Виды устойчивых социальных групп и их характеристики.




Способы снижения социальной лени.

•наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

•удовлетворенность трудом: чем выше у сотрудников уровень удовлетворенность трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень;

•численность группы: чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

•гендерные различия: статистически установлено, что женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;

•групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат. Люди в сплоченных группах с благоприятным социально-психологическим климатом меньше бездельничают, так как принимают больше ответственности за результаты совместного труда.

 

Причины конформного поведения.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения.

1. настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения.

2. член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание.

3. неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

 

Психология толпы.

Толпа – как правило образуется стихийно по поводу различных событий, случайная самозараждающееся неорганизованное скопление людей, которое имеет тенденцию к самопроизвольном росту, каждый человек в толпе находится на близком расстоянии от другого человека вступая в непосредственное взаимодействие. Толпа – кратковременное образование, длительность существования зависит от значимости инцидента. Цементирующим фактором выступают эмоционально устойчивые связи. Толпа действует эмоционально и единодушно. Эмоциональные связи в толпе имеют свою динамику, порождая различные типы толпы и различные типы социального поведения: от пассивного «глазения» на инцидент до открытой агрессии и паники. Приемущественную роль в толпе играют социально психологические механизмы как заражение и подражание. Все процессы происходящие в толпе раскручиваются по закону «циркуляционной реакции». Церкуляционная реакция обеспечивает эмоциональное кружение, т.е. постоянное самозарожение членами массы одной и той же эмоции по отношению к друг другу. В толпе могут возникнуть элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Основной характеристикой поведения толпы являются: стихийность, повышенный динамизм, резкий переход от одного состояния к другому. Виды толпы: конвенциональная, созидательная, агрессивная, пассивная, стяжательная, паническая;

 

Виды устойчивых социальных групп и их характеристики.

Большие устойчивые группы – долговременные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие определенные места в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества.

К таким группам относят социальные классы, различные этнические группы, половозрастные группы и т.д. Эти группы имеют наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса.

Для этих групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.

2. Группа как объект социального изучения. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией. Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия. Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы. Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов. Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа. Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным. Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков. Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом. Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа. Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.   5. Механизмы групповой динамики. три таких механизма: 1/разрешение внутригрупповых противоречий; 2/ «идиосинкразический кредит»; 3/ психологический обмен. Поскольку первый из названных механизмов наиболее релевантен идее развития, именно с него мы и начнем последующее изложение. Разрешение внутригрупповых противоречий. Исследователи группового развития отмечают наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах (работа осуществлялась в рамках параметрического подхода Л. И. Уманского), А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой. Идиосинкразический кредит. В еще большей степени с анализом поведения лидера связано выделение нами другого механизма развития группы, получившего в работах известнейшего исследователя лидерства Е. Холландера название феномена «идиосинкразического кредита». Предполагается, что, вопреки традиционным представлениям, высоко статусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Психологический обмен. В психологии (особенно в социальной ее ветви) понятие «обмен» пользуется большой популярностью, равно, впрочем, как и в некоторых других обществоведческих дисциплинах (например, в философии, социологии).   9.Эмоционально-символическая аналогия коллективообразования А.Н. Лутошника. Предложил вариант движения групп от не коллективного к коллективному на основе этапов к которому определил свой образ символ - отражающее качество межличностного отношения в группе. Этапы развития: 1песчаная рассыпь. Вроде все вместе, а присмотришься -- каждый сам по себе. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И потому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет. 2мягкая глина В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточно усилий и умений. Когда в группе еще нет коллектива, ей особенно нужен хороший мастер, который смог бы повести за собой. Но этому вожаку нужна поддержка. Нет еще у таких ребят и настоящей дисциплины. Скрепляют их в основном требования старших. 3мерцающий маяк Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание -- еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие, вспышки. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные'«смотрители» маяка, те, кто поддерживает его горение, -- организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиняться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех. 4алый парус В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один -- за всех, все -- за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» -- знающие и надежные организаторы, верные товарищи. 5горящий факел Настоящий коллектив -- тот, который не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собою «горящий факел», освещающий дорогу другим.   15.Концептуальные подходы к определению лидерства. Типология лидерства. (групповой процесс) Лидер — член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т. е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач. Процесс лидерства представляет собой социально- психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Процесс лидерства приводит группу к состоянию организованности. 1.Психодинамиеческое направление;, 2.Персоналогическое направление; «теория ориентации на великих личностей» (Михайловский, статья 1862 год, психолог, социолог); «теория черт личности лидера» М. Вебер, Э. Кац, Богардус, Лазарсфельф; 3.«ситуативное направление: Основателем этой теории является Р. Стогдилл. В 1948 году опубликована его работа «Личностный фактор, связанный с лидерством», где предложено рассматривать лидерство в динамическом аспекте. «Теория лидерства как функции группы» Хоманс – Лидер – человек наиболее полно отражающий групповые ценности. Любая группа – группа ведомых нуждающихся в лидере. Каждая группа выбирает лидера способного удовлетворить ее потребности; «Теория ситуативного лидерства» Р. Стогдилл; «Теория взаимосвязанных факторов» интегральный подход к лидерству, Д. Мак Грегер. Лидерство зависит от 4 взаимосвязанных факторов: 1) характеристики личности; 2) отношения, потребности, интересы, тех кто окружают данную личность (ведомых); 3) от особенностей группы: структуры, задач, которые в ней решаются, деятельности, которая там протекает; 4) от политической, экономической, социальной среды. Типология лидерства Типы лидерства зависят от структуры группы и характера стоящей перед ней задачи. Вопрос о типах лидерства широко освещен в зарубежной литературе. Существует несколько типологий лидерства. Дж.Морено (Формальные лидеры — это люди, которых члены группы выбирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (например, бригадиры производственных бригад, старосты учебных групп и пр.).Неформальные лидеры - это люди авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы. Социометрический лидер- это конвергенция, схождение в одном лице формального и неформального лидера. X. Дженингс (выделяет два типа лидера - социолидер и психолидер. Ф. Селзник (Институциональный лидер -человек, который является пре-имущественно специалистом по выдвижению и защите ценностей, целей, норм, правил группы. Межличностный лидер — человек, который старается смягчить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, уменьшить тревожность, разрешить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.) Р. Бейлз (деловой лидер, организующий группу для решения конкретной задачи, и популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотношений) Ю. Хемфилл (классифицирует лидерство процессуально, развертывая его от начала деятельности группы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное лидерство) и, наконец, до результата группового решения (эффективное лидерство) Р. Кеттелл (фокусированное и рассеянное лидерство.)     10.Зарубежные многофакторные модели динамики малой группы. 1.двухфакторная модель Б.Такмена (описывал динамику групп) факторы: 1)сфера межличностного отношения 2)решение групповых задач (сфера деловой активности). В каждой из сфер 4 стадии развития. СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ: (1 стадия зависимсти;2 стадия внутреннего конфликта; 3 стадия развития групповой сплочённости; 4 стадия функционально – ролевой соотнесённости.) СФЕРА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ (1 ориентировка в задаче; 2 эмоциональный ответ на предъявляемые требования; 3 открытого обмена; 4 принятие решений) 2.И.Ялом, К Хек – 3 фазы развития. 1. Фаза неуверенности (адаптация) пассивно напряжён; 2 фаза сплочённости (сотрудничество)активной работы; 3 фаза целенаправленной деятельности.   20.Сплоченность как состояние малой группы, обеспечивающее ее стабильность и преемственность деятельности. (групповое состояние) Сплоченность - характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы. Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость членов группы. В основе сплоченности, лежит возможность группы удовлетворять потребности людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоченности является жесткий групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая степень принятия людьми групповых ценностей, устанавливается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, формируется чувство групповой принадлежности, что способствует стабильности и устойчивости взаимоотношений в группе в стрессовых ситуациях (К. Левин). Эксперименты М. Шерифа в двух детских лагерях скаутов выявили способы создания сплоченных групп. Первый, создание враждебных отношений между двумя лагерями, возникновение чувств «мы и они». Второй, постановка единых для группы целей и интериоризация их членами группы. Третий, совместная деятельность членов группы, направленная на достижение цели. Сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и в стрессовых ситуациях. Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят: а) характер межличностных эмоциональных взаимоотношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы, эмоциональные переживания); б) характер отношений между членами группы в процессе совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество); в) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.   27.Характеристика эффектов группомыслия и синергии. Эффект «синергии»- это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления. Эффект группомыслия- это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, далее если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы. Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Симптомы группомыслия по Джанису: оптимизм, вера в этичность, рационализация, стериотипизация, конформизм, иллюзия единодушия.   28.Социально-психологическая сущность эффекта конформизма. Конформизм - изменение поведения или убеждения, под влиянием давления группы. Условия возникновения конформизма (Малер): · степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность; · тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой; · численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек; · состав группы. · ловушка группомыслия среди людей; · сплоченность. · статус, авторитет. · наличие союзника:. · публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. 4 типа поведения: -Внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает.. -Внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. -Негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. -Нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы.   30.Эксперименты по изучению групповых норм и группового давления в западной социальной психологии: М. Шериф, С. Милграм, С. Аш. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе. В 1956 году Соломон Аш применил термин "конформизм" и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм. В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых.   31.Характеристика эффектов группового фаворитизма и группового эгоизма. Эффект группового фаворитизма - это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма: - эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом; - групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп; - членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям; - члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы. Эффект группового эгоизма- это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.     38. Паника как социально-психологическое явление. Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) –это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись "внутри" системы паники, в той или иной степени поддается ей. Виды паники: 1) по охвату людей: а) массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. д.); б) индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами); 2) по характеру: а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники отдельных истерических, высоко внушаемых личностей (паникеров), которые заражают паническими настроениями других людей. Характерно состояние острого психоза, истерии, не контролируемого поведения, туманное восприятие окружающего; б) поведенческая паника (панические настроения) – это эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Развивается и затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.   3. Количественные и качественные характеристики малой группы. Количественные характеристики малой группы, ибо сказать: "немногочисленная по составу" группа – значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая "диада". Янчук: 1) Наличие непосредственного контакта;2)Наличие совместной деятельности: +четкое распределение функций и обязанностей, +Наличие норм и правил, обязательных для выполнения, +Достаточно длительный временной промежуток адаптации 4) Установление субъективной значимости членов друг друга. Качественные характеристики малой группы: - композиция – совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как единое целое (пол, возраст, образование и т.п.), - структура – совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами как элементами данной группы. Структура функциональных связей (распределение функций) и структура эмоциональных связей. В исследованиях формальных групп выделяют формальную и неформальную структуры, связанные с официальными и неофициальными отношениями. Социометрическая структура – выявленная по итогам социометрического исследования по методике Джекоба Морено, в основе – симпатии и антипатии, предпочтения и отвержения. Коммуникативная структура – совокупность связей, связанных с приемом и передачей информации. «Коммуникативные сети». Централизованная и децентрализованная структуры каналов коммуникации (а еще фронтальная, радиальная, цепная, круговая и т.п.). Структура социальной власти и влияния связана с направленностью и интенсивностью влияния. Системы связей, лежащих в основе руководства и неформального лидерства. Координационные и субординационные взаимоотношения.   4. Виды малых групп. Их психологическая характеристика. Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность. Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений.   11.Понятия групповых процессов и состояний. Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития. Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения. Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности интенсивности. 7 состояний: 1. Подготовление к деятельности; 2. Направление на решение задач; 3.Организованность; 4.Активность; 5.Сплоченность; 6.Интерактивность; 7.Референтность.   12. Процесс общения как предпосылка готовности группы к совместной деятельности. Общение – взаимный процесс между членами группы по обмену информацией, эмоциональными состояниями, познанию друг друга и регулированию совместной деятельностью. Общение: + Информирование; +Коммуникация; +Интеракция; +Перцепция; + Трансцепция; +Персонап ция?? Первое состояние: подготовленность – характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения. Процесс общения в группе может быть описан как континуум по следующим параметрам: 1. случайное – ситуативное – целенаправленное общение; 2. кратковременное – периодическое – постоянное общение; 3. регламентированное культурными нормами – регламентированное специальными нормами - согласованное общение; 4. не профессиональное – профессиональное – специальное общение. В свою очередь, степень подготовленности группы к совместной деятельности можно охарактеризовать в континууме: нулевая – минимальная – средняя – максимальная. Безусловно, состояние готовности к совместной деятельности не может быть достигнуто без взаимного обмена информацией, мнениями, установками и опытом. Но на формирование состояния подготовленности влияет комплекс всех групповых процессов, а не только общение.   14. процесс консолидации как необходимое условие направленности группы на решение задачи. Консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Этапы консолидации: 1.Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей. 2.Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возможностей, знаний при решении данной задачи. 3.Обмен членов группы между собой информацией – целями, интересами, знаниями, опытом. 4.Анализ каждым членом группы полученной от других информации. 5.Выработка единых для группы целей, норм, способов действий, направленных на решение задачи. 6.Согласование общих для группы целей и норм деятельности. 7.Интериоризация каждым членом группы согласованных целей, ценностей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации строится на ос


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: