Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения
Заочное отделение
Кафедра Искусствознания
Контрольная работа по истории русской литературы
Выполнила студентка Буликану Алёна
Специальность «Продюсерство кино и тв»
2-ой курс
Преподаватель
К.ф.н., доцент
Н.Г.Федосеенко
Санкт-Петербург 2012
Основные вехи, проблемы и категории в истории литературы начала XIX века.
1. А.С.Пушкин писал о романе «Евгений Онегин»: «Я пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». В чём «дьявольская разница» романа в стихах с прозаическим романом?
Стихотворная форма придает "Евгению Онегину" черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом использует и другие способы выражения своих мыслей: ритм, звуки. Они придают произведению насыщенность, яркость и образность, заставляют глубже понять переживания и чувства героев. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая передает идею поэта, его волнения, его отношения к каждому отдельному герою и моменту романа. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретает в стихах особую убедительность.
Пушкин создал особую форму для своего лирического романа. Стихи не текут непрерывным потоком, как почти во всех его поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек - строфы, по четырнадцать стихов (строк) в каждой, с постоянно повторяющимся расположением рифм - так называемая "Онегинская строфа", которая состоит из четырнадцати стихов четырехстопного ямба. Эти стихи делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие (заключительное).
|
2. Приведите примеры, какие «роли» играет автор в «Евгении Онегине» (создатель романа, лирик, друг Онегина, пейзажист и т.д.)
Обычно роль автора ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» не только повествователь, но и один из героев произведения. Он выступает как очевидец и собеседник, это придает описываемым событиям необыкновенную достоверность, читатель слышит голос лирического героя с первых и до последних строк романа.
Автор — живой персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Знакомя читателей с Онегиным, он называет его "добрый мой приятель", затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли.
«Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня».
Кроме того, автор помогает нам понять героев, оценить их поступки, определить свое отношение к ним. Пушкин публично признается в любви к Татьяне: "Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!"
Автор рассказывает не только о героях романа, но и о себе. Однако он просит не смешивать его с героем:
«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной».
В лирических отступлениях Пушкин говорит о своих вкусах и взглядах на жизнь. Роман в стихах благодаря этому превращается и в роман-дневник, и становится невозможно понять где литература, а где действительность.
3. Почему Печорина называют «лишним человеком»? Попробуйте дать определение, кто такой «лишний человек»?
Лишний человек это человек имеющий значительные способности, но который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе, в основном проводит время за праздными развлечениями. Ему присуще отчуждение от России, от родной среды, чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм. Такой стиль жизни приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев Тургенева.
|
Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого. Таких как Печорин, общество не любит, так как они хотят и пытаются внести свою поправку в жизнь общества или даже управлять им. Все герои романа сначала относятся к нему нейтрально, а иногда просто не замечают, а потом же просто «возненавидят» его. Еще Печорин обладает таким странным свойством «рушить» судьбы и даже быть «причиной» смерти некоторых героев романа. Возможно, поэтому многие герои романа к нему плохо относятся и просто считают его «лишним» в их жизни (таково мнение «водяного общества» романа).
4. Почему Н.В.Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
Н. В. Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа над которой длилась около 17 лет, главным произведением своей жизни. Он употребил термин «поэма» как синоним термина «эпопея», задумав создать большое трехчастное произведение. После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома.
|
5. Подумайте, как связан эпиграф к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» с «немой сценой»
Эпиграфом комедии «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» по смыслу тесно связан со словами, которые Гоголь дал городничему в его последнем монологе— «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!». Автор подчёркивает, что каждый характер взят из жизни и за каждым героем «Ревизора» скрывается целая галерея подобных людей. Именно «кривые рожи» основных действующих лиц, а также всех тех, кто спрятан в характерах и лицах героев, мы и видим в «немой сцене».
2) Основные имена, вопросы и проблемы в литературе второй половины XIX века.
1. Почему Евгения Базарова называют «новым человеком»?
Евгений Базаров — герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. Базаров — новый человек, представитель “нигилистов”, новой волны, нового времени и он до конца остается верен своим убеждениям.
Человек из народа, внук дьячка, пахавшего землю, сын бедного уездного лекаря, студент, Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Он натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли.
2. Как вы думаете, почему Добролюбов назвал пьесы А.Н.Островского «пьесами жизни»?
Н.А. Добролюбов назвал произведения А.Н. Островского “пьесами жизни”, потому что в центре каждой пьесы писателя лежит какой-то конфликт — между правдой, совестью, чистотой и низостью, жестокостью, жаждой власти и денег. Эти конфликты и противоречия возникали и будут возникать во все времена, в любом обществе, потому что они не зависят от того или иного общественного устройства и всегда оказываются злободневными. Автор в своих пьесах ставит вечные вопросы о смысле жизни, о любви, о счастье, о моральных, нравственных ценностях. И с помощью своих героев, их судеб пытается дать ответы на все эти вопросы. Каждый персонаж имеет свою историю, говорит своим языком, несет в себе характерные черты своего круга, эпохи, общества.
3. В чём необычность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина?
Необычность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина в фольклорных традициях. Связь с фольклором устанавливается с помощью традиционного “жил-был”, которое является в сказке зачином. Писатель также употребляет присказки (“По щучьему велению, по моему хотению...”), обращается к народным изречениям, поданным в социально-политическом истолковании.
Во всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика всегда основана на реальных событиях. В них отразилось все русское общество, все и социальные силы России. Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий помещик”), либерализма (“Премудрый пискарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”).
4. Какие жанры использовал Н.А.Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Н.А.Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» как эпическую поэму. Однако сама изображаемая действительность и отношение к ней автора, обусловили применение в поэме самых разнообразных приемов и средств, характерных не только для эпических, но и для лирических и драматургических жанров. В жанровом отношении она получилась не похожа ни на одну из известных русских поэм. Некрасов объединил черты «крестьянской» поэмы, изображающей жизнь мужика, сатирического обозрения, рисующего врагов народа, и героико-революционной поэмы, раскрывающей образы борцов за народное счастье. При этом «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литературе первой половины XX в.
5. Можно ли халат Обломова считать значимой деталью сюжета?
Описывая своих героев и их быт, И. А. Гончаров использует мелкие, выразительные, запоминающиеся детали, которые помогают нам лучше понять персонажей и их характер. Такой яркой деталью является халат главного героя в романе «Обломов». Халат в данном случае не просто одежда – это неотъемлемая часть быта Обломова. Халат то исчезает, то появляется вновь — в зависимости от жизненных обстоятельств своего хозяина. После знакомства с Ольгой Ильинской халат исчезает («Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами»). Обломов «сидит... в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе...» Да и сам Обломов уже ведет совсем иной чем ранее образ жизни, «весел, напевает...». Но после разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторону халат вновь появляетс. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».
6. Как вы думаете, можно ли роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир» разделить на два романа «Война» и «Мир»?
Я думаю, что роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир» разделить на два романа «Война» и «Мир» невозможно, да и незачем. Слова «война» и «мир» в этой книге употреблены не только в своём постоянном значении, они также олицетворяют то, что происходит в душе каждого человека, какие-то внутренние переживания и борьбу. Кроме того «война и мир» это отношения между людьми, это ссоры, примирения и расставания. В книге очень плотно переплетены события, происходящие вокруг героев, и их отношения, их мысли, их личные «война и мир».
7. Существует мнение, что слово преступление в романе Ф,М,Достоевского означает «переступление». Как Вы это понимаете?
Я считаю, что слово преступление всегда означает «переступление». Совершая какое-либо преступление (а тем более убийство), человек переступает через себя, через то человеческое и гуманное, что есть в нём, он не обращает внимания на свою совесть и своё сердце.
Кроме того есть черта, которую человек не имеет права переступать ни при каких условиях и оговорках: никто, кроме Бога, давшего жизнь человеку, не может лишить его жизни. Преступив эту черту, Раскольников сталкивается с неотвратимыми последствиями преступления.
8. Поразмышляйте на примере одного рассказа А.П. Чехова, в чём необычность героев, авторского повествования, сюжета, композиции.
В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» необычна сама схема повествования: рассказ идет от третьего лица, в качестве рассказчика выступает учитель гимназии Буркин, который описывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому жизнь учителя древнегреческого языка Беликова. Это дает читателям возможность глубже понять основную мысль произведения, примерить образы и ситуации на современное общество.
В начале рассказа Буркин дает полную характеристику Беликову: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главное опасение Беликова — это «как бы чего не вышло ». Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство. «Футлярный» облик героя превращается в “футлярный” образ мысли, чувства и в конечном итоге существования. Образ Беликова — «человека в футляре», фигуры комической, почти карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при жизни Чехова.