Ценности в праве и право как ценность




Теория ценностей (аксиология) пронизывает область права, позволяя выявить отражаемые им идеалы, т.е. понять право как духовно-практическое средство освоения мира людьми.

Правововые ценности и оценки имеют регулятивное значение, а правовые нормы приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Ценности – это убеждения и предпочтения, не опирающиеся на эмпирическую основу и, следовательно, не подлежащие логической, эмпирической проверке (в отличие от знания). Ценности составляют смысловой центр бытия человека в мире, ибо они воплощают то, что человек хочет ради себя самого, а не ради другого. Ценностные ориентации – это направленность установки субъекта на определенные ценности, а оценки – процедуры выбора на основе ценностей. Правотворчество и реализация права есть человеческая деятельность с ярко выраженным оценочным характером.

Возникновение юридически-аксиологического подхода связано с естественно-правовыми воззрениями, т.е. с различением естественного права и позитивного права. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей – специфическая форма правового долженствования, отличная от других форм (мораль, религия и т.д.) долженствования и ценностных форм. Именно благодаря ценностям формируются дозволения, запреты и долженствования, что означает снятие момента безразличия в поведении правового субъекта.

Статус ценностей в праве имеют материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Ценности одновременно являются идеалами, которые реализуются на основе человеческой практики. В свою очередь идеалы представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека приобретают статус важных ценностей. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность. Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности и составляют то, что есть образ права.

В современном цивилизованном обществе право выступает не только как «инструментальная» ценность, т.е. как средство разрешения общественных противоречий, но и как «собственная» ценность, т.е. как социально организованная форма, обеспечивающая воспроизводство правовых состояний правовыми средствами и тем самым способствующая созданию больших возможностей и большей свободы для (само)развития человека и общества. Правовые ценности являются деонтическими ценностями, т.е. имеют четко выраженный предписывающий характер. В отличие от других деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством.

В то же время как и любые деонтические ценности правовые ценности носят вероятностный характер, что связано с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами тех или иных вариантов поведения. Нужно также учитывать относительный характер правовых ценностей, так как, во-первых, разные типы культур приписываю праву неодинаковую ценность; во-вторых, ценность каждой правовой нормы определяется конкретно исторически; в-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права и соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Правовые ценности существуют в рамках:

- правового сознания, т.е. санкционированных обществом обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве;

- предметно-воплощенных ценностей, т.е. правовых идеалов, закрепленных в нормативных актах, конституциях и законах;

- личностных (экзистенциальных) ценностей, т.е. индивидуальных представлений о благах, правах и пределах желаний.

Право как форма свободы

Говоря о свободе, целесообразно, во-первых, разделять «юридическую» свободу и «фактическую» свободу; во-вторых, учитывать условность деления на «внутреннюю» и «внешнюю» свободу; в-третьих, выделять два типа свободы – «свободу от» (негативную свободу) и «свободу для» (позитивную свободу)

Юридическая (правовая) свобода – это разрешение совершать определенные действия без учета его (разрешения) соответствия реальной возможности. Это говорит о формальной сути юридического определения свободы. Фактическая свобода сводится к возможности делать то, что хочешь. Если юридическая свобода подразумевает свободу выбора, то фактическая свобода – средства, необходимые для реализации воли человека.

Внутренняя свобода есть освобождение человека от собственных предубеждений, представлений и образов. С точки зрения права это означает, что человек отчетливо представляет меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости. Внешняя свобода – это средства, способы и формы обозначения от имени гражданского общества и государства границ, пределов и ограничений, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться. Эти пределы и ограничения присутствуют не только в юридических законах запретительного характера, но и в самом факте сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами. Ни один человек не обладает идеей о собственной свободе, если он не обладает идеей о свободе других (Г. Гегель).

«Свобода от» (негативная свобода) – это определенная зона выбора индивидом идей и действий без возможности натолкнуться на ограничения и репрессии. «Свобода от» не самоцель, а условие саморазвития. «Свобода для» (позитивная свобода) – это действие в соответствии с собственной системой ценностей и собственными целями.

Право фиксирует объективно результативным и общепризнанным образом то, что волен делать человек, т.е. совокупность общественных и частных свобод. Поэтому право есть показатель степени самосозидания свободы в данном обществе.

По мнению великих философов, миссия права применительно к свободе проявляется двояко: во-первых, как установление ограничений для свободы и, во-вторых, как правовое устройство (позитивное право), определяющее и обеспечивающее свободу. Право не просто всеобщий масштаб или равная мера свободы индивидов. Свободные индивиды – суть и смысл права, ибо без этого не может быть действительно индивидуальных (коллективных институциональных и т.д.) субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: