Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫВ РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Выполнил студент: 814ДА группы 4 курса, заочной формы обучения Петренко Мария Анатольевна | |
Научный руководитель: Маргарита Валерьевна Ермолаева кандидат филологических наук, доцент |
Челябинск 2017
Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени "…………………………………………………………………………..4 1. 1. Свобода и воля в поэзии Лермонтова…………………………………..4 1.2. Философские мотивы в творчестве Лермонтова………………………..6 Глава 2. Мотивы романа «Герой нашего времени»………………………………………………………………………….. 2.1. Одиночество как основной мотив произведения……………………….. 2.2. Лермонтов и Печорин……………………………………………………... Заключение …………………………………………………………………….. Список литературы ………………………………………………………….... Введение Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления творческой фигуры М. Ю. Лермонтова, поскольку Лермонтов – очень сложное и противоречивое явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. Цель работы – исследовать философские и другие мотивы в лирике Лермонтова и в романе «Герой нашего времени». Задачи: 1. Изучить историю создания романа «Герой нашего времени».2. Выявить мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.3. Провести параллели между биографией Лермонтова и жизнеописанием Печорина.4. Провести сравнительный анализ мотивов стихотворений Лермонтова и романа «Герой нашего времени». Степень разработанности темы. Творчество Лермонтова, его биография подробно описаны в работах И. Андроникова, подробный анализ лирических стихотворений Лермонтова приводится в статьях В. Ходасевича, В. Белинского. Для описания философских мотивов в стихах Лермонтова использовались работы Н. Бердяева. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени» рассмотрены мотивы свободы и воли в поэзии Лермонтова. Во второй главе «Мотивы романа «Герой нашего времени» изучен мотив одиночества, проводятся параллели между главным героем и самим поэтом. Список литературы включает 5 источников. Глава 1. Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени" 1.1. Свобода и воля в поэзии Лермонтова В чем суть завещания будущему такого поэта, как Лермонтов? Прежде всего, в том, что его творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своем знаменитом "Памятнике"? "Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека". Н. А. Бердяев писал, что философия – это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели – в романах и рассказах, поэты – в лирике и поэмах. Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “...поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Со всей строгостью “судьи и гражданина” Лермонтов оценивал события современной ему действительности. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия – все это сливалось в бурный поток его лирики. Основные философские принципы Лермонтова нашли свое отражение в романе "Герой нашего времени", где поэт выразил свою жизненную, нравственную позицию, следовательно, роман объединил основные мотивы, свойственные поэзии Михаила Юрьевича. Белинский писал, что в романе Лермонтов явился таким же творцом, как и в своих стихотворениях. В своей критической статье о "Герое нашего времени" Виссарион Григорьевич говорит о полноте впечатления, заключающейся, по его мнению, в единстве мысли, которая выразилась в романе и от которой произошла эта оконченность, полнота и замкнутость целого. Творчество Лермонтова – несомненное органическое единство, мотивы его лирики взаимосвязаны, тесно переплетены друг с другом, "просвечивают один через другой". Каждый из них представляет ту или иную грань художественного мира поэта, в совокупности же микроанализов раскрывается объемность и целостность миросозерцания поэта. Мотив – проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Мотив (франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке; 2) мельчайшая единица действия в повествовательном тексте (где потенциальнокаждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом);различаются мотивы структурные, сюжетообразующие; 3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательныйкомпонент текста, тяготеющий к символичности; 4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателяили в литературном направлении. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия) В лермонтовской энциклопедии дается следующее определение: " Мотив - (от французского motif — мелодия, напев) — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений". Мотив может быть рассмотрен в контексте всего творчества одного илинескольких писателей, какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи, а также отдельного произведения. В поэзии воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах. Мотив о работах Лермонтова – расширительно: для обозначения группы стихов, связанных тематическим единством, для характеристики целого ряда разновременных произведений, имеющих открытый политический или социально-публицистический характер. Проследим взаимосвязь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени" 1. 2. Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени". Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос. Уже в ранний период творчества поэта волнует проблема свободы. Свобода и воля – центральные мотивы, определяющие мятежный пафос наследия Лермонтова. Представление поэта о свободе менялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску, свобода понимается в них как вольность, в духе декабристских традиций, ряду стихов ("Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян", "Последний сын вольности") присуща декабристская фразеология (слова тиран, рабство, цепи, сыны славян, отчизна). В стихотворении "Новгород" древнерусский город выступает как символдемократического устройства России. Обращаясь к декабристам, автор пишет: Есть бедный град, там видели народы Все то, к чему теперь ваш дух летит. Другие ранние стихотворения отразили романтическое представление поэта о свободе. Так, в стихотворении “Желание” Лермонтов пишет: Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной, Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить... В ряде произведений Лермонтов утверждает политическую свободу личности, но внутренняя свобода кажется ему гораздо более важной. В период более позднего творчества поэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества. Этому посвящено стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен”. Авторговорит о бездушии и лживости высшего света: При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски... Заключение В своих произведениях Лермонтов поднимает не абстрактные проблемы, а те, что отразили поиски прогрессивной интеллигенции тридцатых годов девятнадцатого века, которые волновали умы целого поколения России и до сих пор не утратили своего значения. И, если "Онегина" называют любимым детищем Пушкина, самым задушевным его произведением, то "Герой нашего времени", по-моему, есть самое задушевное произведение Лермонтова, в котором выразил то, что беспокоило его в течение всей жизни. Его лирика интимна, в "Героя нашего времени" Лермонтов вложил всего себя, свои эмоции, мысли. Все его творчество однородно, но многогранно. Личность поэта столь глубока, что его поэзия во всей своей простоте, оказывается весьма и весьматаинственной, лермонтовская философия, философия гения, еще молодого, но от рождения мудрого, дает почву для размышлений, позволяет читателю самому сделать определенные выводы. В романе же, по-моему, Лермонтов сам заключает, подводит черту. Неудивительно, что в лирике поэта и в его прозе мы нашли стольковзаимосвязей, сходных мыслей, так как поэт писал, изливая душу. Любоестихотворение Лермонтова или его роман – это сам Лермонтов. И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия,размышления, опыт, которым он делился и делится с читателями. Список использованной литературы 1. Ломунов, К. Н. М. Ю.Лермонтов в русской критике / К.Н.Ломунов. – М.: Сов. Россия, 1995 г. 2. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Под ред.Б.М.Эйхенбаума. – М.: Художественная литература, 1935-1938. 3. Белинский, В. Г. Стихотворения Лермонтова / Белинский В. Г. – 1984. 4. Бердяев, Н. А. Русская идея/Русская литература / Н. А. Бердяев. – 1990 N2 c.96. 5. Биография писателя. М. Ю. Лермонтов. – М., 1964.
|