Техника как специфически инженерный способ использования сил и





энергий природы. Хотя техника во все времена была основана на использо-


вании сил природы, но лишь в Новое время природа особо рассматривается


как неисчерпаемый источник материалов, сил, энергий и процессов, описы-


ваемых в науке как естественные феномены, поставленные на службу чело-


веку путем создания технических сооружений ("второй", или "новой", при-


роды). При их создании главным был уже не опыт, как в античные времена,


хотя и там частично использовались научные знания, а как такое техническое


творчество, инженерия, в котором специально производился расчет сил (про-

 

 



 


цессов и энергий) природы, осуществлялось их сознательное приспособление


для нужд и деятельности человека.


Если в античности и в средние века творчество техников понималось как


"хитрость", искусственная реализация, выведение из скрытого состояния за-


ложенных в мироздании вечных изменений и превращений различных "фю-


сис" (природ), уже сотворенных высшей силой, Богом, то, начиная с Нового


времени, творчество инженеров (фр. ingénieur - изобретатель), творцов тех-


ники, основа которого изобретение, конструирование, проектирование и тех-


нология, т.е., всё вместе, как инженерия, предполагает знания естественных и


специально направленных на производство и конструирование технических


наук. Современная инженерия ориентируется и на целый комплекс экономи-


ческих и природопользовательских наук, знания основ системного проекти-


рования, эргономики и дизайна, и т.д.


До недавнего прошлого технология рассматривалась только как опреде-


лённая сторона организации производственных процессов: от индивидуаль-


ной деятельности рабочего, мастера, простой коллективной деятельности


бригады, цеха, предприятия, - до сложно организованной, строго иерархизи-


рованной социальной деятельности, - " Мегамашины ", по Мэмфорду, - прохо-


дящей долгий исторический путь развития от трудовых армий фараонов до


современных промышленных производств. Сторона, связанная с методами


обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, мате-


риала или полуфабриката. В узко производственном значении технология


включает также и производственное оборудование, необходимое для изго-


товления время, квалификацию работника. Всё это оформляется в так назы-


ваемой "технологической карте".


В последние несколько десятилетий ситуация стала резко меняться. Реа-


лизация крупных национальных и международных технических программ и


проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах и груп-


пах стран позволила осознать, что техника как реальность существенно об-


новилась. Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологиче-


скими процессами, операциями и принципами, а также состоянием науки,


техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились


как устойчивые образования в данной культуре и стране, с одной стороны, и


различными взрывообразно протекающими социальными и культурными


процессами, отвечающими на запросы (зачастую, весьма, острые) времени - с


другой, существует тесная взаимосвязь.


Так, разработка и производство, например, полупроводников, компью-


терной или ракетной техники, так же, как и других сложных технических


систем, оказались зависящими как от достигнутого в данной стране уровня


развития научных исследований, инженерных разработок, проектирования,


так и от характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соот-


ношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и


продукции, потребностей и особенностей рынка, внутренней и международ-


ной конъюнктуры и многих других факторов. Технология в широком смысле,

 

 



 


таким образом, понимается как общая характеристика, совокупность трудо-


вых действий, типичных для того или иного социокультурного образования,


подчиненных вполне конкретным социально значимым ориентирам. В этом


плане технология понимается уже как особого рода " техносфера ".


Отметим появление системотехники как особого вида современной ин-


женерно-технической деятельности по созданию сложных технических


систем. В системотехнике происходит также и выработка новых знаний,


причем знаний высоко абстрактного уровня, связанных с теорией структур-


ных преобразований сложных систем. В системотехнике научное знание


проходит полный цикл своего функцонирования от получения до использо-


вания в инженерной практике. Системотехника включает также и деятель-


ность, направленную на организацию, научно-техническую координацию,


руководство всеми видами проектирования, конструирования, отладки, раз-


работки технологии производства сложного технического устройства, а так-


же его радиоэлектронное обеспечение, химические технологии, инженерно-


экономические проработки, разработку средств общения человека и машины


и т.д.


Концентрируя все силы для решения военных, народнохозяйственных и


иных задач, государство и общество достигают своих целей путем создания


новой техники, сложных технических систем, нередко опасных для устойчи-


вости природных процессов технологий и т.д. Всё это вольно или невольно


порождало различные деструктивные, разрушающие последствия, способ-


ствовало возникновению целого ряда кризисов - экологического, антрополо-


гического, угрожающего выживанию самого человека, и других. Человек


превратился в некоего "планетарного научно-технического Бога", но при


этом уподобился и все разрушающему дьяволу, угрожая всей жизни на Зем-


ле, а, со временем, разрушая сложившиеся планетарные механизмы, возмож-


но, уничтожая всё и вся и за её пределами. Всё это требует социально-


культурного и философско-методологического осмысления: техника - благо


или, напротив, несвобода, риск, угроза существованию. "Нет никакого демо-


низма техники, - пишет М. Хайдеггер, - но есть тайна ее сущности. Сущность


техники как миссия раскрытия потаенности есть риск". Риск же требует ос-


мотрительности и адекватного природным возможностям использования


техники.


Поставим и такой вопрос: информационное общество - идея или реаль-


ность? Информатизация общества как необратимая ступень социального


развития означает не только повышение эффективности всего общественно-


го производства, но и изменение в квалификационно-профессиональной


деятельности людей, системе образования, соотношении прав и свобод лич-


ности, да и во всем образе жизни общества. Информатизация общества - это


процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политиче-


ские и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены,


слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающе-


го использования информационных технологий для производства, перера-

 

 



 


ботки, хранения и распределения информации и особенно знаний. Результа-


том этого как раз и является возникновение информационного общества,


знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производст-


венных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и


экономических отношений, в культуре, духовной жизни и быту.


Радикальные изменения во всех сферах социальной жизни, связанные с


информатизацией, нашли отражение в так называемых концепциях "инфор-


мационного общества", разрабатываемых и развиваемых философами и со-


циологами стран, успешно осуществляющих информационную революцию.


Один из ведущих специалистов в области информатики. Дж. Мартин в кни-


ге "Информационное общество" пишет: "В контексте имеющихся тенденций


развития передовых в промышленном отношении стран информационное


общество можно определить как такое общество, в котором информация и


уровень ее использования существенным образом обуславливают качество


жизни, а также перспективы экономического развития и социальных измене-


ний. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система об-


разования и рынок испытывают на себе растущее влияние информации и


знаний". Отметим, что сам термин " информационное общество " появился


благодаря названию вышедшей в 1981 году книги японского футуролога, ди-


ректора национального Института информационного общества Й. Масуды


"Информационное общество как общество постиндустриальное".

 


Информационное общество: идея или реальность. В заголовок выне-


сено название известной проблемной статьи Дж. Мартина. Автор статьи,


считая, что социологи до сих пор не создали убедительной картины инфор-


мационного общества, ставит вопрос: можно ли говорить об "инфор-


мационном обществе", как о некоем принципиально новом типе общества


или это просто удобное обозначение для современного уровня, достигнутого


наиболее развитыми странами. Понятие информационного общества до та-


кой степени широко употребляется, что "вполне простительно мнение, будто


оно уже стало жизненной реальностью, по крайней мере, в высокоразвитых


странах". Однако, для того чтобы выяснить, существует ли феномен инфор-


мационного общества в реальности, надо, по крайней мере, уяснить, во-


первых, идёт ли речь о настоящем состоянии общества или о его будущем; и,


во-вторых, договориться в учёной среде и среди интересующейся общест-


венности об определенных критериях относительно достижения соответст-


вующего общества.


Четкие критерии, по которым общество можно назвать информа-


ционным, уже разрабатывались в таких проектах, как, например, программа


Европейского сообщества FAST. Программа FAST задает пять главных стра-


тегических направлений: ключевые технологии, положение Европы в миро-


вой информационной и коммуникационной системе, разобщенность или


сплоченность в информационном обществе, занятость населения и общее или

 



 


специальное образование. Дж. Мартин предлагает свой набор критериев,


уточняя, что это не строгое деление, а скорее пересекающиеся подклассы.


