СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Юридическое наименование организации: общество с ограниченной ответственностью «МОЛЛ». Юридический адрес: г. Челябинск, ул. Труда, д. 166. Руководство организации: Генеральный директор Богатенкова Юлия Сергеевна.
Основной вид деятельности (по классификатору ОКВЭД): Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
(Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования / Розничная торговля в неспециализированных магазинах).
ООО «МОЛЛ» зарегистрировано 4 марта 2005 года ОГРН Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска.
Форма собственности: Совместная частная и иностранная собственность [21].
Учредительными документами ООО «МОЛЛ» являются учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав. В уставе отмечен размер первоначального капитала, указываются вид и сфера деятельности сети, установлена форма управления торговой сетью, указываются адреса и названия супермаркетов, гипермаркетов и «магазинов у дома».
Основными целями ООО «МОЛЛ» является: максимальное удовлетворение потребностей покупателей путем улучшения качества продаваемых товаров и обслуживания, а также получение максимальной прибыли.
ООО "МОЛЛ", представляющее бренды "Молния" и "SPAR" - один из лидеров по товарообороту среди розничных сетей Челябинской области. Мультиформатная сеть с гипермаркетами, супермаркетами и магазинами формата «у дома» ежедневно обслуживает более 100 000 покупателей.
История компании началась в 1995 году, когда было принято решение открыть магазин по продаже продуктов питания, который бы значительно отличался от существовавших тогда в Челябинске и соответствовал бы общемировым стандартам. Так, 25 декабря 1996 года для покупателей распахнул свои двери первый в городе магазин самообслуживания - «Панорама». Один год успешной работы показал перспективность данного направления, и было принято решение продолжать развитие этого бизнеса.
Официальной датой рождения сети «Молния» считается 5 августа 1998 года. Именно в этот день в Челябинске на ул. Радонежской открылся первый магазин, получивший название, которое впоследствии стало одним из наиболее известных и узнаваемых брендов Южного Урала.
Сегодня "Молния" – это 31 магазин в Челябинске и областных городах: Копейске, Миассе, Магнитогорске, Снежинске, Коркино, Кыштыме и Южно-Уральске. За плечами компании уже множество достижений.
Помимо широкого ассортимента продуктов питания и бытовых товаров покупателей "Молнии" всегда ждут приятные акции, ориентироваться среди которых помогает Каталог скидок, а позитивное настроение создает «Молния ТВ».
В крупных магазинах есть отделы собственного производства, где можно приобрести самые разнообразные шедевры кулинарного искусства. На витринах - как полуфабрикаты, так и готовые блюда: от салатов и закусок до изделий ресторанного меню. Все это можно заказать в Столе заказов.
Компания не стоит на месте и постоянно стремится к улучшениям: расширяется ассортимент, повышается качество обслуживания. Для удобства посетителей добавляются дополнительные сервисы, к примеру – возможность пополнить баланс мобильного прямо на кассе или оплатить счета по системе «Город».
Наряду с розничной торговлей по системе самообслуживания, компания «МОЛЛ» предоставляет арендные площади для размещения в своих магазинах салонов мобильной связи и бытовой техники, фототоваров, бутиков одежды и аксессуаров и других предприятий сферы услуг. Компания постоянно ведет активную работу по поиску и расширению перечня дополнительных товаров и услуг, которые покупатели могут приобрести или получить, приходя в магазины сети «Молния».
За много лет работы количество магазинов "Молния" выросло в несколько десятков раз, а территория распространения вышла за пределы областного центра. Дальнейшему развитию сети способствовало вступление в международный союз ритейлеров - SPAR International.
"SPAR" – крупнейшая в мире сеть супермаркетов была основана в 1932 году в Голландии Адрианом ван Веллом под названием "Dе SPAR". Основной целью "Dе SPAR" стало обеспечение сотрудничества между независимыми оптовыми компаниями и ритейлерами в ответ на появление крупных торговых сетей в Европе. Название сети – это аббревиатура девиза: «Door Eendrachtig Samenwerken Profiteren Allen Regelmatig» (все мы выигрываем от сотрудничества). Сокращение «SPAR» с нидерландского переводится как «елочка», которая и стала впоследствии символом сети.
Сегодня SPAR International — это около 14 000 магазинов в 33-х странах на 4-х континентах, в которых около 200 000 сотрудников обеспечивают передовой сервис половине населения Земли.
В России "SPAR" появился в 2000 году, а первый магазин в Челябинске открыт 3 декабря 2011 года на улице Дарвина, 18. С этого дня ООО "МОЛЛ", наряду с розничной торговлей в магазинах "Молния", начало активное развитие в Челябинской еще одного бренда - "SPAR".
Открывая один за другим магазины "SPAR" в городах Челябинской области, уделялось большое внимание передовому дизайну торговых залов, новаторству в освещении, хранении и выкладке товара. Участие в международном кооперативе позволило в лучшую сторону изменить и ассортимент предлагаемой во всей сети продукции, которая по большей части поставляется напрямую от производителей со всех концов Земли, в том числе под собственными марками "SPAR" и "SPAR Premium".
"Молния" и "SPAR" сегодня - это успешный союз-лидер, ежедневно предлагающий своим покупателям большой выбор, свежесть продукции, выгодные цены и превосходный сервис [23]!
2.2 Краткая характеристика магазина «Молния Экспресс»
Ориентируясь на потребности покупателей, с 2010 года компания помимо уже привычных для челябинцев гипермаркетов и супермаркетов «Молния» стала развивать новый формат – магазины «Молния Экспресс», работающие по типу «магазин у дома». Если гипермаркеты и супермаркеты «Молния» всегда были направлены на совершение крупных еженедельных покупок и были не совсем удобными для небольших ежедневных покупок, то магазины «Молния Экспресс» создавались с целью устранить этот «пробел». Таким образом, покупатели получили возможность делать ежедневные приобретения, не тратя время на изучение широкого ассортимента товаров и поиск необходимой продукции, в новых небольших магазинах торговой сети, имеющей отличную репутацию и гарантирующей качество продаваемых товаров и высокий уровень обслуживания со стороны персонала.
Ассортимент товаров, представленный в гипермаркетах, составляет свыше 25 000 наименований, супермаркетах – свыше 15 000 наименований, магазинах «Молния Экспресс» – свыше 4500 наименований. Ассортимент продукции собственного производства, изготавливаемой и реализуемой в гипермаркетах и супермаркетах торговой сети «Молния», составляет более 400 наименований. В магазинах нашей сети представлено свыше 100 товарных наименований под частной маркой «Молния».
Магазин «Молния Экспресс» входит в единую розничную торговую сеть ООО «МОЛЛ», а потому не является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно уставу магазин «Молния Экспресс» обозначен в качестве филиала ООО «МОЛЛ», а, следовательно, осуществляет часть функций общества и наделен имуществом, создавшим его юридическим лицом, поэтому универсам «Молния» действует на основании Устава и положений, утвержденных ООО «МОЛЛ».
Руководителем сети назначен генеральный директор ООО «МОЛЛ», который назначает и снимает с должностей директоров всех филиалов.
Магазин расположен по адресу: г. Челябинск, ул. Дзержинского, 130 (рис. 2.1). Режим работы с 8:00 до 23:00, без перерыва на обед и выходных.
![]() | ![]() |
Рис. 2.1 - Внешний вид магазина «Молния»
К основным видам деятельности магазина «Молния Экспресс» относится розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. Основная деятельность магазина — реализация широкого ассортимента продовольственных товаров.
К основному ассортименту реализуемой продукции магазина можно отнести: соки, плодовоовощную, рыбную и мясную консервацию, ликероводочные изделия, пиво и другие алкогольные и безалкогольные напитки, бакалейные товары, колбасные и хлебобулочные изделия, молочную продукцию.
Помимо продуктов питания имеется также отдел непродовольственных товаров (предметы одежды, товары для дома и отдыха, бытовая химия, сувениры, газеты, журналы, книги, средства гигиены, открытки, детские игрушки, DVD-диски).
Согласно ГОСТ Р 51773-2009 магазин «Молния Экспресс» является универсамом. Основные характеристики универсама:
- Площадь торгового объекта – не менее 200 кв.м.; в нашем магазине – 507 кв.м.
- Ассортимент товаров – универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками; в нашем магазине – свыше 4500 наименований товаров; свыше 100 наименований товаров под собственной маркой;
- Форма обслуживания – самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок [3].
Структура управления магазина «Молния» имеет иерархическое построение. В универсаме выделяют четыре группы персонала:
- управляющий персонал (директор магазина, заместитель директора магазина, приёмщик-оператор);
- персонал торгового зала (продавцы-кассиры, консультанты, операторы видеонаблюдения);
- вспомогательный персонал (фасовщики, грузчики, уборщики).
Таким образом, штат персонал универсама небольшой и включает около 30 человек. Кроме того, сохранность товаров обеспечивают охранники из ЧОП «Бастион». Штатных сотрудников ОПП сократили, заменив операторами видеонаблюдения.
Функциональные обязанности персонала первой группы, как правило, заключаются в управлении основными торговыми процессами универсама «Молния Экспресс».
Функциональные обязанности персонала второй группы заключаются в непосредственном обслуживании покупателей, их консультировании при выборе покупок, обслуживание их на кассе.
Персонал третьей группы выполняет операции связанные с разгрузкой, складированием, перемещением в торговый зал товаров, подготовкой товаров к продаже, а также уборкой торгового зала и складских помещений.
График работы управляющего персонала представляет собой 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными (суббота, воскресенье) с 9:00 до 18:00.
График работы остального персонала – «два через два» по 11 часов с часовым перерывом.
Каждый человек, работающий на предприятии, знает свои должностные обязанности и выполняет свои функции. Персонала на предприятии хватает, поэтому не наблюдаются ситуации, когда на рабочем месте отсутствуют работники. В кассах нет очередей.
2.3 Анализ экономических показателей деятельности магазина «Молния Экспресс»
Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице 2.1 [18].
Данные таблицы 2.1 позволяют сделать следующие выводы.
В период 2013 – 2015 гг. отмечается тенденция снижения практически всех показателей деятельности предприятия. В 2015 г. произошло сокращение товарооборота магазина по сравнению с 2014 г. более чем на 13 млн. руб., что составило 7,0 % снижения.
Снижение продаж в 2015 году можно объяснить внешними факторами – уменьшением доходов населения, повышением конкурентной борьбы на рынке продовольственных товаров.
Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности магазина «Молния Экспресс» за 2013-2015гг.
Показатели | Ед. изм. | 2013г. | 2014г. | 2015г. | 2014г к 2013г | 2015г. к 2014г | ||
+/- | % | +/- | % | |||||
Розничный товарооборот | тыс. руб. | 184 441,4 | 187 834,1 | 174 629,8 | +3392,7 | +1,8 | -13204,3 | -7,0 |
Прибыль | тыс. руб. | 35 232,2 | 35 504,2 | 31 550,2 | +272,0 | +0,8 | -395,4 | -11,1 |
Уровень рентабельности | % | 19,1 | 18,9 | 18,1 | -0,2 | -1,0 | -0,8 | -4,2 |
Торговая площадь | кв. м. | |||||||
Прибыль на 1 кв. м. торговой площади | тыс. руб. | 80,8 | 81,4 | 72,4 | +0,6 | +0,7 | -9,0 | -11,1 |
Численность торговых работников | чел. | -7 | -25,9 | -1 | -5 | |||
Прибыль на 1 торгового работника | тыс. руб. | 1304,9 | 1775,1 | 1660,5 | +470,2 | +36,0 | -114,6 | -6,5 |
Темпы сокращения показателей прибыли превышают темпы снижения товарооборота. Так прибыль от реализации в 2015 г. сократилась по сравнению с 2013 г. на 10,4%, что составило 3682,0 тыс. руб.
Прибыль в расчёте на 1 кв. м. торговой площади также имеют тенденцию к снижению.
Прибыль в расчёте на 1 торгового работника увеличилась в связи с сокращением численности сотрудников. За 2 года увеличилась нагрузка на каждого работника торгового зала на 34,5%, что может сказаться на качестве обслуживания покупателей.
Для увеличения прибыли следует:
- провести анализ издержек обращения и изыскать резервы для их снижения;
- более рационально использовать торговую площадь;
- пересмотреть систему оплату труда персонала.
В целом целесообразно сделать заключение о том, что в динамике практически все экономические показатели деятельности магазина характеризуются тенденцией снижения, что свидетельствует о сокращении финансовой устойчивости торговой фирмы, снижении эффективности хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торгово-технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже.
Эффективная организация торгово-технологического процесса является одним из основных факторов успешного функционирования организации розничной торговли.
Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы.
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в розничную торговую организацию и кончая полной подготовкой их к продаже.
Магазин «Молния Экспресс» входит в единую розничную торговую сеть ООО «МОЛЛ», а потому не является самостоятельным юридическим лицом.
К основным видам деятельности магазина «Молния Экспресс» относится розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами.
Согласно ГОСТ Р 51773-2009 магазин «Молния Экспресс» является универсамом.
Структура управления магазина «Молния» имеет иерархическое построение. В универсаме выделяют четыре группы персонала: управляющий персонал, персонал торгового зала, вспомогательный персонал.
В период 2013 – 2015 гг. отмечается тенденция снижения практически всех показателей деятельности предприятия. В 2015 г. произошло сокращение товарооборота магазина по сравнению с 2014 г. более чем на 13 млн. руб., что составило 7,0 % снижения.
По эстетическим требованиям оформление и отделка здания магазина и помещений соответствуют современному дизайну и назначению.
Торговая площадь составляет 421 кв. м., общая площадь магазина – 636,1 кв. м. Соотношение торговой площади и общей площади составляет 0,662 или 66,2 %, что является хорошим показателем.
Все помещения супермаркета «Молния Экспресс» находятся на 1-м этаже, что удобно для организации торгово-технологического процесса.
Магазин в полном объёме обеспечен помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобными, административно-бытовыми и технологическими помещениями.
Планировка магазина в основном является рациональной, обеспечиваются наиболее выгодные и короткие пути движения людей и товаров.
Приёмка товаров ведётся материально-ответственными лицами. Для разгрузки и перемещения товаров имеется необходимое оборудование.
Анализ приёмки товаров в магазине выявил ряд недостатков:
- Приёмщики-операторы принимать не имеют товароведного образования;
- Они не обеспечены стандартами и ТУ на товары.
Не соблюдаются правила размещения товаров внутри складов и холодильников – товары расположены вплотную к стенам. При проверке соблюдения режима товарного соседства выявлено, что плодоовощные товары хранятся вместе с молочными.
Слабой стороной является недостаточность складских помещений, это затрудняет продажу товаров.
Подготовкой товаров к продаже занимаются продавцы-кассиры и фасовщики. Для фасовки отведено отдельное помещение. Имеется необходимое оборудование.
Для размещения и выкладки товаров в торговом зале также имеется всё необходимое оборудование: холодильные прилавки, витрины и шкафы, стеллажи.
В результате изучения планограммы оказалось, что при размещении товаров не всегда учитывается затраты времени покупателей на выбор товаров:
- Алкогольные напитки, требующие длительного вдумчивого выбора, расположены возле узкого прохода с интенсивным покупательским потоком.
- Гастрономический отдел с весовым товаром также расположен возле узкого прохода.
Кроме того, вход расположен слева, а не справа. В результате большая часть покупателей-правшей стремится двигаться против часовой стрелки. Возле касс произойдёт пересечение покупательских потоков входящих и выходящих покупателей.
Обнаружены неверные указатели на пристенном оборудовании.
Для выкладки товаров применяют горизонтальный способ, вертикальный способ, выкладка навалом и декоративная выкладка.
Продажа товаров в универсаме «Молния Экспресс» осуществляется методом самообслуживания – одном из самых удобных для покупателей методов продажи товаров.
Узел расчёта состоит из 4-х обычных касс и 2-х экспресс-касс, что по расчётам соответствует интенсивности покупательского потока. Кассовые кабины оборудованы всем необходимым: конвейеры, накопители, навесные щиты, сканирующие устройства. Экспресс-кассы не имеют указателей.
На основании выявленных проблем и несоответствий сформулируем мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса в универсаме «Молния Экспресс»:
1) На должность приёмщиков-операторов принимать квалифицированных специалистов с товароведным образованием;
2) Обеспечить приёмщиков-операторов стандартами и ТУ на товары (можно в электронном виде);
3) Размещать товары на хранение на расстоянии 10-15 см от стен;
4) Переместить плодоовощные товары в камеру № 2;
5) Поместить дополнительное оборудование для выкладки товаров;
6) Вход сделать справа и направить покупательский поток против часовой стрелки.
7) Алкогольные напитки и пиво поменять местами с непродовольственными товарами.
8) Гастрономический отдел перенести в «холодную зону» в центре зала.
9) Заменить указатели «Парфюмерия» указателями «Косметика».
10) Экспресс-кассы оснастить указателями.
11) Ввести вспомогательную услугу – ксерокопирование документов.