План урока
Дисциплина: ОП.02 Техническая механика
Тема урока: З убчатые передачи
Тип урока: комбинированный
Цели:
1) образовательная – сформировать у студентов понятия об устройстве, принципе работы, классификации и основных характеристиках зубчатого зацепления;
2) воспитательная – воспитывать познавательные мотивы поведения путем вовлечения в частично-поисковую деятельность;
3) развивающая – развитие логического мышления, технического кругозора, умения применять полученные знания в практической деятельности.
Методическая цель: повышение эффективности использования компьютерной техники и электронных средств обучения на учебном занятии.
Задачи:
Образовательные:
· усвоение видов, свойств, характеристик зубчатых передач, понятия эвольвентный профиль,
· Методы изготовления зубчатых колёс и их применения.
Воспитательные:
· привитие обучающимся интереса к своей будущей профессии через изучение дисциплины материаловедение;
· воспитание у обучающихся культуры профессионального общения.
Развивающие:
· развитие навыков работы в группе и навыков взаимоконтроля; развитие компетентности будущего специалиста.
· умения выступать и защищать свою точку зрения; развитие творческих способностей.
Формируемые компетенции.
· ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
· ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
· ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
· ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат работы.
· ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта
· ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств
· ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей
Продолжительность урока: 90 мин.
Материально-техническое обеспечение урока: Ноутбук, экран, мультимедийная установка, разрезы редукторов, макеты зубчатых передач, стенд с зубчатыми передачами, тестовые задания, мультимедийная презентация в программе Мicrosoft Power Point, электронные плакаты, учебный фильм «Изготовление зубчатых колёс».
Междисциплинарные связи _Инженерная графика «Зубчатые передачи»; Материаловедение «Конструкционные материалы»; Устройство автомобилей, раздел «Трансмиссии».
ЛИТЕРАТУРА: Основная. Вереина Л.И.. Техническая механика: учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Вереина, М. М. Краснов. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. -352 с.
Дополнительная. Хруничева Т.В. Детали машин: учебное пособие. /Т.В. Хруничева. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.: (Профессионально образование)
Структурный план урока.
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание | Общие компетенции |
1. Организационный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих | ||
2. Проверка домашнего задания. Тестирование. Презентация проектов. . | Повторение и проверка знаний учащихся по теме «Ременные и фрикционные передачи» с помощью теста | Работают с тестами, результат сверяют с эталоном на экране. Ведут презентацию проектов. Анализируют свою деятельность | Результаты тестирования и презентации проектов заносятся в таблицу учета результатов и выводятся на экран. | ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач. ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. |
3. Актуализация и мотивация знаний. | Сообщает тему урока: «Зубчатые передачи» и основную цель. Подчеркивает значение этого урока. С помощью эвристической беседы ставит проблемный вопрос. | Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы преподавателя. | Демонстрируются слайды медиолекции | ОК 1. Понимание сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. |
4. Изучение нового материала. | Знакомит с основными с устройством, принципами работы, классификацией и основными характеристиками зубчатого зацепления; Демонстрирует учебный фильм. Знакомит с алгоритмом решения задач по изучаемой теме. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Самостоятельно работают с источниками информации. Ведут взаимоконтроль самостоятельной деятельности. Капитаны делают вывод о проделанной работе. | Результаты оценки результатов заносятся в таблицу учета результатов и выводятся на экран. | ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессион. задач, профессионального и личностного развития. . |
5. Закрепление материала. | Предлагает обучающимся приступить к выполнению карточек заданий. Просит представителей от команд пройти к доске для решения задач. | Обучающиеся выполняют карточки задании, результат сравнивают с эталоном на экране. Обучающиеся поочередно у доски решают задачи по алгоритму. Капитаны подводят итоги данного этапа урока. | При решении задач обучающиеся могут пользоваться памятками (приложение №4) . | . ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессион. задач, профессионального и личностного развития ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение. |
6. Подведение итогов и результатов урока | Проводит анализ работы на уроке. Сообщает результаты. | Высказывают своё отношение к оценке результатов их работы на уроке. | Демонстрируются слайды медиолекции | ОК 2.Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. |
7. Рефлексия. | Преподаватель предлагает обучающимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке и провести самоанализ своей работы. | Проводят самоанализ своей деятельности. | ОК 3. Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. ОК 6. Работа в коллективе и в команде, эффективное общение. | |
8. Домашнее задание. | Разъясняет порядок выполнения домашнего задания. | Слушают преподавателя, задают вопросы. | ОК 4. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
План-конспект
1. Организационный момент (3-5 мин):
-приветствие,
-диалог с дежурным,
-сообщение темы урока, постановка задач урока.
2. Проверка домашнего задания Презентация проекта.
(15-20мин):
Методы: терминологический диктант, презентация.
Над блиц диктантами все учащиеся работают самостоятельно, затем на экран выводится бланк с правильными ответами, для самоконтроля.
Затем к доске поочередно вызываются члены команд для презентации своих проектов.
Для того чтобы сделать опрос не только контролирующим, но и обучающим вводится метод гласности результатов проверки. При затруднении командиры помогают своим командам, анализируют полученные результаты, делают вывод по каждому элементу проверки, результат заносится в общую таблицу.
3.Актуализация и мотивация знаний.
Активизация познавательного процесса. Постановка проблемного вопроса (4мин):
Методы: Монолог, эвристическая беседа.
Ø - Можно ли ограничиться применением в машиностроении и ремонте автотранспортных средств только фрикционными и ременными передачами? Ответ обоснуйте.
Ø - Какие виды передач вы знаете?
Ø - Как вы думаете, какие самые распространенные механические передачи?
Ø А где в автомобилях применяются зубчатые передачи?
Ø - Вы затрудняетесь с ответом,а виды передач очень многообразны. Поэтому важность изучения этого вопроса очевидна
После этого преподаватель называет и проецирует на экран тему урока. Студенты записывают тему в тетрадях. Прежде чем поставить цель урока пере студентами, преподаватель предлагает им проследить связь данной темы с другими темами и дисциплинами, обращая внимание студентов на то, что процесс познания истины идет непрерывно, все больше развиваясь и совершенствуясь, что после изучения данной темы студенты должны приобрести не только новые знания, но и умения производить необходимые расчеты. После чего преподаватель демонстрирует алгоритм изучения общих сведений о зубчатых передачах и объясняет (ставит) цель урока: сегодня на уроке мы должны знать:
§ классификацию зубчатых передач;
§ область применения зубчатых передач;
§ основы теории зубчатого зацепления;
§ геометрические параметры зубчатых колес.
После этого преподаватель переходит к объяснению нового материала.
4. Изучение нового материала (35 мин):
Методы: Словесные методы, поиск главного, самостоятельная работа, прблемно-поисковый, соревновательный, самооценка, взаимоконтроль.
Запишите в конспект следующее:
Тема: Зубчатые передачи.
План.
1. Характеристика зубчатых передач.
2. Эвольвентный профиль.
3. Методы изготовления зубчатых колёс.
. Изложение нового материала
Изучение нового материала – основной этап данного урока, поэтому на него отводится возможно большее количество времени, так как на данном
этапе реализуется несколько целей урока, следовательно применяются разные приемы и методы.
Изложение нового материала проводится форме презентации Microsoft PowerPoint, а также с демонстрацией разрезов и макетов редукторов, стендов с зубчатыми колёсами. В конце изучения нового материала демонстрировался учебный фильм «Типы зубчатых передач» (Приложение 6). Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. После просмотра фильма необходима заключительная работа - проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному. Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам.
Фрагменты учебного фильма «Изготовление зубчатых колёс »
Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность студентов, способствует формированию ключевых и профессиональных компетенций.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
На данном этапе углубляются и закрепляются знания об общих сведениях о зубчатых передачах.. Оценка ответов студентов должна быть краткой: «хорошо», «правильно», «молодцы». При необходимости дается правильная формулировка или пояснения. Также на данном этапе закрепляются: умение студентов определять основные геометрические параметры зубчатых колес.
При решении задач студентам разрешается (рекомендуется) пользоваться мини-лекцией. Преподаватель постоянно наблюдает за работой студентов, помогая им советом или одобрением. Алгоритм задач и их решение демонстрируется на экране (Приложение 5).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итогов урока.
Подведение итогов урока –это анализ познавательной деятельности студентов и оценка её результатов. Отмечается активность всей группы, так и отдельных студентов. Всем студентам выставляются положительные отметки. К анализу результатов работы привлекаются студенты, это вызывает у них положительные эмоции и способствует стимулированию познавательной деятельности.
Задание на дом
Преподаватель объясняет задание на дом, проецируя его на экран
1.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Вереина, М. М. Краснов. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. с.
2. Файл «Основные сведения о зубчатых передачах» на
www.dnevnik.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова А.Я. Активизация творческой деятельности и развития познавательного интереса студентов при изучении дисциплины «Техническая механика». Метод. пособие. – М.: УМЦ СПО, 2002.
2. Вереина Л.И.. Техническая механика: учебник для сред. проф. образования / Л. И. Вереина, М. М. Краснов. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с
3. https://www.cross-kpk.ru/ims/02708/OTM/kontr/Kontr2/Kontr2.html -электронный учебник по технической механике