Постановка (или уточнение) произношения




Различение гласных звуков с точки зрения их артикуляции

 

Для моторного алалика важно научиться различать звуки кинестетически «на ощупь», а не на слух.

 

Ø Показывайте артикуляцию гласных звуков, особенно тщательно – И и Ы, так как они похожи. И – вытягивайте губы, видны только верхние резцы, Ы – видны все зубы. Ребенок копирует артикуляцию. Спрашивайте: Какой это звук?

Ø Вычерчивайте на листе форму рта при произнесении гласных. Ребенок произносит звуки и обводит губы пальцем (используйте тактильную поддержку). Так ребенок ясно поймет, что вы «рисуете» звуки.

[ А ] – большой круг. [ Э ] – эллипс. [ О ] – небольшой кружок. [ У ] – маленький кружок, почти точка. [ И ] – сближенные горизонтальные линии, смыкающиеся по краям. [ Ы ] – горизонтальные линии на некотором расстоянии друг от друга, смыкающиеся по краям.

 

Ø Рисуете «изображение» звука, ребенок называет его.

Ø Ребенок «показывает» звук ртом, вы произносите его.

Ø Ребенок «рисует» звук, вы – произносите. Допускайте «ошибки», он исправляет.

Ø Ребенок закрывает глаза, вы произносите звуки. Он показывает их на рисунке и повторяет за вами.

 

Формирование произношения согласных звуков

 

Постановка (или уточнение) произношения

 

Звуки [ Д-Т ].

Ø Положите ребенку на язык кусочек бумаги (например, обрывок фантика или бумаги для выпечки), скажите: Выплюнь его. Покажите, как: выплевывайте фантик со звуком Т. Ребенок повторяет, попадая фантиком себе в ладонь.

Ø Поставьте к своему рту руку ребенка и, как бы «выплевывая» звук, произнесите Т. Скажите: Т упал. Ткните пальцем в ладонь ребенка. Затем ребенок точно так же, «выплевывает» себе на ладонь Т. Можно чуть высовывать язык между зубами. При этом ребенок ощущает артикуляцию звука тактильно (через соприкосновение с зубами).

Ø Над произношением звука Д работайте так же, звук произносите звонко.

 

Звуки [ Б-П ].

Ø Работайте похожим образом. Когда «выплевываете звуки», помогайте себе движением головы (вперед, по направлению к ладони). На первых порах можно «приклеивать» ребенку фантик к губам.

 

Звуки [ К-Г-Х ].

Ø Ребенок произносить звук Т (Т-Т-Т). Вы надавливаете деревянным шпателем на кончик его языка и постепенно отодвигаете язык вглубь рта. Сначала слышится Т ', потом – К ' (оба недостаточно четкие). Когда услышите К, остановите шпатель. Скажите: Это К. Отстраняйте шпатель. Если звук искажается, снова надавливайте на язык. Можете произносить вместе в ребенком. Затем откройте рот и покажите ребенку, где у вас язык. Затем пусть сам «загоняет» язык в горло и повторяет К. Пусть ощупывает пальцем заднюю засть спинки языка у корня и мягкое нёбо (используйте тактильную поддержку)

Ø Так же поставьте Г от Д.

Ø Если звук Х получается у ребенка, как простой выдох, пусть тянет Х, вы продвигаете его язык шпателем. Когда послышится Х, пусть ребенок зажмет шпатель зубами и «смеется»: ХА-ХА, ХО-ХО, ХУ-ХУ. Потом пусть смеется без шпателя.

Ø Звуки Х и К похожи. Делайте с ними упражнения с флажком на различение (прием описан ниже под заголовком: «Различение согласных по признаку глухости-звонкости»).

 

Звуки [ В-Ф ].

Ø Ребенок несильно прикусывает верхними зубами нижнюю губу и выдувает изо рта воздух на ладонь.

 

Звуки: [ М, Н ].

Ø Ставьте их подражанию. Ребенок произносит звуки так, чтобы они «падали» на ладонь. При постановке звука М мните пальцами губы ребенка (сжимайти и разжимайте).

 

Описанные звуки часто удается сформировать у ребенка акустически точными. Остальные звуки русского языка сложны по артикуляции, поэтому на первоначальном этапе постановки скорее всего удастся получить лишь приблизительное их произношение.

 

Звуки [ С-З-Ц ].

Ø Напомните ребенку, как свистит комар: С-С-С. Покажите, как у вас расположен язык. Положите себе на ладонь кусочек ватки и сдуйте ее. Пусть ребенок повторит. В результате послышится свистящий звук, возможно, даже нормативный С.

Если нет, пока ребенок выдувает воздух, положите ему по средней линии языка зубочистку и слегка прижмите ею его язык. Выйдет правильный или почти правильный С. Для уточнения произношения пусть ребенок посильней улыбнется. Затем убирайте зубочистку, ставьте обратно, произносите звук вместе с ребенком.

Пусть ребенок произносит слоги (СА, СО, СЫ), повторяя их за вами. Сначала можно не вытаскивать зубочистку. Затем надо произносить слоги без нее.

Ø [ З ]. Произнесите С шепотом: Комар свистит тихо. «Тихо» скажите еле слышное. Затем «свистите» звонко: З. Комар свистит громко. Ребенок повторяет оба звука. Затем пусть повторяет: СА-ЗА, СЫ-ЗЫ. Делайте со звуками упражнение с флажком на различение (см. подзаголовок «Различение согласных по признаку глухости-звонкости»).

Ø [ Ц ]. Пусть ребенок быстро повторяет за вами звукосочетание: ТС. Звуки сольются – выйдет Ц.

 

Звуки [ Ш-Ж ].

Ø Возьмите плотную полоску бумаги, придайте ей вогнутую форму, а края заверните наверх (сделайте «ложечку»). Пока ребенок тянет: С-С-С, подцепите вашим самодельным инструментом снизу кончик его языка, как ложечкой, и поднимите язык за верхние зубы. Язык будет прилипать к бумаге, его края немного заворачиваться наверх. Будет продолжаться слышаться звук: С-С-С. Произносите вместе с ребенком.

Затем продвиньте кончик языка ребенка к альвеолам. Послышится неясный шипящий звук. Произнесите Ш, скажите, что так шипит змея. Отодвигайте полоску от языка ребенка и поднимайте ее опять, пока он не научится удерживать язык в нужном положении.

Когда это получится, нажмите ему пальцами на щеки (прижмите к коренным зубам) и выдвиньте вперед губы «рупором». Послышится достаточно отчетливый шипящий звук. Затем пусть ребенок произносит вслед за вами слоги.

Ø [ Ж ] ставьте от [ Ш ] так же, как [ З ] от [ С ]. Тихо шипит змея, а громко жужжит жук.

 

Звуки [ Ч-Щ ].

Убедитесь, что ребенок полноценно произносит мягкий Т'.

Ø Ребенок повторяет за вами: ТИ-ТИ-ТИ (так «говорит» птичка). Прижмите ему щеки к коренным зубам и выдвиньте вперед губы. Послышится: ЧИ-ЧИ-ЧИ. Затем пусть ребенок повторяет слоги: ЧА, ЧУ и др. Придерживайте ему щеки.

Пусть скажет Ч. Отпускайте его щеки, прижимайте опять, пока он не научится произносить звук самостоятельно. Прислоните вертикально к губам указательный палец и произнесите: Ч-Ч-Чэто тихо.

Ø [ Щ ]. Ребенок показывает, как сказать «тихо»: ЧЩ-Щ-Щ. Тяните ЧЩ с небольшими паузами: ЧЩ-Щ-Щ-Щ (прислоняйте палец к губам, заговорщически подмигивайте, говорите: тихоЧЩ-Щ-Щ). Ребенок повторяет. Удлиняйте паузы, чтобы после Ч слышались изолированные звуки Щ. Если звук недостаточно внятный, прижимайте ребенку щеки к коренным зубам.

Скажите, что Щ-Щ-Щ – очень тихо «говорит» ящерка. Пусть произносит за вами Щ и слоги с этим звуком.

 

Звук [ Л ].

Ø Скажите: Я поюАЛА-ЛА-ЛА. На Л высовывайте кончик языка между зубами. Выпевайте различные мелодии. Пойте вместе с ребенком. Если у ребенка будет выходить Н, пусть посильней высовывает язык изо рта. Пусть подставит ко рту ладонь, чтобы ЛА «попадало» на нее (покажите как).

Когда получится более-менее внятный Л, ребенку нужно потихоньку убрать язык за зубы (продолжая «петь»). Язык должен виднеться в щель между зубами.

Затем «пойте»: ЛО ЛУ и т.д. Затем ребенок должен повторять за вами изолированный Л. Звук может выйти не совсем точным.

 

Звук [ Й ].

Ø Пусть ребенок тянет И, вы в это время продвигайте шпателем его язык в глубь рта. В какой-то момент послышится Й. Произносите звук вместе с ребенком. Отодвигайте шпатель, прижимайте его, пока ребенок не будет удерживать произношение. Затем пусть повторяет за вами слоги: ЙА, ЙУ и т.д.

Звук [ Р ].

Ø Ребенок произносит: Д-Д-Д, стучитязыком об альвеолы. Покажите пальцем, куда нужно «стучать», пусть сам ощупает это место. Можно поддерживать язык ребенка шпателем. Скажите ребенку, чтобы язык был твердым. Сделайте твердым свой язык, покажите ребенку пальцами, что он с трудом гнется (пусть то же самое сделает со своим языком).

Пока ребенок говорит: Д-Д-Д, зондом двигайте у него под языком. Будет слышаться Р. Скажите, что так рычит тигр. Рычите вместе.

Отслоняйте от языка зонд, когда вибрация прекращается, начинайте заново. Попросите ребенка показать, как рычит тигр. Если Р не получается, отложите работу над звуком на более позднее время.

Можно действовать зондом иначе: не двигать, как обычно, слева направо, а быстрым коротким движением подталкивать язык ребенка в глубь рта. При этом возникает короткая вибрация: ДР-Р-Р.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: