План:
1. Общая характеристика периода.
2. Просвещение и книгопечатание.
3. Общественная мысль и литература. Театр.
4. Архитектура и изобразительное искусство.
5. Изменения в быту
1.Общая характеристика периода.
18 век – один из наиболее значительных этапов развития русской культуры. В течение столетия российской культуре пришлось решить сложную задачу - достичь того уровня развития, к которому Европа шла на протяжении 2-3 веков. Сравниться с этой задачей можно было только ускоряя темпы перехода от одного этапа к другому, поэтому культура 18 века приобрела черту своеобразной спрессован ости развития. В истории культуры выделяют два периода:
1этап – эпоха Петровских преобразований и культура второй четверти 18 века.
2этап – вторая половина 18 века - эпоха просвещенного абсолютизма («Золотой век Екатерины»).
Для культуры Петровской эпохи характерны следующие черты:
1.Взаимосвязь и переплетение трех процессов: а) дальнейшее обмирщение культуры; б) дальнейшее развитие в культуре личностного начала; в) сближение с европейской культурой.
2.Сплав новаций Петровского времени и традиции старины, причем часто нововведения искусственным образом прививались к русской среде.
3.Ограниченное проникновение новой европейской культуры в русское общество (только в среду дворянства и богатого купечества). Именно в 18 веке в России отчетливо проявилось наличие двух культур – дворянской и народной, т. к. русская деревня продолжала выступать в роли хранителя культурных традиций.
Среди противников преобразований Петра I оказалась православная церковь. Такая позиция церкви определила политику Петра I по отношению к ней. С ликвидацией патриаршества (в 1700 году умер патриарх Андриан и был назначен местоблюститель патриаршего престола (и. о. патриарха)) и созданием в 1721 году Синода (коллегиального органа управляющего церковью и контролируемого светским лицом - обер-прокурором) начался, почти 200-летний синодальный период в истории РПЦ. С утратой церковью своей самостоятельности менялось значение религиозного мировоззрения как преобладающей формы выражения духовного творчества. Стало возможным более быстрое развитие рационализма, формирование нового взгляда на человеческую личность, а, следовательно, и утверждение личностного начала в культуре.
|
2.Просвещение и книгопечатание.
Впервые при Петре I образование возведено в ранг государственной политики, т. к. старая школа, подчиненная церкви, не могла подготовить специалистов, в которых нуждалось государство.
В 1701 году в Москве в Сухаревой башне Кремля была открыта школа математических и навигационных наук (Навигацкая школа)– первое светское государственное учебное заведение. В том же году создана Пушкарская школа (артиллерийская школа), в 1707 году – медицинское училище (готовило докторов и фельдшеров для армии), в 1712 году - инженерная школа (готовила строителей крепостей и оборонительных сооружений).
В 1703 году появились т.н. «русские школы», где учились арифметике, русскому чтению и письму мастеровые на верфях. В 1714 году принято решение открыть во всех губерниях «цифирные школы», для обучения мальчиков 10-15 лет чтению, письму, арифметике, основам геометрии. Но 1716 году от обучения в «цифирных школах» были освобождены дворяне, а в 1722 году - дети духовенства.
|
В 1721 году по инициативе В.Н. Татищева были основаны горнозаводские школы для детей работников заводов, где обучали чтению, письму, арифметике, основам геометрии и горному делу.
Вскоре сложилась система учебных заведений:
- Высшие учебные заведения: Славяно-греко-латинская академия и Петербургская морская академия, основанная в 1715 году.
- Специальные учебные заведения: школа математических и навигационных наук, артиллерийская и инженерная школы, медицинское училище, горные школы.
- Начальные учебные заведения: русские, цифирные и гарнизонные школы, и епархиальное училище.
Кроме профессиональных государственных школ появились и частные общеобразовательные школы, н-р, в Москве в 1703-1715 году действовала гимназия пастора Эрнста Глюка.
Школы были открыты для детей всех чинов кроме крепостных крестьян, но впоследствии большинство учебных заведений становятся привеллегированными.
Единого государственного органа, который руководил бы школам, создано не было, не существовало специальных учебных заведений для подготовки учителей. В школах учителями были иностранцы, приглашенные на службу Петром I, специалисты-практики и выпускники самих школ.
Учеба в государственных школах рассматривалась как особый вид службы. Обучение стало обязательным для дворянства и священников. Дворянин не мог жениться, а священник получить прихода, не имея документа об образовании.
С 1701 года для школ стали издаваться печатные наглядные пособия, учебники. В 1701 г. «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, в 1703 г. «Арифметика» Л.Магницкого, переиздавалась «Грамматика» М. Смотрицкого.
|
В 1708-1710 годах проведена реформа шрифта, она упростила сложную кириллицу (в 1710 году были изъяты ŵ - «от», ω – «омега», ψ – «пси»; второе изъятие прошло в 1735 году – ξ – «кси» и γ – «ижица», а добавлена «й», но до 1917-1918 годов сохранялись Θ – «фита», ъ- «ять», твердый знак в конце слова, i), прекращено использование титла (знак, указывающий на сокращение слова, за счет пропуска букв в слове), и силы (знака ударения). Вместо буквенного обозначения введены арабские цифры.
Была введена гражданская азбука и печать. Основным источником гражданской графики были русская скоропись конца 17 века и печатный шрифт антиква, возникший в Италии в конце 15 века.
В России значительно увеличилось число книг, которые становятся источником нужных и полезных знаний. Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они были иллюстрированы гравюрами, схемами и чертежами. С 1708-1725 года было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были невелики.
Вершиной политики Петра I в области просвещения стало создание Академии наук в Санкт-Петербурге (открыта она была уже после смерти Петра) в 1725 году. Академия наук являлась и научным и образовательным центром. Она состояла из трех взаимосвязанных звеньев: собственно академии, академического университета, академической гимназии. Создание Академии наук – крупное событие в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, где имелись библиотека, музей, типография, ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории.
При поддержке государственной власти формируется сеть научно-просветительских учреждений.
В 1714 году в Санкт-Петербурге основана старейшая в стране библиотека. Ее фонд составили книги и рукописи царского собрания московского Кремля, ряда иностранных библиотек и книжного собрания Петра I. В 1714 году возник и первый в России музей – Кунсткамера («Палата редкостей»). Впоследствии библиотека и Кунсткамера вошли в состав Академии наук.
При Петре I появилась и первая русская печатная газета – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах» («Ведомости»). Выходила она с 1702 по 1727 год. Материал для газеты подбирался из указов Петра, донесений и писем царю. Газета пропагандировала проводившиеся преобразования.
3.Общественная мысль и литература. Театр.
Бурные события современности нашли отражение в исторических сочинениях, написанных по заданию Петра I. Среди них обстоятельностью изложения отличаются: «Журнал и поденная записка Петра Великого с 1698 года даже до заключения Ништадтского мира», «Рассуждение о причинах Свейской войны». Автор «Рассуждений» – крупный дипломат Петр Шафиров, дает обоснование прав России на отвоеванное у Швеции побережье Балтийского моря.
Проблема преодоления отсталости страны была центральной в общественно-политической мысли России первой четверти 18 века.
Петр I и его сподвижники с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и права монарха на неограниченную абсолютистскую власть.
Феофан Прокопович в своих сочинениях «Правда воли монаршей», «Духовный регламент» последовательно проводил мысль о необходимости самодержавия для русского народа.
Оригинальным мыслителем был Иван Тихонович Посошков (первый русский экономист). В своей книге «О скудости и богатстве», он отстаивал развитие русской промышленности и торговли.
В литературе продолжали существовать старые литературные формы, но содержание литературных произведений изменилось. Появился новый литературный герой – человек незнатного происхождения, достигший больших высот благодаря своему уму, смекалке.
Популярным жанром стали повести («гистории»): «Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли», «История об Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре» и др. Они имеют светский сюжет, освобожденный от религиозного влияния и близкий запросам современности.
Отделение светской литературы от церковной способствовало введению гражданского шрифта. В это время в русский язык входит множество иностранных слов, которые переплетаются со старорусскими фразеологизмами.
Светским содержанием наполняется и театральное искусство. В 1702 году в Москве открыт общедоступный публичный театр. Он находится в специально сооруженной для него на Красной площади «Комедийной хоромине». Она вмещала несколько сот зрителей, но театр не пользовался успехом, т. к. игравшие там актеры ставили пьесы, далекие от российской жизни.
Большей популярностью пользовались школьные театры при Славяно-греко-латинской академии и при хирургической школе, где разыгрывались пьесы на современные темы, прославлялись победы русской армии и пропагандировались петровские преобразования.
4. Архитектура и изобразительное искусство.
Процессы обмирщения наблюдаются и в архитектуре. В первой четверти 18 века преобладает гражданское строительство, появляются общественные и промышленные здания. С изменением дворянского быта меняется и тип жилых зданий. Вместо скупо освещенных боярских хором возводятся обширные дома с парками. Заимствуется опыт зарубежной архитектуры, приглашаются иностранные зодчие. Складывается Петровское барокко, отличающееся практичностью, рациональностью, отсутствием излишнего декора. От архитектуры требовалось выразить силу, мощь, величие Российской империи, прославить царя и взнести хвалу богу.
Наиболее ярко новшества проявились в Санкт-Петербурге. Одновременно начатое строительство Петропавловской крепости, Биржи, порта и Гостинного двора символизировало новый город и новую эпоху.
В 1703 году создана «Специальная канцелярия от строений», которая занималась строительством Санкт-Петербурга. Это первый город России, который строился по заранее разработанному плану. Дома воздвигались по прямой линии, фасады выходили на улицу, что выражало стремление преодолеть замкнутость прежнего образа жизни. Специальными указами был установлен тип здания и размеры, зависевшие от состоятельности владельца. Именитые люди обязаны были строить двухэтажные каменные здания с высокими комнатами, большими окнами и украшениями на фасаде.
В 1712 году Санкт-Петербург стал столицей России. По указу 1714 года каждое судно, прибывающее в Санкт-Петербург, должно доставлять 10-30 камней, а каждая подвода 3 камня, которые использовались для устройства мостовых. Но, развивая новую столицу, Петр I тормозил каменное строительство в других городах, т. к. указом 1714 года было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Санкт-Петербурга.
Первые монументальные здания новой столицы связаны с именами архитекторов Ивана Устинова, Михаила Земцова, Жана Батиста Леблона, Доминико Трезини. Наибольший вклад в создание облика новой столицы внес Трезини (Петропавловская крепость, собор Петра и Павла, здание 12 коллегий, Летний дворец Петра).
В Москве наиболее крупные постройки были сделаны Иваном Зарудным (Меншикова башня, церковь Ивана-воина). В 1702 году началось в Кремле строительство Арсенала (арх. Х.Конрад, Д. Иванов и др.)
Новым явлением в изобразительном искусстве стало появление гравюры, она быстро и широко распространилась из-за недорогого способа производства. Изготовление гравюр поощрялось правительством, т. к. именно гравюра утверждала новое, светское содержание искусства. Гравюра стала элементом учебной литературы, газет и календарей. Основные сюжеты – современные события (батальные сцены, виды новой столицы). Самыми известными граверами были братья Зубовы, И. Адольский, А. Ростовцев.
В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета. На протяжении всего 18 века портрет будет ведущим жанром. Наиболее известные живописцы – Андрей Матвеев (1701-1739), Иван Никитин (1690-1742). Никитин в своих работах «Портрет канцлера Г.И.Головкина», «Петр Первый на смертном одре», «Портрет Натальи Алексеевны» тонко раскрывает характеристику внутреннего мира человека. Никитину принадлежит ряд батальных полотен – «Полтавская битва», «Куликовская битва». В России работало много иностранных живописцев – И.Г. Таннауэр, Л. Каравакк «Портрет царевны Анны Петровны».
5.Изменения в быту.
После посещения стран Европы и возвращения из великого посольства Петр активно начал вносить поправки в традиционный русский быт и нравы.
С 1 января 1700 года введено новое летосчисление (отсчет времени стали вести от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира (5508г.)). Но переход на новое летосчисление совершился на основе юлианского календаря (т.н. старый стиль), а в Европе уже использовали Григорианский стиль (новый стиль).
Все новшества (ношение европейского платья, чулок, башмаков, бритье бороды) были обязательными для дворян. Несоблюдение новых обычаев влекло денежные штрафы, бороду разрешалось носить крестьянству и духовенству. Желавшие сохранить бороду платили специальный бородовой налог.
По указанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона, дополненное самим царем. Это пособие называлось «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов» (1717 год).
Петр лично подготовил ряд регламентов и наставлений, приобщая дворянство к общественной жизни. Появились новые формы общения – развлечения и праздники.
С 1718 года вводятся ассамблеи, которые устраивались согласно указу царя в домах вельмож, туда приглашалось изысканное общество, впервые на них должны были присутствовать и женщины. На ассамблеях танцевали, беседовали, играли в настольные игры, кроме карт. В отдельных комнатах мужчины курили.
Распространяется музыцирование и обязательное посещение концертов любительских оркестров.