Была разработана для росписи внутренних поверхностей куполов. Иногда её называют купольной перспективой.
Точка зрения при сферической перспективе находится внизу под куполом здания.
Главная вертикаль и линия горизонта будут строго прямыми, так же, как и линии глубины, имеющие точку схода в главной точке. Все остальные линии будут всё более изгибаться по мере удаления от главной точки. Каждая линия, которая не проходит через центр, является полуэллипсом.
В противовес классической перспективе, угол обзора которой ограничен 30 градусами (от-15 до +15), сферическая перспектива позволяет увеличить поле обзора до до 180 градусов (от – 90 до + 90), как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении (и, даже, в любом направлении по косой); каждая точка реального пространства представлена картинкой на полусфере, центом которой является глаз наблюдателя.
Пример росписи купола Собор преподобного Исаакия Далматского в Санкт –Петерурге (построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана) выполненная знаменитым русским художником К. П. Брюлловым.
Обратная перспектива.
Этот вид перспективы применялся для создания икон и фресок в византийской и древнерусской живописи. Довольно долго считалось, что это не вид перспективы, а простое неумение художников изображать окружающий их мир. Но ряд исследователей доказали, что этот вид перспективы имеет математическое описание. При обратной перспективе предметы увеличиваются по мере удаления от зрителя, а точка схода находится не на линии горизонта, а внутри зрителя. Картина имеет несколько горизонтов и точек зрения. Вся система обратной перспективы как бы концентрирует внимание на сути явления, вводит нас в духовное пространство. Заставляет нас видеть предметы в непривычном для нас виде, лишёнными материальной конкретности форм.
|
Андрей Рублёв «Святая Троица». (около1412 г.)
Воздушная перспектива.
Характеризуется уменьшением чёткости и ясности по мере удаления от наблюдателя. Исходя из этого, для передачи глубины пространства передние предметы имеют свой натуральный цвет и чёткость контуров предметов, а по мере удаления цвет начинает терять свою насыщенность и чёткость.
Воздушная перспектива состоит в том, чтобы создать иллюзию глубины благодаря постепенному ослабеванию цвета(тона), который как бы заволакивается дымкой по мере увеличения расстояния. Она (перспектива) играет на эффекте контраста между планами картины. Этот тип перспективы появляется в начале XV века у фламандских мастеров на севере Европы благодаря развитию масляной живописи. Ян ван Эйк (1390 – 1441) является, безусловно, первым из великих художников, кто использовал воздушную перспективу, также как и Patini(е)r, художник-пейзажист. Итальянцы изобрели линейную перспективу, фламандцы изобрели воздушную перспективу. У Патинира глубина связана с феноменом света. С одной стороны, по мере того как расстояние увеличивается, детали (детализация?) стремится к ослаблению вплоть до исчезновения С другой стороны, краски постепенно ослабевают и становятся более холодными. Цвет земли на переднем плане
Ян ван Эйк «Мадонна канцлера Ролена». 1435.г
становится голубым на втором и переходит в серо-голубой полупрозрачный на заднем плане. Леонардо да Винчи, сыграл важную роль в этом типе разработки живописного пространства, сделав очевидной глубину изображаемой сцены. До него этот принцип воздушных эффектов уже использовал Фуке (Fouquet)