Государственный бюджет и его структура




БЮДЖЕТ

Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе:

· бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений.

Государственный бюджет и его структура

Центральным звеном всей финансовой системы является государственный бюджет.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:

1. Доходы.

2. Полученные официальные трансферты (гранты) - выплаты из государственного бюджета.

3. Погашение кредитов, выданных из бюджета.

4. Расходы.

5. Кредитование.

6. Дефицит (профицит) бюджета

7. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).

Государственный бюджет — это смета (баланс) доходов и расходов государства.

По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный бюджет (госбюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения, задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные доходы государства формируются за счет бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые и неналоговые.

Налоговые поступления бюджета — прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления — различного рода платежи и сборы, например, от реализации государственных запасов, приватизации; доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной и предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных займов, доходы от реализации билетов денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости.

Бюджетные расходы — финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. За счет средств государственного бюджета финансируется содержание государственного аппарата, армии, судебных органов, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения. При превышении расходов бюджета над его доходами возникает бюджетный дефицит. Возникновение излишков расходов над доходами называется активным бюджетным дефицитом. Дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в результате сокращения экономической активности, получили название пассивных дефицитов. Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности в нужных средствах имеет несколько направлений. Это более эффективное и рациональное использование имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета и жесткий контроль над эмиссией — выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами. Бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними) в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом, или излишком.

Бюджетные нормы и нормативы - устанавливаемые органами власти размеры мобилизации средств в бюджет, финансирования расходов и межбюджетного перераспределения ресурсов. Б.н. и н. являются расчетными величинами, устанавливаемыми либо в процентах к базе расчета, либо в денежном выражении на единицу планирования.

По содержанию бюджетные нормы классифицируют на материальные и денежные; по источнику финансирования - на финансовые (рассчит. на все источники покрытия) и бюджетные (рассчит. на покрытие за счет бюджета); по методам построения и сфере применения - на индивидуальные (по отд. видам расходов), комбинированные (на единицу планирования в составе бюджетного учр-ния), укрупненные (на бюдж. учр-ние в целом); по методам утверждения -на обязательные (утверждаемые органами гос. власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции) и факультативные (устанавливаемые в ведомственном порядке финанс. органами, главными распорядителями бюджетных средств).

Бюджетные нормативы используются при планировании доходов бюджета (ставка налога, уровень собираемости налогов в бюджет), расчете предельного уровня дефицита бюджета, размеров гос. и муницип. долгов и расходов на их погашение и обслуживание (в % к ВВП или к объему расходов бюджета).

Бюджетная роспись - в РФ - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Параметры главного финансовго документа страны рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере 100 за баррель.

Проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

( Проект федерального бюджета на 2012г. и плановый период 2013-2014гг. будет рассмотрен в первом чтении 21 октября. Рассмотрение законопроекта во втором чтении состоится 18 ноября, в третьем - 22 ноября).

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

1.Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год определенны исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 58,683 трлн. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей.

(11, 78 трлн. руб.; предусматривается постепенное снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета и увеличение нефтегазовых доходов. Предполагается, что основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (31-34%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Прогноз доходов бюджета на ближайшие годы сформирован с учетом снижения предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть до 60% с 65%, установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в размере 66% от ставок пошлины на нефть. Также прогноз учитывает решение по отмене льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири. Кроме того, учитывается индексация (средство защиты от инфляции, привязка суммы контракта, кредита, зарплаты, пенсии, пособий, вкладов и т. п. к индексу потребительских цен) ставок акцизов на табак, алкоголь. Предполагается, что дополнительные доходы федерального бюджета за счет изменения налогового законодательства в 2012г. составят 198,1 млрд руб.)

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме (12, 656 трлн. руб.) 12 656 443 993,1 тыс. рублей.

(В ближайшие три года увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Также планируется значительный рост в 2012-2013гг. расходов в области социальной политики);

 

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро (около 13 % ВВП);

5) дефицит федерального бюджета в сумме 876 588 787,1 тыс. рублей (1,5 % ВВП; планируется, что дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности).

В 2012-2014гг. предполагается перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния будут использованы в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

Объём Резервного фонда, по оценкам правительства, на конец 2012 года составит 2, 22 трлн. руб. Обёъм Фонда национального благосостояния на конец 2012 года достигнет 2, 66 трлн. руб.

 

Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

1. доходы от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат зачислению:

1) в федеральный бюджет в 2012 году по нормативу 23 процента, в 2013 году по нормативу 28 процентов;

2) в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2012 году по нормативу 77 процентов, в 2013 году по нормативу 72 процента.

4. Доходы от федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу в размере 29,5 процента.

5. Установить, что зачисление в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от погашения задолженности по единому социальному налогу (соответствующим пеням и штрафам) осуществляется по нормативу 100 процентов в соответствующий бюджет по налоговой ставке, действовавшей до 1 января 2010 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: