МХК. 11 КЛАСС. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАРОККО




Мир музыкальной культуры XVII—XVIII вв. чрезвычайно сло­жен и разнообразен. Его невозможно свести к какому-то одному сти­лю или нескольким лаконичным определениям и формулировкам. Вот почему, рассказывая о музыке этого периода, мы лишь наметим общую картину её развития.

 

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере

Один из меломанов начала XVII в. с возмущением писал: «Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое ис­кусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонив­шись от путей, намеченных нашими отцами, молодые компози­торы создают искажённые произведения, в которых нет ника­ких достоинств, кроме новизны...»

Музыкальная культура XVII — начала XVIII в. в основном раз­вивалась в рамках барочного стиля, действительно создавшего но­вые художественные принципы, существенно отличавшие её от му­зыки Возрождения. На смену плавной гармонии, уравновешенности и оптимизму пришли трагическое мироощущение, пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека.

Для выражения подобных чувств музыке были необходимы но­вые специфические средства и формы. И они были блестяще найде­ны. На смену хоровой полифонии Возрождения приходит мелодич­ное одноголосие — гомофония, способная передать малейшие вол­нения человеческой души. Неустойчивые диссонирующие созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, мело­дии, томительно длящиеся во времени, быстрые, технически труд­ные, виртуозные пассажи в пении, одновременное звучание множе­ства инструментов, использование танцевальных ритмов — всё это определяло суть барочной музыки.

Новый музыкальный стиль проникает даже в церковную музы­ку (в органные мессы Фрескобальди, Баха, оратории Генделя). Но ярче всего он проявился в опере, ведущем жанре музыки барокко.

Клаудио Монтеверди

Вам, вероятно, известно о знаме­нитой Флорентийской камерате и о рождении оперы. В XVII в. оперное искусство быстро развивается и достигает расцве­та в крупнейших городах Италии. Там возникают своеобразные оперные школы, лучшие чер­ты которых успешно соединил в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567— 1643) — первый композитор барокко, соз­датель светских мадригалов, духовных со­чинений и нескольких оригинальных опер (к сожалению, из этого наследия композито­ра до нас дошло очень немногое). Он продол­жил дело, начатое участниками Флорентий­ской камераты, но в собственном творчестве пошёл гораздо дальше своих предшествен­ников.

К. Монтеверди считал, что музыка должна не столько развлекать слушателя, сколько передавать богатство внутреннего мира человека, заставлять его думать, переживать, искать ответы на сложные жизненные вопросы. В оперной музыке он создал «взволнованный стиль» (concitato), передающий драматизм и напряжённость действия, глубину страстных человеческих чувств и переживаний. Подвижная, измен­чивая мелодия его опер может растрогать и взволновать до глубины души, повергнуть в смятение, заставить ужаснуться или вызвать восторг. Исследователь Д.К. Кирнарская отмечала существующую связь мелодий Монтеверди с барочной архитектурой и живописью: «Мелодические лабиринты Монтеверди своими линиями — то изломанными и извилистыми, то как будто закрученными в узелки или выписывающими зигзаги, — напоминают вычурные узоры архитектурных фасадов XVII века, где лепестки цветов, гирлянды винограда и обнажённые амуры сплетены в пышном барочном орнаменте...»

Лучшие оперы К. Монтеверди — «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642), созданные на мифологические и исторические темы, — отличаются богатством и за­нимательностью сюжета. В судьбах героев происхо­дят неожиданные события и перемены, а потому му­зыка изобилует контрастными, резкими переходами, полными суровой драматической силы и

Джованни Баттиста Перголези

нежного ли­ризма. Звучание разнообразных музыкальных инст­рументов живописно оттеняет психологическое со­стояние каждого из действующих лиц, выявляет их моральные качества. Оркестровая музыка не только сопровождает певческий голос, гибко следуя за поэти­ческим словом, она сама становится полноправным участником событий.

В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди был открыт первый в мире публичный оперный театр, через несколько лет подобные театры открываются в Лондоне, Гамбурге, Париже, Праге и Вене. Оперное искусство повсеместно завоёвывает сердца слушателей. Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения Дж. Фрескобальди (1583—1643), А. Скарлатти (1660—1725) и Дж. Б. Перголези (1710—1736).

 

Антонио Вивальди

Характерные черты «взволнованного стиля» К. Монтеверди нашли отражение в творчестве и исполнительской манере выдающихся мастеров барочного концерта, и прежде всего Антонио Вивальди (1678—1741) — автора 465 (!) концертов и 40 опер, блестящего скрипача-виртуоза, поражавшего публику полной неожиданностей и контрастов манерой исполнения. В основе созданного им «большого концерта» (concerto grosso) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру.

В историю музыкальной культуры А. Вивальди вошёл и как выдающийся композитор программной музыки, воссоздающей реальные звуковые картины из жизни природы. В своём наиболее известном сочинении «Времена года» (1725) он сумел мастерски передать весеннее радостное обновление природы и жаркий летний зной, её пышное осеннее увядание и зимнюю стужу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: