«Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т. д. Ройтесь, сколько хотите во всей массе мною написанного, – ручаюсь, ничего другого не найдёте».
М.Е. Салтыков-Щедрин
М.Е. Салтыков-Щедрин пользовался исключительной популярностью у своих современников. Он вызывал восхищение у друзей, раздражение у врагов, но равнодушным не оставался никто. Его любили или ненавидели; середины не было.
Творчество великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина - явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50-60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин - яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.
Среди классиков русского критического реализма XIX века Салтыков-Щедрин занимает место исключительного художника слова в области социально-политической сатиры. Этим определяется оригинальность и особое значение его литературного наследия. Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России второй половины XIX века, но и основы эксплуататорского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин.
Литературный сверстник Тургенева, Гончарова, Толстого и Достоевского, Салтыков-Щедрин, как и они, был писателем высокой эстетической культуры. И в то же время с исключительной чуткостью он впитал передовые веяния 60-х годов. В своем творчестве он представил органический синтез качеств проникновенного художника, глубоко постигавшего социальную психологию разных слоев общества, и темпераментного политического мыслителя-публициста, страстно сражающегося за раскрепощение общественного сознания России.
|
«Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних» называла его революционно-демократическая печать еще при жизни («Искра», 1873). И это определение, пожалуй, точнее других характеризует жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Существует аллегорический портрет писателя, созданный малоизвестным художником Д. Брызгаловым. Щедрин изображен на нем выходящим из леса, кишащего ядовитыми гадами и хищными зверями, одетыми в форму царских жандармов и чиновников. В 1883 году Щедрин писал издателю Н. П. Орлову, что портрет этот «так сходственно и с обстоятельством дела согласно изображает существо веществ». Аллегория художника была глубоко правдивой, ибо вся жизнь Щедрина — это ожесточенное сражение за счастье народа России со злыми силами его угнетателей. В конце своей жизни писатель имел полное право заявить, что «погибает на службе обществу».
Двадцать лет кряду все крупные явления русской общественной жизни встречали отголосок в произведениях Михаила Салтыкова, иногда предугадывавшего их ещё в зародыше. Это своего рода исторический документ, доходящий местами до полного сочетания реальной и художественной правды. От первых повестей «Противоречия» и «Запутанное дело» до сатирических романов «История одного города», «Современная идиллия» и последних романов-хроник «Господа Головлевы» и «Пошехонская старина» идейное развитие Салтыкова-Щедрина шло по восходящей линии. Он стал одним из предшественников русской социал-демократии. Роль Щедрина в деле пробуждения политического сознания народных масс огромна.
|
Творчество сатирика имело огромное пропагандистское значение. Основной пафос творчества Салтыкова-Щедрина заключался в бескомпромиссном отрицании всех форм угнетения человека во имя победы идеалов демократии и гуманизма. В произведениях Щедрина во весь рост встаёт старая, самодержавная Россия. Своим творчеством он срывает маски с эксплуататорских классов, показывает звериную сущность классового строя, основанного на узаконенном разбое, хищничестве и порабощении человека человеком. В течение 50-80-х гг. голос «прокурора русской общественной жизни» громко и гневно звучал на всю Россию, вдохновляя лучшие силы нации на борьбу с безнравственным режимом самодержавия.
Щедрин по праву стоит рядом с величайшими сатириками всех времён и народов. Эту сторону его таланта давно подметил Тургенев, горячо рекомендовавший произведения Щедрина западному читателю. «Сатирическая манера Салтыкова, - писал Тургенев, - до некоторой степени сходна с манерою Ювенала Его смех горек и пронзителен, его насмешка нередко оскорбительна... В Салтыкове есть что-то свифтовское; этот серьёзный и свирепый юмор, этот реализм, трезвый в своей ясности среди самой дикой игры воображения, и особенно этот непоколебимый здравый смысл... эта умеренность - ни на минуту не изменяют автору...»
|
Глубочайший анализ общественно-политической жизни и человеческой психологии, беспощадный реализм, блеск фантазии, язвительное остроумие, переходящее в скорбный сарказм, порою приближающийся к трагедии, неповторимый стиль с характерными только для Щедрина меткими образами, сравнениями, неожиданными словосочетаниями (иногда в науке их называют «щедринизмами») — все это придавало его творчеству громадную силу обличения, гнева и страсти.
Ненависть Салтыкова-Щедрина, его обличение, его смех были проникнуты стремлением воспитать «будущего человека». Он был убежден в том, что именно литература способна сыграть огромную роль в «подготовлении почвы будущего». Поэтому писательсчитал литературу делом чрезвычайно серьезным и рассчитывал на такое же ответственное отношение к ней со стороны читателей.
Салтыков-Щедрин оказал благотворное влияние на дальнейшее развитие русской демократической литературы, начиная со своих современников, поэтов и писателей сатирического журнала «Искра», Гл.Успенского, Лескова, в дальнейшем Чехова. Творчество Салтыкова-Щедрина сыграло значительную роль в усилении сатирического направления. В XX в. сатирические традиции Щедрина отразились в ряде произведений Горького, Маяковского, Булгакова, других писателей. Современные писатели, прибегая к сатире, неизменно находят для себя поддержку и творческое вдохновение в щедринских образцах.
Творчество Салтыкова-Щедрина имеет общечеловеческое, мировое значение. Образы, созданные Щедриным, отличаются необыкновенной жизненностью. Десятки лет, протекшие со дня смерти писателя, не притупили грозного оружия его сатиры. Щедринское творчество имеет для нас, помимо исторического, и современное, живое значение. Исчезли уродливые социальные формы жизни и человеческие типы, против которых ополчалась воинствующая сатира Щедрина. Сатирик беспощадно обличал произвол, хищничество, эгоизм, предательство, двоедушие, ложь, трусость, легкомыслие и прочие социальные и нравственные пороки. Но и в нашем обществе еще встречаются люди, зараженные пороками старого времени. Поэтому сатира Щедрина продолжает служить делу нравственного воспитания народа, помогает распознавать и искоренять пережитки в сознании и психологии людей ХХI века.
Самоотверженное служение интересам народа, непримиримое отношение ко всем формам угнетения человека человеком, неустанная борьба за лучшие общественные идеалы, страстное стремление содействовать искусством слова решению самых жгучих вопросов жизни — все эти моральные черты великого писателя-гуманиста, претворенные в его ярких и оригинальных произведениях, поучительны для каждого, кто желает быть полезным обществу, и характеризуют Салтыкова-Щедрина как одного из самых сильных наших соратников в борьбе за социальную справедливость, в строительстве новой культуры и воспитании человека.
Социальное зло, которое с великим искусством изобличал Салтыков-Щедрин, живет и теперь в тех пли иных формах на нашей планете. Поэтому сатира Салтыкова сохраняет свою боевую силу в борьбе с современным варварством.
Велико и собственно литературно-эстетическое значение творчества Салтыкова-Щедрина. В его произведения надо вчитываться, напряженно следить за развитием мысли сатирика, порою даже разгадывать смысл отдельных образов и намеков. Но зато какое богатство содержания раскрывается перед внимательным читателем, какое художественное наслаждение он получит! Ведь Салтыков-Щедрин дорог для нас не только как выразитель передовых идей своего времени, но и как замечательный писатель, обладавший громадным художественным талантом.
Его сатира включала в себя изображение действительности в формах самой жизни, глубокий психологизм, тонкость анализа внутреннего мира человека и одновременно гротескность, деформацию привычных пропорций, «кукольность» персонажей, заострение и фантастичность сюжетов, пародийность, переосмысление ситуаций и героев из иных литературных источников. Иносказания, «эзоповская манера» письма были не только прикрытием от цензуры; они оказывались эффективным средством сатирического изображения жизни, позволяя подойти к тем или иным явлениям с неожиданной стороны и остроумно осветить их.
Мало таких нот, мало таких красок, которых нельзя было бы найти у М. Е. Салтыкова. Сверкающий юмор, которым полна удивительная беседа мальчика в штанах с мальчиком без штанов, так же свеж и оригинален, как и задушевный лиризм, которым проникнуты последние страницы «Господ Головлёвых» и «Больного места». Описаний у Салтыкова немного, но и между ними попадаются такие перлы, как картина деревенской осени в «Господах Головлёвых» или засыпающего уездного городка в «Благонамеренных речах».
Огромное художественное дарование Салтыкова-Щедрина, его непревзойденное сатирическое мастерство по достоинству оценены крупнейшими русскими писателями.
Салтыков, по определению И.С.Тургенева, отмежевал себе в нашей словесности целую область, в которой был «неоспоримым мастером и первым человеком».
Л. Н. Толстой находил у Щедрина «все, что нужно», чтобы завоевать признание народа: «сжатый, сильный, настоящий язык», характерность, веселый смех, «знание истинных интересов жизни народа».
М. Горький говорил о Щедрине: «Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нем говорят. Широта его творческого размаха удивительна».
Собрание сочинений М. Е. Салтыкова вышло в первый раз (в 9 томах) в год его смерти (1889) и выдержало с тех пор много изданий.
Сочинения Михаила Салтыкова существуют и в переводах на иностранные языки, хотя своеобразный стиль Салтыкова представляет для переводчика чрезвычайные трудности. На немецкий язык переведены «Мелочи жизни» и «Господа Головлёвы», а на французский — «Господа Головлёвы» и «Пошехонская старина».
I Основные выводы.
Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина оказывала огромное благотворное воздействие на общественную жизнь России. Творчество сатирика имело огромное пропагандистское значение.
Основной пафос творчества Салтыкова-Щедрина заключался в бескомпромиссном отрицании всех форм угнетения человека во имя победы идеалов демократии и гуманизма.
Творчество Салтыкова-Щедрина имеет общечеловеческое, мировое значение. И в свое, и в последующее время щедринская сатира служила грозным идейным оружием в борьбе с безнравственным режимом, в борьбе за социальную справедливость. Роль Щедрина в деле пробуждения политического сознания народных масс огромна.
Сатира Щедрина-гуманиста продолжает служить делу нравственного воспитания народа, помогает распознавать и искоренять пережитки в сознании и психологии людей ХХI века.
Традиции Салтыкова-Щедрина оказали плодотворное воздействие на многих писателей, критиков и журналистов, которые находят творческое вдохновение в щедринских образах.