слова «ручной» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Определите стилистическую окраску слова «гигиены» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Объясните значение фразеологизма ахиллесова пята, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________