Государственный кредит в Украине




Выпуск государственных ценных бумаг берет свое начало в Украине с 1994 года, когда был подписан Указ Президента Украины о выпуске государственных облигаций. 23 августа 1994 года было выдано постановление Кабинета Министров Украины «О выпуске облигаций внутреннего государственного долга». Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в Украине с 1996 г. 30 процентов дефицита государственного бюджета должно покрываться за счет размещения государственных ценных бумаг

С 15 июня 1994 г. согласно Указу Президента «О первоочередных мерах по компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания ценных бумаг и денежных сбережений» на территории Украины было приостановлено действие ценных бумаг бывшего СССР. В ноябре 1996 г. был принят Закон Украины «О государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины». На основании этого Закона установлены обязательства государства перед гражданами Украины в отношении государственных ценных бумаг бывшего СССР. Эти бумаги относятся на государственный внутренний долг Украины. Решением Конституционного суда Украины от 10 октября 2001 года положения ст. 7 Закона Украины «О государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины» признаны неконституционными в части возврата денежных средств населению «... в зависимости от возраста и других обстоятельств».

Выпуск облигаций внутреннего государственного займа (далее ОВГЗ – автор) в Украине начался с 1995 г. Согласно Закону Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» решение о выпуске государственных облигаций внутреннего займа принимает Кабинет Министров Украины, местного займа – местные советы.

Выпуск ОВГЗ осуществляет Министерство финансов Украины.

Основные характеристики ОВГЗ:

– эмитент – Министерство финансов; генеральный и платежный агент — НБУ;

– размещение ОВГЗ – на аукционах через коммерческие банки;

– самые распространенные сроки оборота выпущенных ОВГЗ – три, шесть, девять, двенадцать месяцев;

– покупатели ОВГЗ – физические лица (с 1997 г.) и юридические лица. Выплаты процентов и погашение ОВГЗ происходит, как правило, в сроки, установленные в условиях конкретного аукциона.

Право владения государственными облигациями в виде записей на счетах и системе электронного оборота ценных бумаг удостоверяют:

– для дилеров – выписки с их счетов в Национальном банке;

– для иных лиц – выписки с их счетов у дилера, удостоверенные подписью должностного лица и печатью дилера.

Коммерческие банки предоставляют своим клиентам услуги за операциями с ОВГЗ. Это, например, консультирование, покупка ОВГЗ по поручению и на условиях клиентов на первичном и вторичном рынках, продажа ОВГЗ на вторичном рынке.

За эти услуги банк берет определенные комиссионные.

В 1998 г. В Украине произведено выпуск конверсионных ОВГЗ со сроками погашения 36, 42, 48, 54 и 66 месяцев с целью замены на добровольных условиях ОВГЗ 1997 и 1998 г. Министерство финансов выступает от имени Кабинета Министров Украины гарантом своевременного погашения конверсионных облигаций и уплаты процентного дохода за ними.

Решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку 13 октября 1997 г. В Украине было утверждено Положение «О порядке выпуска и обращения облигаций местного займа». Эмитентом облигаций местного займа выступает соответствующий совет. Максимальный размер суммарной стоимости выпусков облигаций местного займа не должен превышать 30 процентов доходной части бюджета эмитента за предыдущий год.

Эмитент может реализовать свое право на выпуск облигаций местного займа, с момента регистрации информации о выпуске облигаций в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

В информации о выпуске облигаций местного займа указывается:

– данные о эмитенте (место нахождения, руководствующий состав, депутатский состав и результаты голосования о выпуске облигаций);

– финансовое состояние эмитента (выполнение бюджета за доходами и расходами за последние три года, поступление и использование внебюджетного фонда за последние три года, наличие просроченной кредиторской задолженности и по платежам в бюджет, пользование банковскими кредитами, предоставление займов за счет бюджета);

– информация о предыдущих выпусках облигаций местного займа;

– экономическое обоснование выпуска облигаций местного займа (ожидаемое поступление средств, структура денежных потоков, направление средств на погашение облигаций);

– сведения об эмиссии облигаций местного займа (цель и форма выпуска, общая сумма эмиссии, срок обращения облигаций, их реквизиты, начало и окончание подписки, порядок оплаты облигаций, уровень процентов за облигациями и механизм их начисления, смета затрат по обслуживанию местного займа).

В 1995-1997 гг. решение о выпуске местного займа было принято в 11 областях Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. принято Положение о порядке регистрации выпуска и проведения государственных денежных лотерей в Украине. Лотереи проводят агенты-предприятия, учреждения или организации, в том числе бюджетные, что получили от Министерства финансов Украины соответствующее свидетельство.

Государственные ценные бумаги - это государственные обязательства, которые выпускаются в документарной или электронной формах правительством, местными органами власти и отдельными государственными предприятиями с целью размещения займа и мобилизации денежных ресурсов в соответствующие бюджеты.

Самым распространенным видом государственных ценных бумаг являются облигации государственного займа.

Гарантийные обязательства государства перед иностранными бенефициарами образуют особую группу внешних финансовых обязательств государства, возникающих в случае неплатежеспособности резидентов-юридических лиц, и принимаемых на себя государством.

В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О государственном бюджете на 2002 год» запрещается предоставлять государственные гарантии при получении кредитов субъектами предпринимательской деятельности, кроме как по кредитам, предоставляемым международными финансовыми организациями или на условиях совместного финансирования вместе с международными финансовыми организациями, а также возвращение которых предусматривается за счет государственного бюджета по согласованию с Верховной Радой Украины.

Правовое регулирование привлечения дополнительных средств с мирового рынка ссудных капиталов должно стимулировать экономический рост государства. В то же время денежные средства, выделяемые международными финансовыми институтами, предоставляются под определенные условия, которые, в свою очередь, могут быть не только финансовыми, а и такими, которые определяют отдельные направления внутриполитической деятельности правительства. Выполнение данных условий может привести к формированию незащищенного внутреннего рынка, развитию только перерабатывающих отраслей экономики, увеличению социальной напряженности. В данных условиях необходимости привлечения средств с мирового рынка ссудных капиталов преимущества должны предоставляться прямым иностранным инвестициям.

Государственная денежно-кредитная политика не должна постоянно исходить из необходимости покрытия дефицита государственного долга лишь за счет денежной эмиссии и получения кредитов. Данная политика должна быть направлена на поиск источников поступлений в сфере реальной экономики, проводя эффективную и стимулирующую налоговую политику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: