СТАТИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1) «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.
| «Лопаточка» | Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
| Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. |
| «Чашечка» | - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
| Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! |
| «Иголочка» | - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 10-15 секунд.
| Язычок наш, как иголка, Не ленись, уколет колко! |
| «Горка» | - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.
| Круче, горка поднимись. Мы помчались с горки вниз! |
| «Хоботок» | Выработать движение губ вперед.
1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.
| Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю. |
| «Парус» | Рот открыть. Язык поднять и прижать к твердому небу. Удерживать 15 секунд.
| Выше парус поднимай, В путь кораблик отправляй! |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
| «Часики» | - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет 15-20 раз.
| Тик-так, тик-так, Ходит маятник вот так! |
| «Лошадка» | - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.
| Ты, лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь! |
| «Грибок» |
А)Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от неба.
Б) «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз. (Растягивание подъязычной связки)
| Ты расти, расти, грибок, Упирайся в потолок! |
| «Качели» | - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.
| Чтобы не было печали, Нас качели раскачали. Вверх-вниз, вверх-вниз, на качелях прокатись! |
| «Вкусное варенье» |
- высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.
| Это просто наслажденье, Кушать вкусное варенье! |
| «Змейка» | - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
| Язычок, как змейки жало, Сделал? Начинай сначала! |
| «Катушка» | - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад. | Язычок, дружище, не скучай, Нитку на катушку намотай! |
| «Накажи непослушный язычок» |
Рот приоткрыть. Широкий язык положить на нижнюю губу и похлопать его верхней произнося одновременно (пя-пя-пя) 15 секунд.
| Накажи скорей, дружок, Непослушный язычок! |
| «Чистим зубки» верхние, затем нижние | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние (с внутренней стороны, язык за зубами. Затем с внешней стороны).
| Мягкой щеткою с утра, Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые! |
| «барабанщик» | Улыбнуться, показать зубы. Рот открыть. Постучать кончиком языка по верхним зубам: д-д-д-д, изменяя темп (с ускорением)
| Язычок наш крепким станет, - барабанить не устанет! |
| «Маляр» | - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.
| Раз-два, три-четыре, Потолок мы побелили! |
| «Орешки» | - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.
| |
| «Индюк» | - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
|
«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.
Б) «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз. (Растягивание подъязычной связки)