Это задействованные комплексно:


1) технологические критерии (информационная технология занимает


лидирующее положение и широко внедрена в конторах, производстве, обра-


зовании и в быту);


2) социальные критерии (информация определяет качество жизни, ши-


роко распространено информационное сознание и доступ пользователей к


высококачественной информации);


3) экономические критерии (информация становится ключевым эконо-


мическим фактором как ресурс, услуга, источник дополнительной стоимости


и определяющий фактор занятости);


4) политические критерии (свобода информации должна вести к повы-


шению участия и согласия в политической жизни);


5) культурные критерии (признание культурной ценности информации в


интересах национального и индивидуального развития).


В целом же информационное общество Дж. Мартин определяет как та-


кое общество, в котором качество жизни, а также перспективы социальных


изменений и экономического развития зависят все больше от информации и


ее использования.


Ряд
теоретиков
"информационной
революции"
(У. Дизард,


Дж. Мезонруж, Ф. Уильямс и др.) считают создание "глобальной сети ин-


формации всеобщим "электронным спасением", которое положит конец "гео-


графической тирании". По мнению Э. Тоффлера, концепцию которого, как


наиболее развитую, мы рассмотрим отдельно, грядущее постиндустриальное


общество - это качественно новая ступень - "третья волна". Этому обществу


будут свойственны децентрализация, равные взаимосвязанные "суб-


экономические" хозяйства, а основной его социальной единицей станет


"электронный коттедж", т.е. каждая семья в сельской местности иди городе


получит одинаковый доступ ко всем новым услугам и удобствам "информа-


ционного века. Однако, констатируют М. Хепуорт и К. Робинс, эти и подоб-


ные им выводы поспешны, безответственны и принципиально ошибочны: их


неадекватность есть следствие принципа технологического детерминизма.


Технический прогресс нельзя рассматривать вне контекста общественной,


политической и культурной жизни. Как правильно указывают Г. Мердок и


П. Голдинг, "выбор в информационном обществе зависит от возможности


платить деньги".


Спектр мнений ученых о том, как будет проходить продвижение обще-


ства к своему информационному состоянию, очень широк. Это определяется


самой практикой реализации в конкретных обществах информационного


идеала, возникающими при этом сложностями как для государства, так и для


конкретных граждан. Если такие ученые, как Й. Масуда ("оптимисты"), счи-


тают, что общество претерпит драматические изменения не через войны и


революции, а благодаря постепенным технологическим трансформациям, то

 

 



 


другие ("пессимисты") советуют не заниматься футурологическими утопия-


ми и говорят не о технологических революциях, а просто о дальнейшем под-


чинении социальных нужд и ценностей технологической рационализации


потребностям рынка.


Ясно, что в том и другом случае для более отсталых стран существует


угроза проигрыша в экономической конкуренции вплоть до потери нацио-


нального суверенитета из-за широкого развития межгосударственного потока


информации. Для граждан же, и в варианте "оптимистов" и в варианте "пес-


симистов", в свою очередь, возможна угроза для частной жизни (около 30 го-


сударств приняли уже те или иные законы о защите права на частную жизнь


в связи с компьютеризацией). "Выглядит насмешкой, - отмечает Дж. Мартин,


- что в Великобритании, известной давними традициями парламентской де-


мократии, соображения безопасности до сих пор препятствуют принятию за-


конодательства о свободе информации". Осложнения, которые вызовет при-


нятие соответствующего законодательства для власть имущих, должны не-


сомненно стать частью платы за то, чтобы жить в открытом обществе. В це-


лом Дж. Мартин приходит к выводу, что потребуется определенное время


для того, чтобы информационное общество из "социального конструкта"


превратилось в некоторую реальность. Сейчас это скорее идея, хотя на пути к


её осуществлению уже много сделано.

 


Техногенная культура: Элвин Тоффлер, известный американский футу-


ролог, социолог и теоретик информационного общества (или общества


"третьей волны"), считает информационное общество приходящим на смену


индустриальному (или обществу "второй волны"). В свою очередь, общество


массового промышленного производства приходит, по Э. Тоффлеру, на сме-


ну обществу "первой волны", в котором господствует сельское хозяйство и


натуральный обмен произведенными продуктами.


Биография Э. Тоффлера весьма поучительна. Родился он в Ныо-Йорке


4 октября 1928 г. После окончания школы поступил в Нью-йоркский универ-


ситет, где в течение пяти лет сочетал обучение с работой на заводе в качестве


слесаря, монтера, сварщика, трубочиста, шофера, сборщика на конвейере и


рабочего других массовых профессий. Все это помогло ему на практике по-


стичь "реальную жизнь" и со знанием дела, уже будучи ученым, говорить об


условиях труда рабочих, о забастовках, профсоюзных проблемах и т.д. В


1961 г. знаменитая фирма IBM по производству компьютеров поручила


Э. Тоффлеру написать доклад о социальном значении ввода в производство


сети компьютеров и расширении сферы труда "белых воротничков". Это бы-


ло одним из первых исследований социальных последствий компьютериза-


ции общества; до Э. Тоффлера ещё никто не говорил о научной организации


труда в "офисе" завтрашнего дня, да и сами компьютеры преимущественно


использовались лишь в валютно-финансовых операциях.


В дальнейшем Э. Тоффлер читает в респектабельных американских ин-


ститутах и университетах лекции о взаимосвязи между достижениями науч-

 

 



 


но-технического прогресса и изменением системы социальных ценностей. В


1983 г. в работе "Прогнозы и предпосылки" он напишет об этом времени:


"Громадные социальные и технологические изменения сотрясают американ-


ское общество, а наше правительство не замечает этого - оно уделяет мало


внимания будущему и не способно предвидеть даже наиболее фундамен-


тальные сдвиги. Политики редко могут заглянуть дальше следующих выбо-


ров".


В работах "Прогнозы и предпосылки", "Третья волна" (1980) и др.


Э. Тоффлер говорит о качественно новой, информационной, цивилизации,


приходящей на смену отживающему индустриальному обществу. В этом об-


ществе будущего нет массового, поточного производства и распределения


товаров, характеризующих образ жизни и модели поведения предшествую-


щего индустриально развитого общества. "Центральное утверждение моей


книги, - пишет Э. Тоффлер о своей работе "Прогнозы и предпосылки", - что


сегодняшний кризис не является кризисом перераспределения, перепроиз-


водства, недостаточного производства или низкой производительности труда


(что бы это ни значило), но кризисом реструктурирования, упадком старой,


индустриальной эры экономики и возникновением экономики новой, "треть-


ей волны", функционирующей в соответствии с другими принципами" [29].


Самый главный при этом принцип - право собственности на инфор-


мацию как новый тип собственности, отсутствовавшее (или почти от-


сутствовавшее) в обществе "второй волны". Отсюда контроль в сфере приня-


тия ключевых решений осуществляет тот, кто владеет информацией. Это, в


концепции Э. Тоффлера, новый класс " когнитариат " (cognitariat -


производное от слов "знающий": cognitive и "пролетариат") - класс, контро-


лирующий процессы производства и распределения информации. Тоффлер


не признает категории "класс" в марксистском ее понимании, поскольку,


считает он, устарела вся система фабричного производства.


В "Прогнозах и предпосылках" так же, как и в "Третьей волне", Э. Тоф-


флер разрабатывает концепцию "электронного коттеджа", связанную с пе-


ремещением рабочих мест непосредственно в дома, что распутывает клубок


проблем современного американского общества. В обществе "электронных


коттеджей" изменяется характер труда и производственных отношений. Лю-


ди возвращаются к натуральному хозяйству, как бы примитивному обществу


"первой волны", но только на другой, более высокой, электронной основе.


Лиц, потребляющих продукцию собственного производства, Тоффлер назы-


вает " просьюмерами " и утверждает, что им принадлежит экономика будуще-


го. Само слово "просьюмер" (prosumer) - производное от английских слов


"производитель" (producer) и "потребитель" (consumer).] По Тоффлеру,


просьюмер совмещает в одном лице функции производителя и потребителя


материальных благ.


" Движение назад - к дому " позволит корпорациям и государству снизить


расходы на недвижимость, повысит производительность труда, облегчит ра-


боту транспорта, уменьшит затраты энергии и загрязнение окружающей сре-

 

 



 


ды, поможет разрешить социально-психологические конфликты, в основе ко-


торых лежит отчуждение работника от результатов его собственного труда,


потеря стабильных эмоциональных связей между супругами, родителями и


детьми, друзьями, коллегами и т.д. С идеей "электронного коттеджа"


Э. Тоффлер связывает надежды на изменение "всего технического базиса"


американского общества, считая, что существует возможность превращения


наемных рабочих в независимых предпринимателей, или, иными словами,


увеличения числа тех, кто владеет средствами производства (в данном слу-


чае, электронным оборудованием). По мнению теоретика информационного


общества, такая перестройка поможет устранить многие социальные кон-


фликты: "Это образованные рабочие, - пишет Тоффлер, - которые, используя


свои домашние компьютеры, видео- и телекоммуникационные средства свя-


зи, смогут организовать новую сеть, "электронные гильдии", новые про-


фессиональные ассоциации и т.д. Станут реальными и новые формы кол-


лективного действия, и вполне вероятно, что в один прекрасный день мы бу-


дем наблюдать "электронные забастовки".


Надо отметить, что Э. Тоффлер, говоря о новом информационном обще-


стве, отвергая "индустриализм" как отживающий общественный порядок,


объединяет в этом отношении наиболее технически развитые страны разной


политической ориентации. Несмотря на различия в осуществлении властных


полномочий, индустриализм придаёт всем этим странам определенные об-


щие характеристики, а именно: те структурные черты, которые повсеместно


отрицаются "третьей волной", то есть зависимость от полезных ископаемых,


массовое производство, массовое распределение, поставленные на индустри-


альную основу средства массовой информации, массовая культура, нуклеар-


ная (от лат. nucleus - ядро, объединенный вокруг ядра) семья как основная


ячейка общества, урбанизация, одни и те же принципы стандартизации, син-


хронизации, централизации, максимизации и т.д.


Тоффлер показывает, что индустриальное общество обречено, везде и


всюду терпит крах, некоторые симптоматичные характеристики которого


только что были перечислены. В результате этого кризиса возникает новая


супериндустриальная цивилизация, которая предполагает новые типы меж-


личностных отношений, новые половые и семейные ценности, новый тип


восприятия реальности. Он предполагает новую экономическую среду, кото-


рая, в свою очередь, сформирует корпорацию нового стиля.

 


"Вторая волна"
"Третья волна"


(индустриальное общество - прошлое, (общество будущего, нарождающееся


сохраняющееся ещё сегодня)
уже сейчас)

 


1. Отношение к природе и ее ресурсам


Борьба с природой. Разбазаривание
Сотрудничество с природой. Ориен-


невосстанавливаемого "капитала при-тация на возобновляемые источники


роды" (уголь, газ, нефть, леса и т.д.)

 

 


энергии и активный их поиск


 


2. Лидирующие области науки и техники.


Тип научно-технического развития


Гигантский прогресс механической

техники. Решающие отрасли - маши-


Техника - на основе знаний, выходя-

щих из научных лабораторий. Веду-


ностроение, электромашиностроение, щие области науки и техники: кванто-


химическая индустрия. Главные нау-

ки: механика, впоследствии - учение

об электричестве, химия

 

Неограниченный рост во имя роста


вая электротехника, информатика, мо-

лекулярная биология, в том числе

генная инженерия, наука о космосе,

экологические знания, океанология

Рост, но ограниченный и сбалансиро-

ванный

 


3. Основные принципы социальной организации и социальной


деятельности в экономике, политике, других областях


6 принципов "индустриализма":

1) стандартизация

2) специализация

3) синхронизация

4) концентрация

5) максимизация

6) централизация


Принципы нового общества:

1) индивидуализация

2) комплексная интеграция

3) синхронность, но нового ритма

4) деконцентрация

5) мини-формы

6) децентрализация

 


4. Система коммуникаций, образования, культуры


Почтовая служба, средства массовой

коммуникации (газеты, радио, кино,

телевидение), работающие на основе

вышеперечисленных принципов ин-


"Аудиокоммуникация" на основе но-

вейшей информационной техники,

"демассифицированные" средства

коммуникации; "сети" индивидуали-


дустриализма. Общение между людь-зированных неофициальных комму-


ми - иерархическое, стратифициро-

ванное, атомистическое, случайное.

Учреждения образования и культуры

построены по типу фабрики и также

массифицированы

 

“Индустриальный" индивид: ориен-

тирован на производство и потребле-


никаций по интересам, желаниям, без

иерархии, нацеленные на взаимопо-

мощь. Перестройка деятельности в

сфере образования и культуры - в со-

ответствии с вышеперечисленными

принципами нового общества

Новая личность: ориентирована на

духовные ценности и творчество;


ние; культ денег, власти, господства - многомерность ориентаций и пони-


подчинения, пассивности; "автомати-мание другого человека как способ


зированная" повседневная жизнь;
общения; новый вид сексуальных и


коммерсиализированный секс и "нук-семейных отношений. Труд в не-


леарная семья"; Труд в недрах огром-больших организациях и на дому;


ных организаций - принуждение, жё-

сткий временной режим, рутина

 

 


скользящий график труда; добро-

вольный, творческий труд


 


5. Отношения между странами и народами


Приоритет национального (на-

ционализм, шовинизм, реваншизм),

экономика и политика на уровне от-

дельных стран или их блоков; воору-


Приоритет интернационального; ори-

ентация на глобальные проблемы и их

совместное разрешение; реальное ра-

зоружение, прочные договоры между


жение и война как способы "разреше-странами, возможность предотвраще-


ния" международных конфликтов
ния военных конфликтов

 


Гуманитарные проблемы техники. Благодаря способности новейших


компьютерных банков данных (как частных, так и государственных) соби-


рать и обрабатывать множественную информацию самого различного свой-


ства об индивидуальных и коллективных пользователях этих банков, начиная


от финансовых обстоятельств и кончая сведениями о матримониальных де-


лах и состоянии здоровья, в повседневную практику вторгаются вопросы, по-


степенно трансформирующие всё общественное сознание - в первую очередь,


в области морали и права. По мере того, как конфиденциальная информация,


касающаяся жизни миллионов граждан, накапливается в банках данных раз-


личных электронных систем, люди всё в большей степени попадают в зави-


симость от реального вторжения компьютерного "соглядатая" в их частную


жизнь.


В компьютерную эпоху понятие " права на частную жизнь " обретает со-


вершенно новое значение, поскольку информационная сфера гигантскими


шагами совершенствует свою техническую вооруженность дешевыми маг-


нитными дисками, становящейся общедоступной волоконной оптикой, ши-


рочайше распространившимися персональными компьютерами, что чрезвы-


чайно упростило возможность компьютерного вторжения преступников или


просто любопытствующих в частную жизнь пользователей компьютерной


техникой. Говоря о "технологии компьютерного века", способствующей


вторжению в частную жизнь, американский юрист и социолог У. Фридмен


относит сюда и "детектор лжи", и электронную графическую экспертизу, да и


вообще всякую электронную "наблюдательную технологию". В последнее


время начинает широко распространяться беспроволочная телефонная связь,


радиотелефоны. Так, в 1986 г. в США уже насчитывалось более 200 тысяч


изолированных телефонных аппаратов, использующих радиотрансмиссию,


что делает проблему вторжения в частную жизнь как никогда актуальной.


У. Дж. Тэггарт (Австралия) считает, что в ближайшие годы на соответствие


установлениям морали и права пройдут проверку следующие вопросы, вы-


званные новейшей компьютерной технологией:


1) морально ли сохранять детальное досье о людях, с которыми вы со-


вершили сделку;


2) морально ли собирать подобную информацию и пускать ее в продажу;


3) морально ли использовать компьютер, дабы обнаружить потенциаль-


ных банкротов путем анализа их прошлых кредитных операций;

 

 



 


4) допустим ли просмотр компьютерного банка данных просто из любо-


пытства или ради того, чтобы узнать чей-то номер телефона;


5) допустимо ли копировать компьютерные программы.


Проблемы в области морали, вызываемые распространением в обществе


компьютерной технологии, тесно переплетаются с правовыми проблемами.


Компьютерная преступность, совершаемая путем раскрытия тайны кода и


проникновения в информационные сети частных фирм, банков и государст-


венных служб, совершается вне непосредственных человеческих контактов,


вне непосредственно-вещественных (денежных сейфов и т.п.) объектов пре-


ступления, в силу чего смешиваются и размываются границы между привыч-


ными понятиями добра и зла: нажатием кнопки человек, не задумываясь, со-


вершает уголовное преступление, которое он никогда не решился бы осуще-


ствить традиционным образом. То же самое относится и к несанкциониро-


ванному изготовлению копий компьютерных программ.


Австралийский исследователь У.Х. Макквейд различает семь видов


" компьютерной преступности ":


1) "троянский конь" - в компьютер вводятся секретные команды, ко-


торые позволяют производить незаконные операции;


2) "подмена данных" - незаконное изменение данных перед вводом


или во время ввода их в ЭВМ;


3) "суперудар" - незаконное использование вспомогательных компь-


ютерных программ, нарушающих контроль доступа в компьютер;


4) "техника салями" - незаконное отчисление на собственный счет,


при помощи введения специальной программы, ничтожно малых сумм с ка-


ждой из огромного количества компьютерных финансовых операций;


5) "логическая бомба" - незаконное введение в компьютер, набора


команд, которые должны срабатывать в определенное время;


6) "уборка мусора" - сбор информации, которая может быть оставлена


после работы пользователем в памяти машины либо возле неё;


7) кабельное прослушивание с целью получить доступ к данным, пе-


редаваемым по телефону.


Логической модернизацией способа совершения компьютерного пре-


ступления "троянский конь", выполняющего алгоритм типа "сотри все дан-


ные этой программы, перейди в следующую и сделай то же самое", являют-


ся " компьютерные вирусы ". С программно-технической точки зрения под


компьютерным вирусом понимается специальная программа, способная са-


мопроизвольно присоединяться к другим программам, образно говоря, "за-


ражать" их, и при запуске основных программ выполнять различные неже-


лательные действия: порчу файлов и каталогов (при файловой организации


программной среды), искажение и стирание (уничтожение) данных и инфор-


мации, переполнение машинной памяти и создание помех в работе ЭВМ. Во-


просами научного изучения компьютерных вирусов в настоящее время зани-


мается специально созданная новая наука - компьютерная вирусология.

 



 


Помимо чисто "компьютерной преступности", могут быть и ситуации,


когда, например, программист, разрабатывающий программу для ведения


банковских счетов в фирме А, переходит затем на работу в фирму Б и "захва-


тывает с собой" ту часть составленной им программы, которая касается вре-


мени и характера совершения сделок в фирме А и может быть использована


его новым работодателем. Всё это требует пересмотра прежних морально-


правовых подходов, а нередко и введения абсолютно новых.


Как отмечает австралийский судья М.Д. Керби: "...наше поколение будут


упрекать в том, что, создав технологию, имеющую громадный потенциал, мы


не смогли обеспечить такие инструкции и правила, благодаря которым эта


технология могла бы справедливо и эффективно использоваться". В связи с


этим возникает насущная необходимость в принятии государством "инфор-


мационных законов". Так, в США уже расценивается как преступное любое


самостоятельное электронное подслушивание, нарушающее права индивида


на частную жизнь "без физического вторжения" в неё. Исключением является


электронное прослушивание, официально разрешенное по определению


юридических органов.

 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: