ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Доклад
По дисциплине «Менеджмент»
Тема: «Ключевая роль менеджера в системе управления.»
Работу выполнил студент гр. ЭЭН-254
Гуревич И.В.
Проверила: Кирьянова О.Н.
Москва 2014 г.
Глава1. Управленческая деятельность. Роль руководителя.
Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и провёдший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего эвена, отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своём станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее характерным будет для него кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности».
Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы - роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определённых поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности.
|
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трёх крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
Роли, связанные с принятием решений. Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определённых проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
Информационные роли. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчинёнными, разъясняет политику и основные цели организации. Передаёт информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
Межличностные роли. Менеджер – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчинённых на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
Чтобы успешно выполнять перечисленные роли, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.
|
Роли в межличностных отношениях отражают способ взаимодействия менеджера с другими сотрудниками компании.
Лидер
Когда делегирует задачи подчиненным, мотивирует принятие ответственности за их результаты, а также оказывает поддержку при их выполнении.
Номинальный глава
Если официально представляет свою компанию или вверенное ему подразделение, согласно должностных инструкций.
Связной
В качестве представителя компании при контактах с внешним окружением.
Информационные роли
Проявляются, как способность менеджера получать и эффективно использовать необходимую бизнесу информацию.
Представитель организации
В случае распространения информации во внешнем окружении.
Сборщик
При обнаружении и получении информации от лица компании.
Распространитель
Роль в передачи информации на дальнейшую обработку или принятие решения.
Роли в процессе принятия решений
Связаны с определением будущего развития компании, выбором необходимых для этого проектов и антикризисным управлением.
Предприниматель
Формулирует и принимает решения, продвигающие компанию вперёд. Роль состоит в побуждении к переменам. Используется для выявления новых возможностей и новых способов работы.
Распределяющий ресурсы
Как распределить имеющиеся ресурсы по существующим проектам и учесть представляющиеся возможности наилучшим способом.
Устранитель неполадок
Поддержание «статуса кво», если потерян какой-то важный ресурс: клиент, инвестор или поставщик — является обязанностью устранителя неполадок (организационной инерции).
Переговорщик
Роль возникает в связи с необходимостью делиться ресурсами с внешними компаниями, входящими в контакт друг с другом.