Глава 3. Развитие активного туризма на современном этапе: проблемы и перспективы




После развала системы профсоюзного планового туризма в начале девяностых годов, в активном туризме наступил некоторый застой.

Речь не идет о самостоятельном активном отдыхе–те, кто имел такое желание, по-прежнему ходили в походы. Объективно спад интереса к активному отдыху внутри страны был связан, прежде всего, с упрощением разрешительной системы выезда за границу. Сначала сотни, а затем и сотни тысяч наших сограждан получили возможность выехать за рубеж.

А главное – у них появились средства для отдыха за этим самым рубежом. Отсутствие же спроса на активный туризм не рождало и соответствующего предложения. Исключения, вроде Компании приключенческого туризма «Команда Горький» из Нижнего Новгорода, начавшей свою деятельность в 1992 году, только подтверждали это правило. Да и работали подобные фирмы, в основном, на прием иностранцев[5].

Продолжали, правда, существовать некоторые полуобщественные, полукоммерческие организации, возникшие еще во времена Центров НТТМ. Работали они по старинке, предлагали клиентам старое, изношенное снаряжение, приобретенное в военных частях и геологических организациях, экономили на сервисе, отправляя с группами 25-30 человек плохо подготовленных, часто случайных людей в качестве инструкторов. Но отсутствие должного сервиса и почти спартанские условия отдыха окупались низкими ценами на путевки...

Однако во второй половине девяностых годов наши соотечественники стали пресыщаться бесконечным лежанием на турецких и египетских пляжах, посещением баров и казино. Безусловно, речь идет о тех российских гражданах, кои могли себе это позволить. И вспомнилась раздобревшим банкирам и предпринимателям их студенческая юность, лыжные и байдарочные походы, красоты Карелии, Кавказа и Камчатки. Некоторые особо активные господа стали организовывать для своих приятелей путешествия, оплачивая все необходимые расходы. Остальные же обратили свой взор на рынок туристских услуг–а там все те же анталии и кипры. Или вышеописанные полукоммерческие клубы с их куцым сервисом. Но господа менеджеры уже успели вкусить за бугром всех прелестей нормального обслуживания, и на меньшее были не согласны.

Тогда-то и стали возникать турфирмы новой волны, обеспечивающие своим клиентам комфортные условия активного отдыха. Конечно, финансовые вложения в создание и обеспечение деятельности подобных структур несоизмеримо выше, чем у «обычной» турфирмы или типовой турбазы (не принимая в расчет затраты на капитальное строительство). Естественно, цены на такой эксклюзивный, по тем временам, отдых были весьма высоки. И далеко не все интересующиеся подобным видом отдыха потребители понимали, за что, собственно, они должны платить. Ибо перед глазами стояло убогое допотопное снаряжение, подгоревшие слипшиеся макароны с тушенкой и вечно сырые спальные мешки плановых туристских маршрутов. И не верилось, что у нас может быть по-другому...

Справедливости ради, стоит сказать, что ничего нового участники нарождающегося сектора турбизнеса не изобрели. Все было уже отработано до автоматизма на Западе, да и у нас, еще в советские времена, отдельные теоретики планового отдыха, например Штюрмер, предлагали внедрять нормальный менеджмент и поднимать качество предоставляемых в активном туризме услуг. Так что–все это было! Только в погоне за сиюминутной прибылью, за нереальными ростовщическими процентами, за деньгами, создаваемыми из воздуха, господа предприниматели не желали вкладывать деньги в столь долгосрочные и малопонятные проекты. Да и государство всегда «облегчало» и продолжает «облегчать» деятельность и карманы тех немногих, кто решил занять эту пустующую нишу.

Средства в развитие активного отдыха стали вкладывать энтузиасты, давно мечтавшие о том, чтобы заняться любимым делом, носом почуявшие всплеск интереса к активному туризму.

Но не успели они развернуться, как наше государство порадовало всех дефолтом 17 августа 1998 года. И предпринимателей от активного туризма не спасли даже валютные заначки, у кого они, естественно, были. Ибо почти на два года выпали они из сферы интересов потребителей турпродукта. Последние же обратили свой взор к рынку продуктов питания. И на весь этот период идиоты – идеалисты от активного туризма, не желавшие снижать уровень предоставляемого сервиса, а желавшие сохранить свой, с таким трудом заработанный, имидж, перебивались случайными клиентами, в основном–лицами забугорной национальности. Правда, упомянутые выше организации социально-планового (по их словам) туризма, пережили этот период легче, за счет потока потребителей, утративших возможность порадовать турецкую и египетскую экономику своими долларами. Обратив взор свой на внутренний рынок, узрели сии путешественники цены невеликие на путешествия по рекам и горам. [6]

Но и таких потребителей хватало только на то, чтобы кое-как выжить. А уж о развитии ни организации «социально-планового» направления, ни фирмы более высокого уровня обслуживания не могли и помыслить. В «межсезонку» кто-то ударялся в побочный бизнес, организовывая пошив или торговлю снаряжением, кто-то не выдержал, и начал предлагать стандартный турпродукт, постепенно отходя от активных туров.

Начало реорганизации активного туризма было положено с того, активный туризм был передан в введенье Минэкономразвития РФ под тем соусом, что туристская индустрия–это большой и важный, а, главное, «дойный» сектор экономики.

Вернемся к внутреннему активному туризму. На рубеже тысячелетий многие туристские фирмы этого направления «созрели», наконец, для легализации своей деятельности. Почти все сертифицировали свои маршруты, многие получили лицензии, хотя работа на внутреннем рынке и не требовала этого. Первым ударом по стабилизации положения в активном туризме явилось введение НДС на турпутевки, что, в первую очередь, отражалось на их стоимости. Ибо ни один из наших чиновников не просчитывал реальную себестоимость активного тура, куда часто входят довольно значительные выплаты, подтвердить которые документально не представляется возможным, например оплата внутримаршрутных перевозок или закупка продуктов на рынках. Причем расходы направлены на обеспечение безопасности и комфорта туристов, а вовсе не на «обучение» высшего менеджмента практике продаж в Гонолулу. Но начался «чёс». Наиболее дальновидные руководители турфирм активного направления предприняли попытку объединиться. Что удивительно, способствовал этому, в первую очередь, не Департамент туризма, для которого, по-видимому, это направление настолько неинтересно, что и высочайшего внимания не заслуживает, а Департамент туристских выставок компании ITE, которому продвижение этого направления приносит невеликие, на общем уровне, прибыли.

Рабочая встреча была продекларирована и, буквально, «высижена» в коридорах Департамента туризма и состоялась в период проведения выставки MITT в 2001году. Правда, удивил состав, где помимо представителей близкого по духу экологического туризма, почему-то ассоциировавшегося исключительно с заповедниками, были представлены образовательный и музейный туризм.

К великому стыду, выступления свелись к плачу по местечковым проблемам и интересам и выклянчиванию подачек для своих, отдельно взятых фирм. Наиболее достойные представители активного туризма поделились опытом. «Зеленые» решили создать самостоятельную Ассоциацию, «приключенцы»–комиссию в недрах РАТА, Менделевич, как всегда, предложил бороться за права туристов посредством газеты «Вольный ветер». И только выступление одного из участников о том, что, собственно, абсолютно отсутствует законодательная база, что понятия «активный» и «приключенческий» туризм не прописаны в нашем «гениальном» Законе о туризме, остались «гласом вопиющего в пустыне». На том и закончили.

Летом прошла вторая рабочая встреча, о проведении которой многих участников первой предусмотрительно забыли предупредить. Была создана Комиссия приключенческого туризма при РАТА во главе с владельцем монструозного «Горного клуба» Наумом Кузнецовым. Для приличия от Санкт-Петербурга сопредседателем выбрали уважаемого полярного путешественника Виктора Ильича Боярского, человека, сфера чьих интересов, мягко говоря, несколько далека от туризма. Собственно он этого и не скрывал.

Чем же занялась вновь созданная Комиссия? Ни за что не угадаете. Разработкой норм сертификации туристских баз и гостиниц! Видимо, других, более важных проблем г-н Кузнецов и Исполнительный секретарь Комиссии г-н Мельников не заметили.

После сиих непосильных трудов, разработав систему «дворцов» и «шалашей», Комиссия решает провести свое открытое заседание. Так, по сути своей, оно декларировалось! Причем открытость и доступность его выглядела несколько странно. Ибо провести оное заседание было решено в Красной Поляне (если кто не знает–это в районе г. Сочи, а не в Подмосковье). Причем проводить эту, действительно интересную для многих, встречу было решено в период проведения в Санкт-Петербурге одной из крупнейших в России туристских выставок INWETEX, одной из 10 туристских выставок, поддерживаемых на федеральном уровне. Результат не заставил себя ждать. Среди участников заседания (Конференции) Москва, Москва, Москва... и немного Краснодарского края. Причем для большинства московских фирм активный туризм является побочным видом деятельности, многие продают только чужие туры. Судя по материалам Конференции, выступления опять содержали общие фразы. Хотя без исключений не обошлось. Немногие толковые выступления имели, в целом, негативную окраску. Позитивные предложения прозвучали только со стороны г-на Кузнецова, но были они посвящены развитию собственной турбазы «Красная Поляна», причем желание перетянуть одеяло на себя глава Комиссии даже не пытался завуалировать. Удивило предложение оратора разместить в Красной Поляне учебно-тренировочный Центр по подготовке гидов-проводников. При полном отсутствии методической, преподавательской и технической базы... Так, ничего толком не решив, конференция завершилась.

Если учесть, что по новому Закону турфирмы поделили на туроператоров и турагентов, без учета сферы деятельности (международной или внутренней), то понятно, что турфирмы приключенческого и других активных направлений, образно говоря, застыли в ожидании – что же сочинит родной Департамент? Особенно если учесть заявление г-на Стржалковского на одной из пресс-конференций, где он откровенно заявил, что его он ставит перед собой задачу резко сократить количество малых турфирм.

Затем департаментом по туризму было принято «Положение о активном туризме».

Хотелось бы прокомментировать некоторые пункты данного Положения, касающиеся туроператорской деятельности.

Первое: туроператор должен иметь в штате не менее семи сотрудников.

Второе: 30% штатных сотрудников должны иметь либо специальное образование, либо опыт работы в туризме не менее 5 лет.

Итак, Положение, а точнее, его отдельные пункты, появились в Интернет-прессе. Почти в это же время в Москве прошла выставка «Экстремальный, приключенческий и спортивный туризм». Не будем вдаваться в недостатки, их хватает у всех. Хочется только порадоваться журналистскому мастерству официального пресс-релиза, где оные недостатки, с легкой руки организаторов, превращены в достоинства. Но речь о другом. Была надежда, с учетом довольно обширного представительства турфирм из регионов, на очередное заседание Комиссии по приключенческому туризму РАТА. Но, видимо, господ из Комиссии вполне устраивает келейность их деятельности, они решаютвнутренние, московские проблемы. Поэтому состоялся некий, ни к чему не обязывающий Круглый стол, где выступающие могли выпустить пар. Неожиданностью для господ чиновников от туризма стала программа по подготовке туристских кадров в активном туризме Туристско-спортивного Союза России, утвержденная в Спорткомитете, и создание Международной Ассоциации Активных Видов Туризма (МААВТ). Стоит только поаплодировать руководству ТССР, сумевшему, без лишних слов и апломба, склонить чашу весов в свою сторону. И хотя не все бесспорно в деятельности ТССР, у него есть реальный шанс привлечь в ряды МААВТ турфирмы активного направления (все-таки сложно у нас с терминологией), разочаровавшиеся в деятельности РАТА.


Заключение

 

Подводя итоги всему вышесказанному можно сделать следующие выводы. Перед тем, как приступить к описанию активных туристских походов, к описанию их организации и подготовки, надо пояснить термин «активный туризм».

Активные маршруты, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.

Активное путешествие подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. Деревья и кусты дают дрова для костра. На костре готовят пищу, костер может превратиться в пожар. По реке можно плыть на лодке или плоту, но надо быть осторожным - в реке можно утонуть. Дождь создает большие неудобства для туристов, но он питает реки, поит растения. Эти и подобные им наблюдения и впечатления могут сформировать у людей понимание зависимости людей от природы, природы от людей, взаимосвязи явлений природы, дадут возможность осознать себя частью природы.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида активного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.

Активные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности - от I до IV.

После развала системы профсоюзного планового туризма в начале девяностых годов, в активном туризме наступил некоторый застой.

На рубеже тысячелетий многие туристские фирмы этого направления «созрели», наконец, для легализации своей деятельности. Почти все сертифицировали свои маршруты, многие получили лицензии, хотя работа на внутреннем рынке и не требовала этого. Первым ударом по стабилизации положения в активном туризме явилось введение НДС на турпутевки, что, в первую очередь, отражалось на их стоимости. Ибо ни один из наших чиновников не просчитывал реальную себестоимость активного тура, куда часто входят довольно значительные выплаты, подтвердить которые документально не представляется возможным, например оплата внутримаршрутных перевозок или закупка продуктов на рынках. Причем расходы направлены на обеспечение безопасности и комфорта туристов, а вовсе не на «обучение» высшего менеджмента практике продаж в Гонолулу. Но начался «чёс». Наиболее дальновидные руководители турфирм активного направления предприняли попытку объединиться. Что удивительно, способствовал этому, в первую очередь, не Департамент туризма, для которого, по-видимому, это направление настолько неинтересно, что и высочайшего внимания не заслуживает, а Департамент туристских выставок компании ITE, которому продвижение этого направления приносит невеликие, на общем уровне, прибыли.

Рабочая встреча была продекларирована и, буквально, «высижена» в коридорах Департамента туризма и состоялась в период проведения выставки MITT в 2001году. Правда, удивил состав, где помимо представителей близкого по духу экологического туризма, почему-то ассоциировавшегося исключительно с заповедниками, были представлены образовательный и музейный туризм.

К великому стыду, выступления свелись к плачу по местечковым проблемам и интересам и выклянчиванию подачек для своих, отдельно взятых фирм. Наиболее достойные представители активного туризма поделились опытом. «Зеленые» решили создать самостоятельную Ассоциацию, «приключенцы» – комиссию в недрах РАТА, Менделевич, как всегда, предложил бороться за права туристов посредством газеты «Вольный ветер». И только выступление одного из участников о том, что, собственно, абсолютно отсутствует законодательная база, что понятия «активный» и «приключенческий» туризм не прописаны в нашем «гениальном» Законе о туризме, остались «гласом вопиющего в пустыне».

 


Список используемой литературы

1. Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект - пресс, 2004.

2. Алексеев А.Миллионы в гости и бюджет// Отели.- 2002-.-№2. с.65-72.

3 Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Дурович А. П. Активный туризм: современное состояние и перспективы развития.- М.: Новое знание, 2003.

5. Квартальянов В. А. туризм. - Финансы и статистика, 2004.

6. Колесник В.Г. Введение в специализацию: программный туризм в сфере услуг мирового товарооборота.- М.: Советский спорт,1999.

7. Моспанова И. Активный туризм - что это такое? // Отель.- 2001.-№2. с.18-22

8.Максимов Г. Свободный анализ ситуации, сложившейся в данный момент// Туризм.- №3.- с.34-40

9. Муталимов М. Г., Муталимов С. М., Дурович А. П., Мировая экономика и индустрия туризма.- Мн: Армита-маркетинг, 2005.

10 Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма/ под общ. ред. А. П. Лесника, М.: Вестник,2004.

11. Пирожник И. И. Активный туризм и его значение в хозяйстве России.Мн: Белгоуниверситет, 2004.

12 Хвилер Г. Связанные одной цепью// Турбизнес.- №12-13.с.6-9.

13. Шреплер В. Активный туризм.- М.: Международные экономические отношения, 2001.


[1] Квартальянов В. А. Туризм.- М.: «Финансы и статистика», 2003.- с. 78.

[2] Там же, с. 79.

[3] Квартальянов В. А. Туризм.- М.: «Финансы и статистика», 2003.- с. 79.

[4] Классификация пешеходных маршрутов.- М.: Турист, 1990.- с.233.

[5] Максимов Г. Свободный анализ ситуации, сложившейся в данный момент// Туризм.- №3.- с.34

[6] Максимов Г. Свободный анализ ситуации, сложившейся в данный момент// Туризм.- №3.- с.34



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: