Переход к нэпу — новая страница в культурной жизни страны. Коренным образом изменились материальные условия жизни. С 1921 г. начинают сильно сказываться последствия двух войн. Кризис в стране проявился во всех без исключения областях жизни.
Главным для страны явилось возрождение народного хозяйства Решение этой задачи потребовало пойти на жертвы во всех иных областях, в том числе и культурной. Доля расходов на народное образование в государственном бюджете резко сократилась: с 10% в 1920 г. до 2—3 % в 1922 г Острая нехватка средств заставила государство перевести финансирование школ на местные бюджеты. Не помогла и такая непопулярная мера, как введение платы за обучение, которая покрывала 30 % расходов. К 1922 г. сеть начальных школ и вузов сократилась, количество учащихся уменьшилось. Прекратили свое существование почти 90 % изб-читален, 75 % всех клубов. Количество работников политпросвета составляло 10 тыс. чел., хотя еще в 1921 г. их насчитывалось 475 тыс. чел.
То, что случилось с культурой в 1922 г., должно было произойти неизбежно, так как небывалый размах культурного строительства в первые годы советской власти не соответствовал экономическим возможностям государства. НЭП обнажил те «узкие места», которые до поры удавалось закрывать с помощью характерных для «военного коммунизма» методов: мобилизации кадров, всеобщего энтузиазма, пайков, спецсредств и т. д. Однако культурная сфера нуждалась в постоянной материальной помощи со стороны государства.
Тенденции к оздоровлению хозяйственной жизни страны наметились в 1923 г. Была стабилизирована финансовая система, шло расширение экспорта, началось производство первых отечественных автомобилей. Городская перепись 1923 г. зафиксировала рост населения в городах, прекратился отток в деревню. Вначале 1927 г. численность горожан была на 6% выше довоенного уровня. Урбанизация потребовала увеличения расходов на школу и профессионально-техническое образование. С осени 1924 г. вернулись к государственному финансированию системы образования. Вместе с тем проблем было немало. Только 50 % учащихся обеспечивались учебниками и письменными принадлежностями.
Полиграфическая промышленность удовлетворяла потребности страны всего на 52—54 %. В результате строительства крупных полиграфкомбинатов и привлечения частных предприятий удалось решить и эту проблему. Значительно улучшилось снабжение канцтоварами. Благодаря американскому предпринимателю А. Хаммеру в стране развернулось собственное карандашное производство, часть продукции страна начала экспортировать в Англию, Турцию, Китай.
Удельный вес ассигнований на культуру, планирование которой началось при разработке первого 5-летнего плана, достиг в 1926—1927 гг. почти 20 % государственного бюджета, в том числе на народное просвещение — 10—11 %. Были созданы материальные условия для культурной революции в стране.
Ликвидация неграмотности. Государству активно помогала общественность. В 1923 г было создано общество «Долой неграмотность» (ОДН), председателем Центрального правления стал М. И. Калинин. Неграмотность среди населения страны в возрасте 35 лет предполагалось ликвидировать к 10-летию октября, было обучено 17 млн человек. По перекиси 1926 г., грамотных насчитывалось 51,5 %. Такие темпы не отвечали потребностям первой страны социализма. В 1928 г. по инициативе комсомола начался культпоход молодежи за полный ликбез. К работе подключились парторганизации. ЦК ВКП(б) в 1929 г. принял специальное постановление «О работе по ликвидации неграмотности», обязав коммунистов возглавить и этот фронт борьбы. К концу 20-х годов поступила очередная директива: превратить районы сплошной коллективизации в районы сплошной грамотности. В отчетных рапортах подведены оптимистические итоги: в начале 30-х годов в школах ликбеза обучалось около 40 млн чел., 13 национальных республик и областей достигли поставленной цели.
Стабилизация системы образования. Одновременно шла активная работа по стабилизации системы образования. К середине 20-х годов в школьном образовании сформировалась определенная система: начальная 4-летняя школа (1 ступень), 5—9-е классы (2 ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ).
Массовой формой подготовки кадров для предприятий стали фабрично-заводские училища (ФЗУ), где в основном учились дети рабочих. Появились в стране первые техникумы (индустриально-педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и т. д.) с трехлетним сроком обучения. Оправдывали себя и рабфаки, созданные в начале 20-х годов. Первые представители советской интеллигенции в основном прошли эту ступень, дающую надежные гарантии для будущей карьеры. За 20-е годы в стране была создана широкая сеть вузов, втузов, институтов и курсов повышения квалификации.
Были развернуты и другие формы подготовки специалистов. Одна из них — выдвиженчество из числа передовой молодежи. Недостаток профессионализма компенсировался организаторскими способностями и преданностью идеалам. Подготовка выдвиженцев шла через систему курсов, школ, вузов по очной и заочной формам.
Для руководящих кадров в конце 20-х годов была создана система совпартшкол 1-й и 2-й ступеней. Работали курсы красных директоров, преобразование затем в промакадемии. Первая промакадемия открылась в 1927 г. в Москве при ВСНХ СССР.
Наступление на идеологическом фронте было обусловлено традиционным недоверием власти к старым, дореволюционным специалистам. В них по-прежнему видели потенциальных врагов, способных предать идеалы социализма. Среди воинствующей молодежи появилось новое явление - «спецеедство». Устойчивая неприязнь к интеллигенции, вырабатывавшаяся веками, еще больше обострилась в условиях перехода к нэпу. Хотя для многих 1922 г. сулил большие надежды. Была вера, что все лишения, кровь, насилие, распад жизни и человеческих отношений - временные, что все это лишь трагический переход от одного состояния общества к другому, от прошлого к светлому будущему.
В эмиграции распространилось движение «сменовеховства», т. е. примирения с советской властью. На родину вернулось более 120 тыс. беженцев.
Нэп для многих в советской России стал помехой, и в первую очередь для новой касты людей — «совслужащих», количество которых увеличилось по сравнению с 1917 г. с 1 млн до 2,5 млн человек. Бюрократический аппарат безошибочно рассмотрел в возрождении свободного рынка смертельную угрозу своим партийным привилегиям. Но открыто атаковать нэп новый класс не решался: слишком очевидны были позитивные результаты. Наступление повели в той единственной сфере, где большевики считали себя непререкаемыми — в идеологии. Первой жертвой этого скрытного наступления на нэп стала интеллигенция.
Первыми жертвами борьбы с так называемой «внутренней эмиграцией» стали авторы сборника статей «Освальд Шпенглер и закат Европы» Н. Бердяев, Ф. Степун, Я. Букшпан и С. Франк. Следующий удар был нанесен Питириму Сорокину, которого, окрестили «крепостником, реакционером и дипломированным лакеем поповщины», решили выслать из страны. Для создания правовых основ предстоящей карательной акции Ленин 15 марта 1922 г. поручил наркому юстиции Д. И. Курскому найти формулировку, ставящуюдеятельность любых других партий в связь с международной буржуазией, и внести конкретные дополнения в уголовный кодекс: о замене расстрела в некоторых случаях высылкой за границу, расширенном применении расстрела (или изгнания) и расстреле за нелегальное возвращение из эмиграции. Новый уголовный кодекс вступил в силу уже 1 июня 1922. 19 мая Ленин направил инструкцию Ф. Э. Дзержинскому «о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции», с требованием «собрать систематические сведения» о всех подозрительных. А подозрительного в новой общественной атмосфере, созданной нэпом, было немало. В Москве по инициативе Н. Бердяева открылась Вольная академия духовной культуры. Возобновилось издание многих дореволюционных журналов: «Былое». «Голос минувшего», «Право и жизнь», «Вопросы философии и психологии», «Экономист», «Артельное дело». В эту короткую оттепель 1922 г. вышел первый номер альманаха «Шиповник», авторами которого были В. Ходасевич, Ф. Сологуб, А. Ахматова, Л. Леонов, Б. Зайцев, А. Эфрос и др. Активизировали свою деятельность частные издательства: «Берег», «Мысль», «Цех поэтов», «Парфенон». Центрами притяжения для интеллигенции стало Философское общество при Петроградском университете и аналогичные организации в Костроме, Саратове, Ростове-на-Дону.
«Опасные» течения были замечены на II Всероссийском съезде врачебных секций. Основные «осиные гнезда» инакомыслящих были обнаружены в Московском и Петроградском университетах, сельскохозяйственной академии и агрономическом институте, Московском высшем техническом училище и Петроградском политехническом институте, коммерческом и археологическом институтах. Чистке по признаку умственной полноценности подлежали правоведы и философы, историки и литераторы, агрономы и экономисты, инженеры и врачи. Особое негодование вызывали у власти бывшие деятели упраздненных партий (меньшевики, кадеты, эсеры), члены Всероссийского комитета помощи голодающим, репрессированные еще в 1921 г., и кооператоры, в том числе сотрудники кооперативных издательств «Задруга», «Агроном», «Берег».
Идею государственного погрому интеллигенции одобрила XII партконференция, обсуждавшая задачи партии в связи с возрождением буржуазной идеологии в стране.
В августе-сентябре 1922 г. по административному решению ОПТУ без суда и следствия за границубыло выслано около 200 человек. В их числе были общественные деятели С. Прокопович, Е. Кускова, А. Пешехонов, В. Водовозов; философы Н. Бердяев, П. Сорокин, С. Франк, И. Ильин, Б. Вышеславцев, Н. Лосский, С. Булгаков; профессора Б, Бруцкус, А. Кизеветтер, С. Мякотин, М. Новиков, Л. Карсавин, Г. Флоровский и многие другие.
В истории послереволюционной России это был первый случай, когда людей выдворяли с родины без их согласия. Независимая личность была опасна для новой власти. Непокорных изгнали за их самодостаточность и нежелание мириться с произволом.
Жертвами репрессий в 20-е годыстали также представители духовенства и рядовые верующие. Церковь большевики справедливо считали своим самым сильным идеологическим противником. Уже первые удары, нанесенные властью в 1918г. ослабили позиции русского православия. Церковь отделялась от государства, школа — от церкви. Решающая атака была предпринята в 1922 г., названном впоследствии годом «церковного террора». Под предлогом помощи голодающим Поволжья проводится изъятие церковных ценностей. 28 марта 1922 г. в «Известиях ЦК РКП(б)» был опубликован «список врагов народов», который возглавлял патриарх всея Руси Тихон. Всего за 1922 г. только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей, число жертв террора достигло 15 тыс. чел. Было ликвидировано свыше 700 монастырей, в Соловецком монастыре был создан СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения.
Трагедию РПЦ усугубляли внутрицерковный раскол и активная антирелигиозная пропаганда, проводимая в СССР. В 1925 г был создан «Союз безбожников», объединивший всех воинствующих атеистов. Пропагандистские успехи по ликвидации неграмотности и формированию новою человека были осмыслены не как преодоление, а как полное отрицание старого, в том числе и в культуре. А тут уже недалеко было и до ликвидации церковных и старопечатных книг и самих церквей и монастырей - «центров мракобесия», служителей культа, многих представителей «гнилой интеллигенции».
Стратегический результат был достигнут. Упреждающие удары по инакомыслию в 20-е годы заставили надолго замолчать советскую интеллигенцию.
На протяжении 20-х годов в обществе шла полемика: чем должно заниматься искусство. Споры соответствовали времени формирования командно-административной системы и закончились вместе с оформлением этой системы.
Идеологизация искусства, усиление его пропагандистского значения нагнетали накал страстей. В условиях малограмотности населения России, только начавшего приобщаться к богатствам культуры, идеи революционной непримиримости к инакомыслию приводили к крайне примитивным формам неприятия иной позиции, к вражде представителей разных творческий объединений.
Два полюса литературы и искусства - РАПП и «Перевал» - определяли противостояние двух систем ценностей, двух представлений о сущности искусства и его роли в жизни общества,
РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей (1925-1932) - была наиболее массовым литературным объединением. Основными печатными органами были журнал «На посту» (1923), а затем - «На литературном посту» (1925 г.). Деятельность РАППа носила открыто классовый пролетарский характер. Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубые кампании против писателей-«попутчиков»: М. Горького, С. Есенина, А. Толстого.
Против защитников «пролетарской чистоты» в искусстве выступил общественно-публицистический журнал «Красная новь» во главе с редактором А. Воронским. Его авторитет и статус кадрового революционера позволили некоторое время сдерживать атаки литературных экстремистов. Было создано творческое объединение «Перевал» (1922—1932), основной задачей которого стало развитие культуры на основе мирового классического наследия и гуманизма. Скрытый потенциал свободной личности привлекал не только перевальцев, он был близок и имажинистам, и «Серапионовым братьям», и М. Горькому, Б. Пастернаку. Подобное «интеллигентство» не прощалось, поэтому всех их вместе классовые ортодоксы окрестили «попутчиками», т. е. идущими не вместе, а параллельно.
Соперничество и вражда в творческой среде, «кабинетные» дрязги приводили к печальным последствиям. Со второй половины 20-х годов советская литература стала терять своеобразие, круг тем сужался. Наряду с талантливыми романами М. Горькою «Дело Артамоновых», Д. Фурманова «Чапаев», А. Фадеева «Разгром», М. Булгакова «Белая гвардия» и др. в литературу пришел серый поток бесцветных произведений, созданных в угоду низкохудожественному вкусу массового малограмотного читателя.
Культурные запросы пролетариата росли медленно. Запросы интеллигенции и всех «бывших» игнорировались. Все это не могло не отразиться на требованиях, предъявляемых властью к искусству. В резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925 г.) была поставлена задача создания произведений, рассчитанных на массового читателя. Это была уступка неразвитому сознанию масс. Вместо того чтобы ориентировать писателей на «подтягивание» культуры народа до понимания всех сложностей художественного образа, резолюция призывали «выработать соответствующую форму, понятную миллионам». Этим решением было положено начало идеологизации литературы и искусства, закреплялся партийный контроль над ними. Несмотря на то что в резолюции формально осуждались действия РАППа, звучал призыв к свободному творческому соревнованию, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей-«попутчиков» на сторону пролетарской идеологии, бороться с буржуазным влиянием в литературе. Объявленный плюрализм точек зрения на деле не осуществился.
В 20-е годы реконструкция искусства осуществлялась еще без видимого нажима со стороны государства. В живописи активно работало множество группировок и направлений: Ассоциация художников России (АХР, 1922 г.) — И. Бродский, Г. Ряжский, К. Юон; «Общество московских художников» (ОМХ, 1928) — Р. Фальк, И. Машков, А. Лентулов, И. Грабарь. В 1925 г. выпускниками первого советское художественного вуза - ВХУТЕМАСа - было основано «Общество художников-станковистов» (ОСТ). Работы «остовцев» (А. Дейнеки, Д. Штеренберга, А. Лабаса, Ю. Пименова, А. Тышлера и др.) были современны и по форме, и по содержанию. Безупречной профессиональной культурой, умелым сочетанием традиции и новизны отличались работы бывших мирискуссников и группы «Голубая роза» П. Кузнецова, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, создавших в 1924 г. новое «Общество художников 4 искусства».
Хотя в среде художников не было таких ожесточенных споров о ложном и истинном искусстве, как у писателей, однако к концу 20-х годов благодаря поддержке властей лидером стала АХР, выражавшая официальную точку зрения в живописи.
Постепенно отрабатывались критерии и в архитектуре. Еще полны были творческих идей архитекторы нового объединения АСНОВА (1923), Н. Ладовский, Н. Голосов, Н. Докучаев, Г. Магу и др. стремились найти и разработать не просто новые типы сооружений, они искали новый образ зодчества. В своих фантастических замыслах, игнорируя не только традиционные масштабы и формы, но даже конкретные технические возможности, архитекторы-новаторы искали новые идеи для преобразования окружающей среды. Большая часть этих замыслов стала достоянием «бумажной архитектуры» («Храм общения народа», «Дом Советов» (Совдом)).
Подчеркнутой функциональностью отличалось другое направление архитектуры 20-х годов - конструктивизм. Принцип конструктивизма, разработанный известным на Западе архитектором Ле Корбюзье, развивали в Советской России братья Л. А., В. А., А. А. Веснины и М. Гинзбург. Книга М. Гинзбурга «Стиль и эпоха» стала, по сути, манифестом этого направления в архитектуре. Творческое соревнование между «конструктивистами» и «рационалистами» в первой половине 20-х годов явилось мощным стимулом для создания блестящих проектов: Дворец труда, Дворец культуры им. Лихачева в Москве (бр. Веснины), павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 г. (К. Мельников), генеральный план реконструкции Москвы (А. Щусев и И. Жолтовский). Стремление перестроить советский быт вдохновляло многих художников-дизайнеров (В. Татлина, Л. Попову, А. Родченко, С. Степанову) на поиски современных моделей мебели, интерьера, тканей.
Успехов в своем развитии достигло искусство кино. Поддержанный властью советский кинематограф занял свое место в новой культуре. Начало «золотому десятилетию» Великого Немого положили документальные фильмы Дзиги Вертова («Шагай, Советы», «Шестая часть мира», «Человек с аппаратом») и Л. Кулешова («На Красном фронте», «Необычайные приключения мистера Виста в стране большевиков»), которые зафиксировали реальные события революционных лет. С середины 20-х годов сформировалась целая плеяда зрелых мастеров, создавших кинофильмы, достойные мировою уровня: С. М. Эйзенштейн («Броненосец Потемкин», «Октябрь»), А. П. Довженко («Звенигора», «Арсенал», «Земля»), В. И. Пудовкин («Мать»).
Новый импульс в своем развитии получил театр. Чувствовал себя «революцией мобилизованным и призванным» режиссер В. Э. Мейерхольд. От традиций «серебряного века» режиссер пришел к убеждению в необходимости реформ в театре. Первый спектакль, поставленный по-новому, — это «мистерия-Буфф» В. Маяковского в оформлении К. Малевича: занавес отсутствовал, сцены как таковой тоже не было, актеры проходили к публике, используя ее реакцию в своей игре. Мейерхольд в своих постановках применял принципы площадного театра средневековья, цирковых и кукольных представлений, активно заимствовал приемы итальянского народного театра масок commedia dell'a Arte и систему условностей восточных театров, в частности, японского театра Кабуки. Он создавал свой театр по образцу амфитеатров античности. Расположение рядов в зале должно было подчеркнуть равенство всех зрителей: никаких лож, партеров и галерок.
Создавали на сцене блестящие образцы драматического искусства («Дни Турбиных» М. Булгакова, «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева) и другие талантливые режиссеры: К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров. Для одних театр по-прежнему оставался прежде всею Домом актера, другие формировали режиссерский театр.
Таким образом, борьба за доступность и массовость в просвещении, приобщение к культуре рабочих и крестьян сопровождалась снижением качества и общего уровня культуры.
Фактически в 20-е годы начали закладываться основы советской художественной культуры. Интенсивные поиски новых форм и стилей, выработка новой эстетики в первой половине 10-летия создавали благоприятную почву для будущих творческих удач. Однако властное стремление ввести творческие искания в определенное русло вело к унификации и единообразию в искусстве.