Правовая реальность как статика и динамика




В зависимости от принадлежности к тем или иным правовым школам и направлениям под правовой реальностью принято понимать: во-первых, правовые нормы (нормативизм); во-вторых, правоотношения (социологизм); в-третьих, правовые эмоции и переживания (психологизм).

В рамках же философско-правового подхода все выше названные интерпретации правовой реальности как бы снимаются, синтезируются, рассматриваются как моменты (аспекты) единой объяснительной модели правовой реальности.

Саму же правовую реальность можно структурировать на основе выявления ее «статической» и «динамической» ипостасей.

С точки зрения «статики» правовая реальность есть взаимосвязь двух ее ключевых элементов – естественного права и позитивного права. В данном контексте естественное право воплощает собой «сущность » – совокупность внутренне необходимых связей и процессов правовой реальности, а позитивное право – «существование» – основной способ поддержания, функционирования и развития необходимых связей и процессов правовой реальности. Именно рассмотрение структуры права с позиций философских категорий «сущность» и «существование» позволяет:

- осуществить морально-философское обоснование принципов справедливости и механизмов их реализации;

- обозначить магистральное направление решения проблемы соотношения права и власти с точки зрения легитимности последней.

По мнению В. Бачинина, основные различия между естественным правом и позитивным правом состоят в следующем.

1. Естественное право производно от строя мироздания и природы человека, а позитивное право – это искусственное создание, сотворенное людьми, преданным интересам государства. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

2. С помощью естественного права индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными первоначалами бытия. С помощью же позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.

3. Естественное право – это порождение цивилизации и культуры, а позитивное право – это продукт государственности. Таким образом, естественное право зарождается раньше позитивного права.

4. В отличии от позитивного права естественно-правовые нормы выражены как в юридических документах, так и в виде неписанных обычаев и традиций, религиозных и этических требований.

2. Права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство принадлежат ему изначально и безусловно (естественное право). Свободы и права человек получает из рук государства, которое может не только дать права, но и отнять их (позитивное право)

6. Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования, а позитивное право опирается на волю государства. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость – универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка, Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.

Следовательно, соотношение бытия и существования права, сущности права и правовых явлений реализуется в правовом принципе формального равенства и форм его осуществления. Другими словами, здесь речь идет о динамической структуре правовой реальности.

Динамику правовой реальности выражают следующие формы бытия права и, соответственно, правовые концепты:

а) право как идея – продукт человеческого разума (теории естественного права);

б) право как норма – порожденные государством законы (правовой позитивизм);

в) право как социальная реальность – взаимодействия социальных субъектов (правовая жизнь).

Данные формы аналогичны таким формам бытия права, как: (1) правосознание; (2) правовые нормы; (3) правоотношения.

Право как идея. Минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия есть идеальное содержание (идея) права. Это говорит о том, что идея предшествует праву. Идея права обладает лишь потенциальной действительностью, но эта потенциальность столь существенна, что задает нормативную силу позитивному праву.

В структурном плане идея права предполагает:

а) информацию о том, кто способен быть субъектом права, т.е. кто умеет отличить ценное от неценного (антропологический компонгент);

б) ценность справедливости (аксиологическийкомпонент);

в) долженствование, единство прав и обязанностей (деонтологический компонент).

Право как норма. Закон это конкретно-общие, формально-позитивные правовые нормы. Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию правовых идей и принципов, но еще не является правом во всей его полноте. Закон – это общая норма для множества возможных случаев. Закон существует как суждение о должном. Закон действует как законодательный акт, или система законодательства (его внешняя форма, которая устанавливается субъектом власти, коренится в авторитете законодателя. Правовой закон призван обеспечить формальное равенство, что подразумевает следующие формы его бытия:

а) правовые нормы – правила поведения субъектов права;

б) правоотношения – взаимоотношения формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права;

в) правосознание – осознание смысла и требований права членами данного правового сообщества;

г) правосубъектность – признание индивидов (их объединений, союзов) формально равными, свободными, независимыми друг от друга субъектами правового типа общения;

д) правовые процедуры – равный и справедливый порядок приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъектами.

Право как социальная реальность. Процесс социальных взаимодействий – это правореализация как стадия в осуществлении права. Центральная фигура этого процесса – субъект как исполнитель нормы в его отношении к другим людям. Эти отношения оказываются возможными при наличии определенных способностей, качеств человека. Основным качеством субъекта права является способность признания идеи права и способность психически волевого признания нормы либо желательной, либо нежелательной для данного субъекта.

Можно выделить три уровня психически волевого отношения субъекта к норме:

а) низший – желание нарушить норму;

б) средний – желание подчиниться норме (по причине пользы или боязни наказания);

в) высший – всецелое признание выраженной в норме ценности.

Именно социальные субъекты (люди и их объединения) осуществляют идею права и оказывают влияние на жизнь. А формой такого осуществления оказывается правомерное поведение. Осуществление права есть правопорядок, ибо здесь право как должное переходит в социальную жизнь. Поэтому наиболее конкретной формой бытия права являются правильные действия и решения в конкретной ситуации самого субъекта права.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Что такое онтология?

2. Что выступает онтологическими основами права?

3. Как соотносятся понятия «право» и «правовая реальность»?

4. Как соотносится должное и сущее в праве?

5. Что подразумевает идея права?

6. Как трактуется преступление с точки зрения онтологической реальности?

7. Мир права – это мир долженствования или мир существования? Обоснуйте свой выбор.

8. Как трактуется преступление с точки зрения деонтологической реальности?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: