Сестринский процесс при БА




РЕФЕРАТ

по МДК 02.01.03 Сестринский уход в педиатрии

Тема: Проблемы ребёнка с бронхиальной астмой и программа сестринского ухода в условиях стационара.

Выполнила студентка С-31 группы

Шарапова Елена Александровна

Научный руководитель

Верещагина

Оценка реферата__________________________

Нижний Новгород

2018 г.

 

 

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава 1. Особенности клинического течения бронхиальной астмы у детей….5

1.1. Этиология бронхиальной астмы…………………………………………….5

1.2. Классификация бронхиальной астмы……………………………….………8

1.3. Клиническая картина бронхиальной астмы ……………………………..…9

1.4. Диагностика бронхиальной астмы…………………………………………10

1.5. Осложнения бронхиальной астмы…………………………………………11

1.6. Помощь при неотложных ситуациях бронхиальной астмы……………………………………………………………………………...15

1.7. Особенности лечения бронхиальной астмы……………...........................16

1.8. Профилактика, реабилитация, прогноз бронхиальной астмы …………………………………………………………………………………….17

Глава 2. Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей…………….20

2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой……………………...23

2.1.1. Правила пользования ДАИ……………………………………………….23

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии……………………………………………...25

Глава 3. Заключение……………………………………………………………..28

Глава 4. Список использованной литературы…………………………………29

 

Введение

Бронхиальная астма (БА) – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.

Бронхиальная астма – актуальная проблема педиатрии и клинической медицины в целом. Заболевание, начавшись у детей, часто продолжается в зрелом возрасте. Бронхиальная астма у детей приводит к снижению качества жизни, может явиться причиной инвалидности, а иногда и драматических исходов.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и GINA (программа Global Initiative for Asthma – «Глобальная инициатива по бронхиальной астме»), в мире около 300 млн. больных бронхиальной астмой, при этом, распространенность бронхиальной астмы в разных странах мира колеблется от 1 до 18%, а умирают от бронхиальной астмы 250 000 человек в год.

Согласно данным Российского респираторного общества, по результатам эпидемиологических исследований в России, распространенность бронхиальной астмы среди детей составляет от 5,6 до 12,1%, а среди взрослых – 5,6–7,3%; смертность же на 100 000 населения не превышает 0,6–0,7 случая в год.

Объект исследования: ребёнок, страдающий БА

Предмет исследования: проблемы детей разных возрастных групп с бронхиальной астмой, помощь по их ликвидации и профилактике.

Задачи исследования:

1. Изучить: этиологию, классификацию, клиническую картину, диагностику, осложнения, особенности лечения, профилактику, реабилитацию, прогноз.

2. Проанализировать: два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме; основные результаты обследования и лечения описываемых детей в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

3. Сделать выводы: по осуществлению сестринского процесса у данных детей.

Методы исследования: научно-теоретический, аналитический, наблюдение, сравнение.

 

 

Глава 1. Особенности клинического течения бронхиальной астмы у детей

1.1. Этиология бронхиальной астмы

Бронхиальная астма является глобальной проблемой здравоохранения. Люди всех возрастов во всём мире страдают этим хроническим заболеванием дыхательных путей, которое при недостаточно эффективном лечении может значительно ограничивать повседневную жизнь пациентов и даже приводить к смерти.
Тенденция к росту заболеваемости бронхиальной астмой детей отмечена с 50-х годов двадцатого столетия. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире бронхиальной астмой страдает около 300 млн человек. Диагностика бронхиальной астмы у детей раннего возраста затруднена, что обусловлено вариабельностью клинических проявлений.

Цель исследования: изучить особенности клинического течения БА у детей.

Анализируя распределение по полу у детей с бронхиальной астмой отмечено, что преобладание мальчиков отмечается во всех возрастных группах. Всего мальчиков среди детей с бронхиальной астмой было 63,5 %. Максимальный показатель госпитализации отмечен у детей в младшем школьном возрасте, в возрасте от 3 до 6 лет он значительно ниже. В 25 % случаев дети были доставлены бригадой скорой медицинской помощи, в 64 % — по направлению врача поликлиники и в 11 % самообращение. У матерей детей с бронхиальной астмой имели место такие факторы неблагоприятного течения беременности как анемия, хроническая гипоксия плода, длительный безводный период. Помимо этого оперативное родоразрешение и преждевременное излитие околоплодных вод отмечалось в 29 % случаев.
Анализируя состояние при поступлении выявлено, что 54,6 % детей с бронхиальной астмой поступали в проявлениями дыхательной недостаточности первой степени. При поступлении у всех детей отмечались жалобы на кашель, одышку, затруднение дыхания. Субфебрильная температура не более 3 дней была у 14 (12,5 %) детей с сопутствующей пневмонией или ОРВИ.
При осмотре эмфизематозная деформация грудной клетки была только у 17 (15,1 %) детей. У большинства пациентов аускультативно на фоне ослабленного дыхания выслушивалось множество сухих свистящих хрипов, часто вместе с влажными мелко- и среднепузырчатыми. У детей в возрасте от 3 до 6 лет чаще чем в других возрастных группах при аускультации выслушивались влажные хрипы. В данной возрастной группе отмечались нетипичные приступы удушья (эквиваленты в виде приступов кашля). Одышка в покое и сухой приступообразный кашель, дистантные хрипы наблюдались чаще у детей младшего школьного возраста (7–11 лет). Клинические проявления у детей младшего школьного возраста практически не отличались от данных детей старшего школьного возраста. В этих возрастных группах реже выслушивались влажные хрипы, ослабленное дыхание. В анализах крови у 7,5 % детей в возрасте от 3 до 6 лет наблюдалась гипохромная анемия. Уровень лейкоцитов в 20 % случаев был выше возрастных показателей. У большинства детей (71,1 %) СОЭ не превышала 10 мм/ч.
У детей младшего школьного возраста гипохромная анемия встречалась только у 2,6 % (3 ребенка). Лейкоцитоза не было, при этом лимфоцитоз отмечен у 37,2 % детей. Показатели лейкоцитарной формулы и СОЭ у детей в возрасте 12–14 лет были в пределах возрастной нормы. Эозинофилия наблюдалась у 27,2 % детей. Цитологическое исследование мокроты проведено 73 пациентам, которое выявило превалирование нейтрофилов, а у 21,7 % детей встречались эозинофилы. При рентгенологическом исследовании органов грудной клетки имело место повышение прозрачности легочных полей, усиление легочного рисунка, расширение и деформация корней легких. У детей старше 6 лет проводилось исследование функции внешнего дыхания после купирования приступа удушья и стабилизации состояния. Чаще наблюдался смешанный тип нарушения дыхания, с превалированием обструктивных изменений. Значительно снижался объем форсированного выдоха в 1-ю секунду.

Исключительно грудное вскармливание у детей с бронхиальной астмой было в 31,7 % случаев, 42 % детей переведены на искусственное вскармливание в 3 месяца. Отягощенный аллергологический семейный анамнез среди обследованных нами детей встречался в 39,5 % случаев. При этом чаще всего аллергические заболевания встречались у матери или у ближайших родственников по материнской линии. Таким образом, среди факторов риска развития бронхиальной астмы у детей выявлен отягощенный аллергологический анамнез по линии матери, осложненное течение беременности у матерей, ранний перевод на искусственное вскармливание. Изучение возрастно-половой структуры пациентов с бронхиальной астмой выявило, что мальчики болеют БА чаще, чем девочки. Преобладающий показатель госпитализации отмечен в младшем школьном возрасте. Для клинических проявлений бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста характерны свистящие дистантные хрипы и/или сухой приступообразный кашель.

Причины развития бронхиальной астмы:

1) Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность - определяют склонность организма к болезни. Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.

 

  • Причинные факторы (индукторы) - сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)
  • Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.


2) Триггерные факторы провоцируют обострения БА:

 

  • аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)
  • раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)
  • физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)
  • ОРВИ
  • эмоциональные перегрузки (стресс)
  • лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки - тартразин)
  • изменение погоды
  • эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)
  • время суток (ночь или раннее утро)


1.2. Классификация бронхиальной астмы

1. Этапы развития БА:

o биологические дефекты у практически здоровых людей;

o состояние предастмы;

o клинически выраженная бронхиальная астма.

2. Клинико-патогенетические варианты БА:

o атопический;

o инфекционно-зависимый;

o аутоиммунный;

o дисгормональный (гормонозависимый);

o нервно-психический;

o аспириновый;

o первично измененная реактивность бронхов и др.


Классификация БА по степени тяжести:
Интермиттирующая: симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.
Лёгкая персистирующая: симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.
Персистируюшая средней тяжести: ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный приём ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.

Тяжелая персистирующая: ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.
Классификация БА по уровню контроля:
Контролируемая БА: полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии
Частично контролируемая БА: наличие ограниченного числа симптомов.
Неконтролируемая БА: обострение БА в течение 1 недели.

1.3. Клиническая картина бронхиальной астмы

Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья лёгкой, средней и тяжёлой тяжести.
В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

Период предвестников: вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

Период разгара: удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

Период обратного развития приступа: имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит. Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.


1.4. Диагностика бронхиальной астмы

Диагностика бронхиальной астмы у детей, особенно в раннем возрасте, порой представляет значительные трудности, так как периодически появляющиеся эпизоды бронхиальной обструкции могут быть проявлением самой разнообразной патологии органов дыхания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше возраст ребенка, тем выше вероятность того, что повторяющиеся эпизоды обструктивного синдрома бронхиальной астмой не являются.

Диагностика бронхиальной астмы у детей строится на основании оценки данных анамнеза, жалоб и клинических симптомов, а также данных дополнительных исследований.

У ребёнка при подозрении на астму берётся анализ периферической крови, мокроты и кал для лабораторных исследований. Применяются инструментальные методы исследования: берутся кожные аллергические пробы, проводится тромбоцитопенический тест, пикфлоуметрия, при необходимости – рентгенография органов грудной клетки, спирометрия (для детей старше 5 лет) с проведением тестов с бронхолитическим препаратом, физической нагрузкой и метахолином. Исследования подвергается и позвоночник с целью обнаружения каких-либо нарушений. Учитывая специфику детского организма, в диагностике астмы у ребёнка принимает врач - педиатр, детский пульмонолог, детский аллерголог.

 

 

1.5. Осложнения бронхиальной астмы

Осложнения классифицируют на:

· дыхательные;

· хронические дыхательные;

· сердечные;

· желудочно-кишечные;

· мозговые.

Одно из самых серьёзных и часто встречаемых осложнений – астматический статус, связанный с угрозой для жизни. Сопровождается отёком бронхиол, в которых накапливается не отходящая мокрота. У больного наблюдается нарастание удушья и гипоксия (кислородное голодание), в ходе чего может наступить летальный исход из-за несвоевременной медицинской помощи.

Дыхательные осложнения:

1. пневмония. Астматики подвержены воспалению лёгких в 2 раза чаще, чем другие. Это связано с поражением лёгочных тканей и ослабленным иммунитетом больных. Лечение должно проходить в стационаре, где пациенту назначают курс антибактериальной терапии и другие вспомогательные препараты, способствующие снятию удушья и отхождению мокроты;

2. спонтанный пневмоторакс. Сопровождается разрывом лёгочной ткани. Это приводит к попаданию воздуха в плевральную полость, где он накапливается и сдавливает органы. Симптомы спонтанного пневмоторакса проявляются в виде резкой боли в области грудой клетки и нехватки воздуха. Состояние требует немедленного оперативного вмешательства. Хирургическим путём удаляется воздух, а поражённая ткань ушивается;

3. пневмомедиастинум. Имеет признаки спонтанного пневмоторакса. Различие состоит в месте скопления воздуха, который локализуется в средостении;

4. острая дыхательная недостаточность. Проявляется недостаточным поступлением кислорода. Основными симптомами являются поверхностное дыхание и ощущение нехватки воздуха. Требуется экстренная медицинская помощь, которая включает препараты для расширения бронхов, а также проводится искусственная лёгочная вентиляция;

5. ателектаз. В бронхах образуется вязкая слизь, что приводит к закупорке отдельных бронхов и нарушению естественной вентиляции лёгких. Состояние больного резко ухудшается и сопровождается приступами удушья и поверхностным дыханием.

Основные препараты не дают эффекта, а приступ имеет более продолжительный характер. Для лечения требуются стимуляторы, оказывающие влияние на дыхательный центр (Этимизол), а также курс антибиотиков для профилактики пневмонии.

Хронические дыхательные осложнения:

Хронические дыхательные осложнения имеют менее агрессивный характер, но проявляются чаще. Им подвержены астматики, которые страдают заболеванием в течение нескольких лет.

1. гиперинфляция лёгких. Сопровождается дисфункцией лёгочных тканей, которые не обеспечивают кислородом дыхательные органы в полной мере. Патология не поддаётся полному лечению – возможно лишь ослабление симптомов;

2. пневмосклероз. Проявляется чаще всего у астматиков, перенёсших бронхит или пневмонию. Признаками пневмосклероза являются сухой кашель и одышка, которые носят постоянный характер, а также наблюдаются вялость, снижение массы тела и притуплённые боли в области грудной клетки. Происходит нарушение функций лёгочной ткани;

3. эмфизема. При протекании данной болезни отмечается поступление в организм кислорода в недостаточных количествах. Это связано с нарушением работы альвеол, стенки которых претерпевают изменения, вследствие чего нарушается правильная работа лёгких. Наблюдается сухой кашель. В некоторых случаях приступ может сопровождаться посинением кожных покровов. Эмфизема имеет необратимый характер и не поддаётся лечению, поэтому возможно лишь снятие симптомов;

4. хронический обструктивный бронхит. Встречается чаще, чем другие хронические осложнения. Характеризуется отёком и утолщением стенок бронхиального дерева из-за чего воздух не может свободно проникать в лёгкие. Заболевание имеет необратимый процесс.

Сердечные осложнения:

Бронхиальная астма может стать причиной заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системой.Это обосновывается тем, что в момент приступа наступает кислородное голодание во всём организме и наблюдается высокое давление в грудной клетке.

Вследствие этого болезнь грозит следующими сердечными осложнениями:

· сердечная недостаточность;

· дистрофия миокарда;

· гипотония;

· аритмия;

· инфаркт миокарда.

Сердечная недостаточность характеризуется кислородным голоданием, которое наступает во время приступов. Кислородное голодание в свою очередь может привести к дистрофии сердечной мышцы (миокарда).

Повышение артериального давления в грудном отделе вследствие поражения лёгочных сосудов ведёт к формированию лёгочного сердца. Лёгочное сердце плохо перекачивает кровь, за счёт чего образуется гипотония.

Приступы, как правило, сопровождаются аритмией сердца. В некоторых случаях удушье может спровоцировать остановку сердца или инфаркт миокарда.

Желудочно-кишечные осложнения:

Осложнения, связанные с желудочно-кишечным трактом (ЖКТ), являются результатом воздействия медикаментов, которые используются в лечении бронхиальной астмы.

Препараты поражают слизистую ЖКТ и провоцируют появление язвы двенадцатиперстной кишки или желудка.

Желудочно-кишечные осложнения в запущенной форме могут привести к внутренним кровотечениям.

Мозговые осложнения:

Гипоксия при удушье неблагоприятно сказывается на мозге, который нуждается постоянно в притоке крови, обогащённой кислородом.

К мозговым осложнениям относят:

· нервно-психические расстройства;

· дыхательную энцефалопатию;

· обмороки;

· беттолепсию.

Кислородное голодание мозга приводит к нарушению нормальной работы высшей нервной деятельности (ВНД). Больной становится раздражительным или, наоборот, апатичным.

Нередко наблюдаются:

1. депрессивные состояния;

2. астения;

3. общая эмоциональная нестабильность;

4. может развиться дыхательная энцефалопатия – слабоумие.

Нарушение функций мозга может стать причиной обмороков, расстройства памяти и сознания. Кратковременное нарушение сознания во время пика приступа называется беттолепсия.

1.6. Помощь при неотложных ситуациях бронхиальной астмы

Доврачебная помощь при приступе БА:

Сестринское вмешательство Обоснование
1. При возможности - исключить контакт с причинно значимым аллергеном. Для предупреждения прогрессирования приступа удушья
2. Придать пациенту удобное положение - сидя с упором на руки. Для облегчения дыхания.
3. Расстегнуть стесняющую одежду. Для облегчения дыхания.
4. Обеспечить доступ свежего воздуха. Уменьшение гипоксии.
5. Срочно вызвать врача через третье лицо. Для оказания квалифицированной помощи.
6. Обеспечить теплым питьем. Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.
7. Применить ДАИ с бронхолитиком (беротек, сальбутамол) или ингаляцию через небулайзер Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.
8. Приготовить лекарственные препараты:
  • бронхолитики: сальбутамол, тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин
  • ГКС: преднизолон, гидрокортизон и др.
Для оказания квалифицированной помощи.
9. Постоянно контролировать состояние пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты. Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осл

 

1.7. Особенности лечения бронхиальной астмы

 

Цель лечения БА - достижение и поддержание контроля над клиническими проявлениями заболевания.

 

1. Обучение больных.

2. Элиминация (изгнание факторов риска) – обязательное условие лечения больных с БА.

3. Медикаментозная терапия

4. Диетотерапия -исключение из рациона питания продуктов, которые провоцируют приступ БА (шоколад, клубника, цитрусовые, яйца, мясные и рыбные бульоны, копченные и консервированные продукты, кислая капуста, алкоголь, большое количество томата, шпината, арахиса, бананов).

5. Медикаментозная терапия:

 

  • базисная – для контроля над заболеванием:
  • ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон
  • системные ГКС: преднизолон, триамцинолон, дексаметазон
  • длительно действующие β2-агонисты: сальметером, формотерол
  • комбинированные препараты: симбикорт, серетид
  • кромоны: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (тайлед)
  • теофиллины длительного действия: теопэк, ретафил, теодур, теотард, неотеопэк
  • антилейкотриеновые: монтелукаст, зафирлукаст
  • антитела к иммуноглобулину Е: омализумаб
  • препараты для неотложной помощи:
  • β2-агонисты короткого действия: тербуталин, сальбутамол, фенотерол
  • м-холинолитики: атровент
  • комбинированные: беродуал
  • теофиллины короткого действия: эуфиллин, аминофиллин
  • системные ГКС: преднизолон, гидрокортизон
  • ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон

Пути введения:

 

  • ингаляционно (наиболее предпочтительный) – препараты доставляются прямо в дыхательные пути, что позволяет достигать локально более высокой концентрации лекарственного вещества и значительно уменьшает риск системных побочных эффектов.
  • перорально
  • парентерально (п/к, в/м или в/в).

Средства доставки ингаляционных препаратов:

 

  • дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ)
  • дозированные порошковые ингаляторы (мультидиск, дисхалер, спинхалер, турбухалер, хандихалер, аэролайзер, новолайзер)
  • небулайзеры

 

1.8. Профилактика, реабилитация, прогноз бронхиальной астмы

Всемирной организацией аллергологии предложено 3 уровня профилактики:

 

  • первичная
  • вторичная
  • третичная

Первичная — направлена на предупреждение заболевания, проводится в группах риска. Направлена на устранение раздражающих факторов и лечение хронических заболеваний органов дыхания.
Вторичная — комплекс медицинских, социальных,санитарно-гигиенических, психологических и иных мер по профилактике заболевания у больных на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики имеет следующие критерии:

 

1. лица, имеющие родственников болеющих БА;

2. наличие различных аллергических заболеваний (поллиноз, нейродермит и др.)

3. сенсибилизация, доказанная иммунологическими исследованиями.

Третичная — комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью полного восстановления социального и профессионального статуса.

Реабилитация:

Проведение реабилитационных мероприятий при БА направлено на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем.

С этой целью используется комплекс лечебно-восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.

Физиотерапевтические процедуры (используются в дополнение к базисной терапии):

 

  • иглорефлексотерапия
  • лечение в соляных шахтах
  • аэроионотерапия
  • закаливание
  • лечебная физкультура и гимнастика.


Климатотерапевтические процедуры:

 

  • морские купания
  • воздушные и солнечные ванны
  • сон на воздухе и на берегу моря

Прогноз:

Характер и отдалённый прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко, однако возможно возникновение тяжёлых форм БА, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии.

Отдалённый прогноз БА, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы, однако, у них сохраняется ряд нарушений лёгочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе. Описаны случаи неблагоприятного течения БА, начавшейся в подростковом возрасте.

 

Глава 2. Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей

Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.

Цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности.

Сестринский процесс при БА

I этап: сестринское обследование (сбор информации)

При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется АД (повышено).

II этап: определение проблем пациента

Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

физиологические:

  • есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов)
  • дышать (удушье, одышка)
  • спать (приступы удушья по ночам, утром).
  • двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке)
  • избегать опасностей (возможность развития осложнений)

психо-социальные:

  • общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов)
  • нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни)
  • работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами)


Возможные проблемы пациента:

физиологические:

  • удушье
  • экспираторная одышка
  • кашель с трудноотделяемой мокротой
  • дискомфорт в носоглотке
  • бледность
  • цианоз
  • слабость
  • снижение физической активности

психологические:

  • депрессия из-за приобретенного заболевания
  • страх неустойчивости жизнедеятельности
  • недооценка тяжести состояния
  • дефицит знаний о болезни
  • страх из-за возможности возникновения повторных приступов
  • дефицит самообслуживания
  • уход в болезнь
  • дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами,
  • изменение образа жизни

социальные:

  • утрата трудоспособности, ивалидизация
  • материальные трудности в связи со снижением трудоспособности
  • социальная изоляция
  • невозможность смены места жительства

духовные:

  • дефицит духовного участия

приоритетные:

  • удушье

потенциальные:

  • риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких


III этап: планирование сестринских вмешательств

Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.

IV этап: реализация сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства:

  • зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т.п.;
  • независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;
  • взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований.


V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств

Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.

 

2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

2.1.1. Правила пользования ДАИ

Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного средства
Оснащение: ДАИ

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1 Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. Установление контакта с пациентом.
2 Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. Мотивация пациента к сотрудничеству.
3 Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
4 Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры
5 Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
6 Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. Соблюдение прав пациента.
7 Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
8 Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). Более эффективное выполнение манипуляции.
9 Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике.
10 Сделал максимальный вдох. Подготовка дыхательных путей к вдоху.
11 Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости.
12 Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям
13 Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства.
14 Сделал спокойный выдох через нос. Нормализация дыхания.
15 Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно Обучение пациента.
III. Завершение процедуры
16 При необходимости повторил п. 7-14. Обучение пациента.
17 Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности
18 Отметил реакцию пациента на обучение. Документация оценки и реакции пациента на обучение.

 

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии

Цель: диагностическая (определение ПСВ)
Показания: диагностика и мониторинг БА
Противопоказания: нет

Оснащение: пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1 Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился. Установление контакта с пациентом.
2 Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра. Мотивация пациента к сотрудничеству.
3 Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
4 Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры
5 Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя). Более эффективное выполнение манипуляции.
6 Установил стрелку на ноль. Для получения достоверных данных.
7 Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отв


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: