ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ: ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ




ИВАНКИНАН.К.

Методика обучения грамоте является самой древней частью методической науки. Она имеет богатую историю. В русской школе в разные исторические эпохи применяли различные методы обучения грамоте: от буквослагательного до метода целых слов. Методика обучения грамоте все время вела и ведет поиски наиболее эффективных приемов обучения учащихся навыкам чтения и письма. Традиционно буквари начала ХХ века содержали около 60 страниц, при этом они обучали детей чтению не только на русском, но и на церковнославянском языке. Буквари и азбуки середины ХIХ векабыли составлены в соответствии со звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, который впервые предложил К.Д. Ушинский. В современных учебниках эта традиция сохраняется. Во всяком случае, все авторы первых учебных книг заявляют о том, что процесс обучения грамоте организован в соответствии с методом, разработанным К.Д. Ушинским. Анализ и синтез также традиционно являются ведущими приёмами обучения грамоте.

Научные поиски исследователей в разное время шли в различных направлениях: в направлении изучения з вуковой стороны родного языка; в аспекте рассмотрения психологических характеристик чтения и письма как сложных речевых навыков. Все проведенные ранее исследования составляют сейчас базу для теории методики обучения грамоте, их результаты являются сегодня основой построения новых систем обучения грамоте. Тем не менее, поисковая активность в направлении совершенствования методических подходов и приемов доныне очень велика[4].

В настоящее время начальная школа располагает целой серией азбук и букварей разных авторов. Однако в современных теоретических подходах, а также и в практике обучения первоначальному чтению и письму, обнаруживаются новые черты. Попробуем их охарактеризовать.

1) Обучение грамоте сегодня – прерогатива начальной школы. Однако и в ДОУ сейчас многие программы предполагают обучение чтению и письму детей подготовительной группы. Это приводит к дублированию процесса обучения грамоте в первом классе начальной школы. К сожалению, до сих пор нет чёткой позиции о том, сколько и в каком объёме следует вводить материал по обучению грамоте в ДОУ, нужны ли учебники для дошкольников. Вопросы преемственности между детским садом и первым классом начальной школы остаются открытыми.

2) Сегодня в первый класс часто приходят дети, в той или иной мере уже владеющие навыком чтения. Большинство детей знают буквы русского алфавита, а часто и буквы других алфавитов; некоторые умеют читать по слогам; отдельные дети владеют навыком медленного чтения целыми словами, наконец, все чаще можно обнаружить хорошо читающих детей – тех, которые уверенно пользуются навыком чтения: самостоятельно читают книги, ориентируются с помощью навыка чтения в окружающей действительности (читают диалоги в компьютерных играх, рекламу, объявления и вывески, ярлыки на товарахи т.д.). Все это свидетельствует о том, что дети активно осваивают современную образовательную среду: окружающую их «графическую действительность» [4].

3) Социальная ситуация развития современного ребенка чрезвычайно благоприятна для пополнения его собственного образовательного ресурса. Этому способствует большой образовательный потенциал современного социума, в том числе и высокий образовательный уровень родителей, которые часто могут оказать необходимую помощь своим детям в деле приобретения первоначальных навыков чтения.

4) Ещё одно яркое новое явление: с годами все чаще в практике обучения детей чтению фиксируются случаи самостоятельного овладения ребенком навыком чтения (навыком письма – реже). Этому способствуют развивающие игры, кубики с буквами, специальные детские книги, типа «Букварёнок» Г. Н. Юдина (2011), «Азбучные сказки» М.С. Аромштом (2005), «Обучение грамоте в игровой форме» И.А. Быковой (2005) и др. На это явление первым обратил внимание М.Р. Львов.

Эти факторы, а также уровень развития научного знаниядолжны были, видимо, вызвать в теории и практике обучения детей грамоте соответствующие изменения: уменьшение объема учебников для обучения первоначальному чтению – букварей и азбук; сокращение времени, отводимого для формирования первоначальных навыков грамоты. Однако в практике обучения детей грамоте мы видим сегодня прямо противоположные явления. По времени процесс обучения грамоте не только не сократился, но, напротив, увеличился вдвое. Не изменился он и с точки зрения затрачиваемых учащимися и учителем усилий. С каждым годом буквари становятся все больше по объему – 100,150, 200 страниц, нередко это большеформатные книги, поэтому они тяжелы для первоклассника. Правда, во многих УМК учебники для первоначального чтения издаются в двух или трёх частях. Приведём примеры азбук, в который увеличен объем учебного материала.

Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. 1 класс. Учебник. В двух частях. Часть 1. М.: Вентана – Граф, 2009. – 128 с.

Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. 2 класс. Учебник. В двух частях. Часть 2. М.: Вентана – Граф, 2009. – 128 с.

Комментарий: если суммировать количество страниц, то общий объём учебника (1 класс!) составляет 256 страниц. По мнению родителей первоклассников, учебник тяжёлый и такой большой, что с трудом умещается на парте.

В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Изд-во Вита – Пресс, 2010. – 112 с.

В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Изд-во Вита – Пресс, 2010. – 112 с.

Комментарий: даже при беглом просмотре нетрудно заметить, что этот букварь также содержит более двухсот страниц.

Нечаева Н.В., Белорусец К. С. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению для первого класса. Самара: Издательство: «Дом Фёдорова», 2010. –112 с.

Комментарий: учебник большеформатный, тяжёлый. Масса учебника составляет 470 г.

Бетенькова Н. М. Азбука для 1-го класса четырехлетней начальной школы. Часть 1 /Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 112 с.

Бетенькова Н. М. Азбука для 1-го класса четырехлетней начальной школы. Часть 2. /Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин. – Смоленск: АссоциацияХХI век, 2006. – 96 с.

Комментарий: Как видим, учебник тоже объёмный. Хотя по содержанию доступный и интересный.

5) Ещё одна отличительная черта современной методики обучения грамоте. Буквари содержат много нового материала, не всегда имеющего отношения к процессу формирования первоначального навыка чтения. Во всяком случае, информация о видах и формах речи, речевом этикете, излишняя терминология – всё это следует, как нам кажется, перенести на курс русского языка, начиная со второго класса.

6) К сожалению, составители современных букварей (и азбук) не ориентированы на уровень подготовки детей к школе и не предполагают учитывать, а тем более, использовать в процессе обучения грамоте информационную культуру, окружающую ребёнка в ХХI веке. Следовательно, ни один существующий букварь, а значит, ни одна технология обучения первоначальному механизму чтения не ориентированы на использование дошкольного опыта ребенка. Далее, несмотря на возросший объем, современные буквари почему-то не могут предоставить учащимся достаточного материала для овладения грамотой, иначе зачем почти каждый букварь и азбука имеет приложение – книжечку текстов для чтения («Букварёнок», «Читалочка» и др.). Все это не способствует становлению у первоклассника учебной мотивации, любви и уважения к книге и к процессу чтения в целом.

7) Вопрос об отборе лексико-орфографических единиц неизбежно вставал во все времена в качестве одного из основных перед авторами и составителями азбуки букварей. Обратимся к истории методики обучения грамоте. Ведь, как известно, трудно понять настоящее и прогнозировать будущее, если не знаешь прошлого. «Прошлое» методики обучения грамоте в начальной школе до сих пор питает современную методику идеями целесообразного обучения грамоте первоклассников, таит в себе интересные приёмы обучения. Во многих учебниках 19 века, предназначенных для младшего школьного возраста, подбор слов оказывался весьма удачным, так как строился на основе субъективных представлений о встречаемости этих единиц в устной и письменной речи носителей языка и необходимости их для речевого общения. Это положение блестяще демонстрирует учебник К.Д. Ушинского «Родное слово. Год первый» (1864). Причём, как отмечали современники Ушинского и утверждают современные ученые-методисты, методика работы с лексическими единицами, тематическими группами слов, предложенная великим методистом, легко воспроизводима, так как построена с учётом основных дидактических принципов обучения и открывает ребенку мир во всех его красках.Обратимся к современной практике накопления и освоения лексики родного языка в первом классе. Анализ букварей и азбук последнего десятилетия показывает, что современные авторы и составители учебников предлагают интересный отбор лексики. Авторы, опираясь на методические положения Ушинского, справедливо считают, что первоклассникам наиболее близки и понятны тематические группы слов. Тематические группы создаются единством темы, которая закреплена в содержании слов. Азбуки и буквари знакомят детей с многозначными словами, синонимами, антонимами. Однако той монолитной системы по освоению лексических единиц, которую предложил К.Д. Ушинский, в современных учебниках мы не находим. Более того, по нашим наблюдениям, в некоторых учебниках для первоначального чтения наблюдается некоторая небрежность, непродуманность в отборе лексического состава букварей и прописей. Так, например, авторы учебника «Моя любимая азбука» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) предлагают довольно оригинальные лексические пласты и учебные тексты. Страницы учебника и прописей «Мои волшебные пальчики» содержат не всегда актуальную для современных первоклассников лексику. Вот, например, какие первые слова должен читать и осознавать шестилетний школьник.

рог порт топор пирог

Рот торт топот пироги

пот торг ропот грог

топ грот потоп порог («Моя любимая Азбука», с. 38).

Примечательно то, что первое слово, которое ребёнок пишет в прописи (впервые в жизни!), не «мама», «родина», а «топор». Затем идут слова: «грот», «торг», «ропот», «ритор». (См.: Пропись № 2, с.7).

Выводы: читательская самостоятельность, интерес к книге закладывается уже в первом классе. Именно поэтому первые учебные книги должны соответствовать научным принципам составления учебников. Букварь (азбука) должен быть написан так, чтобы его содержательное развертывание отвечало образовательным потребностям любого ученика, т.е. чтобы каждый ребенок мог работать по нему адекватно своим способностям и с неослабевающим интересом, имел возможность дифференцированно подходить к учебному материалу. Немаловажно и то, что содержание учебного материала должно быть понятно учителям и родителям. Учитель не должен предъявлять ребёнку чрезмерных требований: усвоить то, что преждевременно его возрасту, ибо «дитя может потерять веру в свои собственные силы, а эта неуверенность может в нём так укорениться, что надолго замедлит успехи в учении» [5]. Высказанные методистом более ста сорока лет тому назад мысли актуальны и в наши дни, когда маятник соотношения теории и практики качнулся в сторону теории, поскольку даже в азбуках и букварях (первых учебных книгах) теория превалирует над практикой.

В современной теории и практике обучения детей русской грамоте наблюдаются явные кризисные явления, которые накапливались не одно десятилетие. Новые явления в современном процессе теории и практики обучения грамоте требуют тщательного исследования.

Литература:

1. Бетенькова Н.М. Азбука: Для 1-го кл.четырёхлет.нач.шк. Часть 1. /Н.М. Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1век, 2004. – 112 с.

2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Моя любимая Азбука. Учебник для первоклассников. –Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2004.- 160 с.

3. Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Прописи для первоклассников к учебнику «Моя любимая азбука в 5-ти тетрадях / Под ред.Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Тетрадь № 2. Изд. 2-е, испр. – М.:»Баласс», 2004.- 32 с.

4..Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. Монография. М.: АПКиППРО, 2006. 100с.

5. Ушинский К.Д. Родное слово. Год первый. (Книга для учащих): Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово». – Спб.: Тип. Глав.арт. упр., 1864.-91 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: