Деление поединка на сходы




Прежде, чем разбирать системы оценок результативных действий, обратим внимание на одно обстоятельство. В реальном поединке снижение боеспособности может происходить постепенно, по мере накопления последствий от пропущенных ударов (или других воздействий), а может происходить резко (и даже полностью) от самого первого или какого-то очередного удара. Невозможно реалистично смоделировать постепенное снижение боеспособности при его фактическом отсутствии. Нельзя заставить спортсмена притвориться, что он стал медленнее, слабее, что у него отключилась рука, нога или головушка внезапно разболелась. Это же не театр. Поэтому, вариант организации спортивного поединка, как одной схватки до полной потери боеспособности одним или обоими участниками не конструктивен (хотя и наиболее правдоподобен). Деление поединка на несколько отдельных схваток (сходов) с вынесением оценок за каждую и последующим их суммированием – более правильное решение. Это увеличивает количество оцениваемых эпизодов, облегчает работу судей, уменьшает влияние случайностей или судейских ошибок, даёт участникам больше возможностей продемонстрировать разнообразие своих навыков.

 

С благими намерениями по дороге в...

Чаще всего, система оценок придумывается, исходя из стремления к простоте Правил и лёгкости судейства. То есть, из самых благих побуждений. Но именно здесь, в произвольном упрощении находится главная причина, которая превращает спортивный поединок в игру, где пути достижения победы не реалистичны.

Какие основные варианты систем оценок оружейных состязаний придумали поклонники ясности и простоты? Много ли среди них вариантов, не вызывающих споров, недоумений и обвинений судей в турнирной магии?

Уточним, что сами бои могут быть организованы как разводные или безразводные форматы. Соответственно и системы оценок у них разные.

 

Безразводные форматы

Ещё раз напомним, мы не про бугурты и не про рыцарей (впрочем, закономерности - штука универсальная).

Суть безразводных форматов можно выразить кратко - а давайте, как в боксе! Назначим время продолжительности раунда и количество раундов. И пусть бойцы всё это время бьют друг друга, не нарушая Правила, а судьи будут считать попадания и вмешиваться только при нарушениях. Кто больше раз попал, тот и лучше. Или, как вариант, кто первый попал нужное количество раз. Учитывать место попадания (кроме запрещённых зон) уже не обязательно. Если кто-то приляжет отдохнуть от пропущенных ударов или потеряет оружие, то и без счёта всё ясно. Может и борьбы немного добавить? Что будут стимулировать Правила такого формата?

· Во-первых – скорострельность. Как её повысить? Можно уменьшить амплитуду движений и вложение силы в удары (не выходя за критерий зачётности). Можно начать пренебрегать защитными действиями. Зачем прерывать свою атакующую серию, если ответные удары на тебя не сильно влияют? Если среди разрешённых действий есть такие, от которых может реально поплохеть, то ладно, на них будем реагировать.

· Во-вторых, бить нужно туда, куда проще попасть, а не туда, куда надо попасть для быстрого и надёжного снижения боеспособности противника.

· В-третьих, будет стимулироваться тренировка выносливости, что само по себе не плохо.

Кроме того, что безразводной формат весьма хорош в качестве зрелища (особенно, если латы и звон стали), он единственно возможен для групповых боёв. Понятно, что считать там баллы каждого участника судьи уже не могут. Поэтому бойцы должны добровольно ложиться после зачётных попаданий, либо должна быть возможность принудительно положить их ударами или борьбой. Положить ударами… Хмм… Что там с допустимым уровнем безопасности? Нормально? Видимо, критерии нормальности у всех разные.

 

Разводные форматы

В разводных форматах бой прерывается после совершения зачётных действий. За действия выносятся оговоренные оценки, после чего, поединок продолжается как новый эпизод с исходных (как правило) позиций. Так продолжается, пока кто-то первый не наберет нужную для победы сумму оценок или не закончится отведенное на поединок время. Во втором случае, обычно, победа будет за тем, у кого оценки выше.

Размер оценок в разных версиях Правил может отличаться:

· Может подразумевается, что выполнения любого опережающего зачётного действия уже достаточно для победы в сходе и оценка ответного удара исключена. В этом случае, за каждую такую промежуточную победу даётся 1 балл (оценки в очках мне не нравятся). Одновременные (единомоментные) результативные действия могут оцениваться по-разному. Или как ничья, где каждый получает по одному баллу, или как безоценочные незачетные действия. Весь поединок может идти до набора трёх или больше баллов (до 10-15). Может быть вариант и всего одного схода. Ничья 1-1 там будет означать обоюдный проигрыш.

· Есть Правила, где результативные действия дифференцируются по своей значимости (шкала оценок). «Самые значимые» получают максимальную оценку, например, 3 (или 2) балла. «Менее значимые» - 2 или 1 балл (аналогично градации иппон, вадзаари, юкко). Поединок может продолжаться до набора:

а) Максимально возможной единичной оценки (например, 3-х баллов), что можно выразить формулой "один бой - одна жизнь". Количество сходов будет небольшое, можно уложиться в один.

б) Большей суммы, без всякой привязки к условным жизням. Количество баллов, которое можно набрать за один сход, обычно, ограничено и сходов может быть много. Но бывает, что нужную сумму можно набрать одной серией ударов.

В любительских версиях Правил есть и не стандартные варианты. Например, не суммирование оценок, а вычитание их из выделенного на весь турнир лимита "жизненных сил".

Иногда в разводной формат включают длительные безразводные фрагменты. Остановка и оценка происходит только после совершения и выделения зачётного действия (или суммы действий) из неоцениваемых незачётных. Это вполне совместимо с оценкой схода в 1 балл по опережающему зачётному удару (хоть и выглядит не всегда понятно). Ещё непонятнее это выглядит при попытках учитывать в безразводных фрагментах дифференцированные оценки и двоякие толкования разменов (одни размены считаем, другие не считаем). Видимо, есть судьи, у которых вместо мозга суперкомпьютер и глаз различает движения со скоростью от 60 кадров в секунду и выше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: