Второй сюжет гласит о ныряющей утке (или вообще птице) которая достает со дна мирового океана щепотку земли, из которой возникает суша и все остальное.




ЯЙЦО

1. - на англ.- ovum;  — яйцеклетка, яйцо,. португальский –ovo, латышский – ola

2. - Яйцо́. Общеславянское. Образовано первоначально как деминутив с помощью суффикса - ьсе (совр. -цо ) от jaje — «яйцо», сохранившегося в некоторых славянских языках: (например, польское jаjе, сербохорватское jaje и др.) и восходящего к *aje, развившему начальный j (ср. старославянское аице). Существительное *aje имеет индоевропейский характер (ср. др.-в.-нем. ei — «яйцо», готское ada — тж., греческое ōion—тж., латинское ōvum—тж.).

[Краткий этимологический словарь русского языка. - H. M. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская, 1971 г.]

слово " яйцо " - имеет общеславянское происхождение от праславянского корня *аjе, который имеет индоевропейские корни.

В данном прочтении слово известно в русском языке с XIV века.

Ему соответствовало старославянское (и древнерусское) слово "аице".

во "яйцо" - имеет общеславянское происхождение от праславянского корня *аjе, который имеет индоевропейские корни.

В данном прочтении слово известно в русском языке с XIV века.

Ему соответствовало старославянское (и древнерусское) слово "аице".

Овальное яйцо

Как могут быть связаны слова яйцо и овальный? Собственно говоря, и простому обывателю ясно, что яйцо имеет овальную форму. Но ясно ли обывателю, что эти слова ещё и связаны исторически, хотя они совершенно не похожи друг на друга? И что думают по этому поводу этимологи?

Русскому слову яйцо родственны укр. яйце, белор. яйцо, ст.-слав. аицє, болг. яйце, сербохорв. ја́јце, словенск. jájce, чешск. vejce, словацк. vajce, польск. диал. jajce, jajco. Все эти слова восходят к праслав. *jajьce, уменьшительной формы слова *jaje с суффиксом *-ьce (сербохорв. ја́је, польск. jajo, полабск. joji, ниж.-луж. jajo, верх.-луж. jejo).

Далее праслав. *jaje восходит к пра-и.е. *h₂ōwyóm «яйцо», от которого происходят др.-греч. ᾠόν, совр. αβγό (avgó) «яйцо», арм. ձու (ju) «яйцо», перс. устар. خایه (xâye) «яйцо»; от пракельт. *āwyom «яйцо» происходят др.-ирл. og, совр. ubh «яйцо», гэльск. ugh «яйцо», брет. vi, валл. ŵy, корнск. oy; от прагерм. *ajją «яйцо» происходят англ. ey (др.-англ. ǣġ), egg (от др.-сканд. egg), нем. Ei (др.-в.-нем. ei), нидерл. ei, швед. ägg, дат. æg, норв., исл. egg (др.-сканд. egg).

Нередко этимологи связывают пра-и.е. *h₂ōwyóm «яйцо» со словом *h₂éwis «птица» (отсюда же лат. avis «птица», др.-греч. ἀετός «орёл», арм. հավ (hav) «курица», валл. hwyad «утка», санскр. वि (ví) «птица»).

Также от пра-и.е. *h₂ōwyóm происходит лат. ōvum «яйцо» (фр. œuf, итал. uovo, исп. huevo, порт. ovo, кат. ou, рум. ou). Русские слова овал, овальный, в свою очередь, происходят от прилагательного ovalis «яйцевидный», связанным с существительным ōvum. Таким образом, можно считать словосочетание овальное яйцо этимологической тавтологией.

4. У них "От яйца до яблок" - у нас "Танцуем от печки"

Ab Ovo Usque Ad Mala.

АВ OVO USQUE AD MALA (лат. «с яйца», точнее «от яйца до яблок»). Выражение, употребляемое в переносном смысле для обозначения того, что данный вопрос рассматривается с самых своих истоков, т.е. с начала до конца.

Выражение АВ OVO USQUE AD MALA впервые употребленное в одах римского поэта Квинтия Горация Фракка. Выражение «От яйца до яблок» происходит от обычая римлян подавать яйца к началу трапезы, как с символа «начала жизни», а яблоки – к ее концу, на десерт. Римляне придавали началу трапезы особый статус и символический смысл: яйцо связывалось с успешным начинанием нового дела.

Квинтия Горация Фракк (лат. Quintus Horatius Flaccus) - 8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы.

Данное выражение встречается и в произведениях А.С. Пушкина: «Начнем «аб ово»», - написано в «Родословной моего героя», и биография начинается, как говорится, от самого корня. «Аб ово» — латинское выражение, в переводе на русский язык означает «от яйца». Вторая часть поговорки «до яблока» (Usque Ad Mala) со временем отпала, а первая «от яйца» (Ab Ovo) довольно долго жила в речи разных народов.

С похожим значением «аб ово» вошло и в современный международный лексикон: «начало биржевой деятельности после предыдущей неудачной биржевой деятельности после предыдущей неудачной сессии».

В России есть более образное выражение "танцевать от печки"

Выражение, употребляется в значении: приступая к какому-либо делу, разговору, начинать всегда с одного и того же, возвращаться к исходному пункту

Отношение к яйцу как к прообразу, к символу рождения отразилось в обычаях многих народов. У славян яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.

Есть свидетельства, что славяне расписывали яйца еще в языческие времена, выражая свои представления о вселенной. Писанки приносили в дар богам и дарили друг другу в первый день нового года и в день рождения.

С распространением христианства у расписных яиц появилось новое значение - яйца стали атрибутом главного религиозного праздника - Пасхи, символизируя воскресение Христа.

Фактически получается, что дословно «от яйца» на Руси символизирует начало жизни, чем и является христианский праздник Пасха. https://zen.yandex.ru/gastronom

5. - слово "смерть" произошло он праиндоевропейского корня *mer- ("умирать"). Смерть у праиндоевропейцев - *nek- (отсюда греческое слово "некроз"). То есть, в мифе, возможно, вообще не смерть имелась в виду. Например, очень похожий на *mer- корень *(s)mer- у праиндоевропейцев означал "память" (душу?). Тогда "смерть на конце (костяной!) иглы" - просто указание на неуловимость (нематериальность) духа Кащея Бессмертного. Именно поэтому он и бессмертен. Цепочка же животных, в которых была смерть Кощеева - просто перечень всего, в чём есть дух Кощеев. Возможно, это - священные животные и растения древних славян. Похоже, древние нам просто говорили этой последовательностью, что "всё живое из яйца" (omne vivum ex ovo), а в яйце - дух божий.
(https://val000.livejournal.com/296579.html)

6. - В текстах древних ариев появление материальной Вселенной описывается следующим образом :" В этом мире, когда он без света был окутан со всех сторон мраком, появилось вначале... как первопричина одно огромное яйцо, вечное, как семя всех существ, которое называют Махадивья".Из этого сгустка в дальнейшем и возникла Вселенная. Согласно Пуранам (древним текстам) первоначальный диаметр "Мирового яйца" составлял 500 млн. йоджан, или 8 млрд. км., а конечный достигал величины 9,513609x1016 км. Окружность этого объекта равнялась 18712080864 млн. йоджан, или 2,9939х1017 км. Таким образом, отмечается процесс роста "Мирового яйца" https://q99.it/viq1tIo https://www.kramola.info/

7. - Согласно ведическим преданиям, в мировом яйце появился Брахма (по древнеславянски — Брама или Сварог) — Творец или создатель всего материального проявления. Отсюда русское слово "сварганил" — Сварог-Брахма сотворил мир. https://www.kramola.info/

 

8. - 1.У китайцев Вселенная некогда была похожа на куриное яйцо. Затем в нем рождается гигант Пань-гу. Его смерть и части тела дали начало всему сущему. Так, дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос — громом и т. д. В индийской мифологии из яйца рождается бог Брахма, который затем силой мысли порождает людей, богов, демонов и чудовищ. В гавайском мифе Таароа — создатель мира — бесчисленное множество лет провел в раковине, напоминающей яйцо.

Что же касается яйца, во многих культурах оно служило символом самой жизни, ее истока.

9 - Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства. Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный». Другое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо — вышло из него три царства: небесное, земное и подземное. А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне: Когда было начало света, Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море, А среди моря — дуб высокий, Сели на дуб два дивных голубя, Стали думать, как свет основать? Спустимся мы на дно морское, Вынесем мелкого песку, Мелкого песку, золотого камня. Мелкий песок посеем мы, Золотой камень подунем мы. С мелкого песку — черная землица, Студена водица, зелена трава. С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце, Ясен месяц и все звезды.    

Вот еще один миф. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания}..
«AB OVO», или «начнем с яйца»

В Древнем Риме был обычай каждую еду - завтрак, обед и ужин - начинать с яиц, или, как это звучало по-латыни, «ab ovo». Обычай этот был так широко распространен, что выражение «ab ovo» утратило свое первоначальное значение, и смысл, который мы

вкладываем в него теперь: «начинать что-то сначала», «от печки»

(от составителя: так не отсюда ли выражение «В начале было OVO» а не Слово??? https://bistroeda.liferus.ru/

10 -… хотелось бы привести результаты одного остроумного исследования проведенного советскими этнографами в 80-х годах XX века с целью обоснования древнейшего единства, или не единства уральцев. Была предложена гипотеза о том что у наследников единого пранарода должна быть единая конструкция главных мифов и преданий о мироздании и происхождении людей. Не вдаваясь в подробности, стоит отметить что в результате сопоставления имеющихся мифов о возникновении земли у разных финно-угорских народов было выделено два основных сюжета распространенных вообще очень широко по Евразии, что указывает на их глубокую древность.

 

Первым сюжетом является миф о сотворении мира из яйца утки (или вообще птицы), которая снесла это яйцо посреди мирового океана, и из этого яйца (или яиц) возникли небо, земля, светила и др.

Второй сюжет гласит о ныряющей утке (или вообще птице) которая достает со дна мирового океана щепотку земли, из которой возникает суша и все остальное.

Эти мифы при внешней схожести между собой несводимы к общей прародине. Каждый из них возник у одной из групп первичных людей, причем живущих очень далеко друг от друга, в разных концах континента. И каждый из этих двух первичных народов имел свою историю развития,

Миф о творении мира из яйца утки присущ фольклору индоевропейских народов- древним грекам, германцам, славянам и др., и имеет параллели на Балканах и в Малой Азии.

Миф же о ныряющей птице ведет свое происхождение из Сибири. Оттуда он распространился в Восточную Европу и в Северную Америку. Так вот индоевропейский миф о творении мира из яйца зафиксирован у суоми-финнов, у прибалтийских финнов (эстонцев и др.), и у коми-зырян (коми-европеидов), что указывает на европейское происхождение этих народов. А сибирский миф о ныряющей птице распространен среди мордвы, карел, мари, коми-пермяков (коми-уральцы), удмуртов, венгров, а кроме них у татар, чувашей, у северных русских и имеет распространение у якутов, алтайцев, юкагиров, ненцев, башкир, хакасов, бурят, монгол, и других сибирских народов, а также у индейцев Северной Америки- калифорнийских пенути, западных моно, неветти, западных алгонкинов и др., что несомненно говорит о единой прародине этих народов.

https://vk.com/doc341116264_500486468?hash=df9ece44872690dcea&dl=69e2aa66571b

11. - В древнейшей космогонии мировое яйцо — золотое. В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора, Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести золотое яйцо — источник последующей жизни, света и тепла.

Потому-то среди многих народов распространены сказки о яйце как источнике жизни и Вселенной. Из глубокой древности идет обычай одаривать друг друга яйцами и величать их в священных песнопениях. Древнеримский обычай красить яйца Плутарх объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе его заключающего. У персов также был известен обычай приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных в разные цвета. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где предполагалось строительство (существует предание, что Неаполь построен на яйце). Закодированная формула «мир-яйцо» была настолько стойкой и неискоренимой, что пересилила христианскую догматику и проникла в церковную литературу — сначала

в Византии, а затем и на Руси. В одной старинной рукописи читаем:

«О яйце свидетельство Иоанна Домаскина: небо и земля по всему подобны яйцу — скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки земля»

Упоминания о вселенском яйце, из которого рождается мир (вариант: верховное божество либо бог-прародитель) встречаются в мифах и преданиях многих народов. В большинстве мифов яйцо, нередко — золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана; в некоторых легендах появляется также птица-мать (как, например, в египетском мифе). В индийской мифологии из Хираньягарбхи — «золотого плода», созревающего в сердцевине плавающего на водах Мирового яйца (Брахманды), рождается Брахма, из него же появляется Праджапати; имя Мартанды, предположительно, солярного божества, означает «рожденный из мертвого яйца». О рождении демиурга — божественного Фанеса — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана (либо на колено девы Ильматар); в китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из которого родился прародитель Пань-гу. Легенды о Мировом яйце встречаются у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии, Африки и пр.

Это то самое золотое яичко, которое снесёт Курочка Ряба в известной русской сказке (здесь весь мифологический антураж испарился, остался только закодированный образ-символ, передаваемый от поколения к поколению и усваиваемый ребёнком чуть ли не одним из первых). Вообще, сказка Курочка Ряба — очень странная сказка:

«Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!»

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Баба била — не разбила.

Дед бил — не разбил.

Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед и бабка, вроде бы должны быть довольны тем, что яичко разбилось, ведь именно этого они и добивались, но они плачут. Почему так? Какой алгоритм зашифрован в этой простейшей сказке? Может быть, именно дед или бабка должны были разбить яичко? И почему мышка выступает столь важным действующим лицом, как и в другой русской сказке? https://vk.com/kramolainfo

ЯЙЦО-ПИСАНКА - аура, энергитическое тело души. Писанка – расписное яйцо, т.е. на оболочках души есть записи о наших прошлых воплощениях (узоры души), кармические записи. (санскр. – санскары). (73)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: