Страничка учителя-дефектолога для воспитателей.
Игры на формирование элементов логического мышления.
Задания на формирование умений выполнять классификацию.
«Нарисуй картинку!»
Оборудование: 24карточки с изображением рыб, птиц и животных (по 8 каждого вида); три конверта.
Ход игры. Педагог говорит детям: «У меня кто-то перепутал картинки. Надо разложить эти картинки в три конверта так, чтобы картинки были между собой чем-то похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было понятно, какие там лежат картинки». В процессе выполнения задания педагог не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?» и т.д. В случае затруднения педагог дает образцы для раскладывания картинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок одним словом и нарисовать на конверте картинку.
«Чем похожи?»
Ход игры. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи. Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».
Задания на формирование умений выполнять систематизацию.
«Кто старше?»
Оборудование: наборы карточек с изображением следующих персонажей: дедушки, мужчины, школьника, дошкольника, младенца; на обратной стороне – полоски разной длины: самая длинная изображает дедушку, короче – мужчину, еще короче школьника м т.д.
«Что ярче светит? »
Оборудование: наборы карточек с изображением следующих приборов для освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце; на обратной стороне – полоски соответствующей длины.
Задания на формирование количественных представлений.
Задачи.
1) Во дворе гуляло четверо детей, половина мальчиков, а другая половина девочек. Сколько было мальчиков?
2) На столе в тарелке лежало пять яблок. Вошло пятеро детей, и все взяли по одному яблоку. Сколько яблок осталось на тарелке?
3) За забором стояли птички. Были видны только четыре лапки. Сколько птичек стояло за забором?
В случае затруднения задачи можно решать с опорой на пальцы или палочки.
Задания на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»
Ход игры. Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут: деревянная палочка-гвоздь; деревянная и металлическая линейка; шарики, пуговицы, кораблики, колечки и т.д. В случае затруднения организуются практические действия, предметы дают в случайном порядке. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же прдметы плавают, а какие тонут. Почему?
Рассказы – загадки.
«Экскурсия»
«С экскурсии ребята пришли с красивыми букетами желтых и ярко красных листьев, с полными корзинами грибов. Их чуть не замочил холодный дождь». «Вот и осень наступила»,- сказала Света. Как Света догадалась, что осень наступила?»
Задания на формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развития адекватных реакций на юмор.
Игры и задания с последующим рассуждением: «Что перепутал художник?», «Бывает - не бывает», «Наоборот», «Кто больше заметит небылиц?» -(К.Чуковский «Путаница».)
Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.
Игра «Не ошибись!»
Оборудование: мяч.
Ход игры. Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая рука, и поднять ее. Затем он говорит: «Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду начинать рассказывать, называть предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова «справа», «слева». «позади», «впереди», отвечать где этот предмет находится. Педагог продолжает: «Стол стоит (бросает мяч одному из играющих). – Позади. – Полочка с цветами висит… (бросает мяч другому ребенку). – Справа. – Дверь от нас… - Слева». Если ребенок ошибся, педагог предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. Он спрашивает: «Какая рука у тебя ближе к окну? – Правая. – Значит, где находится от тебя окно? – Справа.
Примечание. При повторении игру можно провести и так: педагог произносит слова («слева», «справа», «впереди», «позади»), а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении. Для проведения игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково.