Как форма культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников




Игры-забавы

 

 

Одним из видов развлечений являются забавы, в кото­рые входят шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Небольшие, короткие по времени развлекатель­ные моменты хорошо помогают воспитателю собрать внима­ние детей, переключить их с одного вида деятельности на дру­гой, дать им возможность отдохнуть, создать веселое настроение, развить чувство юмора.

Фокусы всегда вызывают живой интерес у ребят. Они зна­комы им с раннего детства и обладают особой притягательной силой, ибо с ними связано нечто загадочное, поражающее во­ображение. Дети любят смотреть, как показывают фокусы. Фо­кусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и основанные на манипуляциях. Иллюзионисты для показа сво­их фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые по­казывают дошкольникам и младшим школьникам, нельзя от­нести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, веселые игры и шутки, не требующие ни сложного инвентаря, ни особого умения. Самые простые предметы обихода: бумага, ножницы, графин, щетка, шнурок и др. Успех проведения фокусов во многом зависит от умения интересно объяснить и преподнести их детям.

 

Шутки — это то, что говорят или делают не всерьез, а ради развлечения, веселья. Шутке ребята всегда рады. Их можно использовать в перерывах между играми, вставлять в празднич­ные утренники и развлечения.

Но одно необходимо помнить: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. В группе полезно разучивать шутки со стершими детьми с тем, чтобы они могли их рассказать младшим. Это научит детей младшего возраста понимать шутку и шутить самим, лучше видеть многообразней окружающий мир и понимать его.

 

Шарады- это отгадывание слов по частям (обычно—но слогам).

Прежде чем загадывать шарады, надо показать детям на примере одной из шарад технику их отгадывания. Например, зашифровано слово «фасоль»: первый слог — нота (фа), второй - тоже нота (соль), а целое — на горох похоже (фасоль).

 

Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивостъ и сообразительность.

Одновременно велико воспитатель­ное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают пыт­ливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложе­ния, выразительность и меткость определений. Чаще всего в за­гадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь.

От то­го, сколько этих признаков, насколько они подробно харак­теризуют то, что задано, зависит простота или сложность за­гадки. Надо постараться в доступной форме объяснить это детям, разобрать с ними подробно ту или иную загадку, тогда процесс отгадывания будет более осмысленным.

Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если загадку никто не может отгадать, следует пояснить ее, задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь в поисках реше­ния.

У педагога должно быть в запасе значительное много загадок. Они могут быть темой самостоятельной деятельности детей, а так­же использованы в перерыве между видами деятельности, во время от­дыха, прогулки.

Надо подбирать загадки по темам. Прогулке в лес можно посвятить целую серию загадок о растениях, явлениях природы. Особое содержание этого вида забавы заключено в жизни города, поселка, деревни и т.п.

Гуляя, дети видят транспорт, работу различных машин. Эти наблюдения желательно подкрепить подбором соответствующих загадок.

Планируя использовать загадки в развлечении, надо проду­мать их организацию. При этом следует помнить, что они име­ют две цели: одна - развлекательная, а другая, более слож­ная, связана с задачами обучения. И поэтому загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение знаний и пред­ставлений детей о том или ином предмете, заставить ребенка обратить внимание на ту или иную особенность, характерную черту иди на ряд свойств.

Подбор загадок будет зависеть от цели, от того, на что вос­питатель хочет сделать акцент, а также и от возраста детей. Такой вид развлечений может быть проведен как со всеми деть­ми группы, так и с каждой возрастной подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Поэтому загадки должны быть подобраны для каждого возраста, т.е. простые и сложные. Затем следует хорошо пред­ставить себе последовательность их загадывания. Здесь надо со­блюдать принцип от простого к сложному. Когда основные моменты будут продуманы, надо придумать форму их препод­несения детям. Так, например, в группу после дневного сна может прийти гостья — Бабушка-загадушка. Ее приход создаст ситуацию сюрпризности, неожиданности, что так всегда при­влекает маленького ребенка. Можно организовать и соревно­вание: «Кто больше отгадает загадок?» Для этого необходи­мо составить равносильные команды, чтобы в них вошли дети, всех возрастов. Так как это соревнование и будут победите­ли, то нужно подумать и о вознаграждении. Это могут быть игрушки, открытки или конфеты.

Иногда в практике исполь­зуется и такая форма, когда дети загадывают загадки друг дру­гу сами. Надо отметить, что это очень хорошо, так как дети овладевают не только навыками отгадывать, но и умением за­гадывать загадки и тем самым приобретают опыт задавать во­просы, уметь логично мыслить, развивают память.

 

Аттракционы это хорошие подвижные игры. Они дают возможность детям посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Организация аттракционов может быть са­мой разнообразной.

Первое, о чем должен подумать педагог, это о том, чтобы силы соревнующихся были равными. В них могут участвовать дети, организованные в две или три команды.

Составлять команды можно двумя способами: по воз­растному принципу, т.е. всем участникам по пять лет или шесть, семь, или в подгруппы входят дети разного возраста.

И сами аттракционы могут быть рассчитаны на участие де­тей младшего и старшего возрастов. Так, например, аттрак­цион «Собери листья»: малышам предлагается более простое задание — кто скорее разбросает листочки по залу, а детям старшего возраста — кто быстрее и красивее составит букет. Педагогу необходимо помнить, что, когда игра закончит­ся, победителей требуется поощрить. Поощрение может быть моральным и материальным. Моральное поощрение — когда педагог дает положительную оценку и дети хлопают вы­игравшему ребенку. Материальное — когда дается «медаль» или флажок за умение побеждать.

 

Сюрпризы — это неожиданные, веселые забавные моменты, которые по своему содержанию эмоциональны, интересны, привлекательны.

Дети активно действуют, когда возникает сюрпризная ситуация. В результате игрового приема ребенок реа­гирует на это и в его деятельность активно включаются ин­теллектуальные и эмоциональные силы.

Кроме того, сюрприз­ные моменты создают ситуацию новизны, в которой ребенок нуждается. Потребность новых впечатлений перерастает в по­знавательную, продолжает играть свою роль в развитии, ста­новлении ребенка. Сюрпризные моменты могут быть включе­ны в занятие, прогулку, праздники и, вообще, в любой момент повседневной жизни ребенка в детском саду.

 

При организации развлечений надо правильно выбрать ме­тоды и приемы, которые помогут педагогу решить постав­ленные задачи. Они могут быть игровыми, трудовыми и учеб­ными. Для того, чтобы культурно-досуговая деятельность детей в ходе подготовки развлечения носила увлекательный характер, учебные методы должны быть тесно связаны с иг­ровыми и трудовыми. Так, при подготовке к развлечению — показ сказки плоскостного театра «Колобок» можно органи­зовать сюжетно-ролевую игру «Театр», в процессе которой де­ти в игровой форме получат представления о том, как соз­даются художниками декорации, персонажи, как разучиваются роли артистами, люди каких профессий заняты в театре.

В про­цессе подготовки декораций и рисования персонажей — ге­роев сказки — дети закрепляют навыки в изображении фи­гур людей, животных, деревьев и. т.д. Разучивая роли, учатся передавать образы героев, приобретают навык показа сказки в плоскостном театре, а в результате у детей развивается твор­чество. В этой игре могут принять участие дети разного воз­раста, так как каждый ребенок может найти для себя инте­ресное дело.

Так, дети старшего возраста могут рисовать героев сказки, а дети пятого года раскрашивать и вырезать, наклеи­вать готовые фигурки. Учитывать возрастные возможности сле­дует и при разучивании ролей. Так, роль зайчика, медведя, волка можно поручить выполнить детям младшего возраста. Бо­лее сложные — детям старшего возраста.

Когда весь спектакль готов и выучены роли, то в общем продукте виден результат работы всех детей. При организации развлечений очень важно не допускать перегрузки детей, а также воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем и му­зыкальным работником, педагогом, ребенком и родителями. Очевидно, что многие формы развлечений педагог может подготовить и провести самостоятельно, только нужна инициа­тива и творческое отношение к этому разделу работы.

Плани­ровать развлечения музыкальному руководителю следует совместно. Продуманное планирование поможет уг­лубить и разнообразить работу педагога и музыкального руководителя по воспитанию и обучению детей, а также осущест­вить взаимосвязь с другими видами детской деятельности.

Чтобы намеченный план был выполним, надо учитывать общую нагрузку воспитателя, музыкального руководителя в те­чение месяца, участие их в общесадовских и групповых ме­роприятиях. В случае, когда воспитатель загружен, можно спла­нировать не требующие длительной подготовки развлечения:
просмотр телепередач, прослушивание грамзаписей, аудио­кассет; показ диафильмов, мультфильмов или включить в план работы развлечения, где вся основная нагрузка ложится на му­зыкального руководителя.

Целесообразно составлять план развле­чений на месяц или квартал. Перспективно-календарное планирование по­зволяет рационально, с наименьшими затратами сил и времени музыкальному руководителю и воспитателю осуществлять руководство этим разделом работы.

Следовательно, при планировании необходимо уделять этому вопросу особое внимание. Правильно включить музы­кальное оформление в сценарий развлечения или досуга, организованного в группах, должен помочь воспитате­лю музыкальный руководитель, который подбирает музыкальные произведения и советует, что лучше использовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: