Внутрифирменная структура (Унитарная и мультидивизионная)




1) Унитарная структура – предполагает максимальную централизацию властных отношений. Все основные решения принимаются принипалом, он же осуществляет и контроль. Если право контроля и делегируется, то - по функциональном признаку, т.е. главам функциональных подразделений: отделу сбыта, главному инженеру, гл. бухгалтеру и т.д.

Т.о. руководители функциональных подразделений являются одновременно и агентами - по отношению к главному офису, и принипалами – по отношению к непосредственным исполнителям заданий.

Современная корпорация состоит из менеджеров, руководящих менеджеров и менеджеров, руководящих работниками.

В случае унитарной организации, единственным вариантом решения проблемы принципала и агента является усиление контроля на основе разработки новых, связанных меньшими издержками, методов контроля.

2) Мультидивизионная структура – создана в 20-е годы Пьером Дюпоном и Альфредом Слоуном (руководителями фирм «De Pont» и «General Motors» соответственно)

Эта структура подразумевает создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципов «самоокупаемости» и «самофинансирования», в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку.

Мультидивизионная структура является своеобразным синтезом унитарной структуры и холдинга.

Действительно, в ней сохранены принципы централизации принятия стратегических решений (например, о выпуске нового продукта) и в тоже время, децентрализованы оперативный контроль и управление. Аналогичным образом, принцип финансовой окупаемости дивизионов (агентов), позволяет им участвовать в результатах своей деятельности, но главный офис (принипал) при этом сохраняет свое право перераспределять часть прибыли подразделений (согласно целям и задачам фирмы в целом).

 

Внутрифирменная структура (холдинговая и смешанная)

1) Холдинговая структура представляет собой иную крайность –max децентрализацию процесса решений и контроля над действиями агентов. Фактически принципал сохраняет за собой лишь полномочия по контролю финансовых потоков и финансовых результатов деятельности агентов. Агенты автономны в принятии всех решений, за исключением касающихся распределением прибыли Иначе говоря, принципал контролирует деятельность агентов не непосредственно, а через организацию соревнований агентов, победитель в котором выявляется по критерию финансовых результатов.

О.Уильямсон дает следующую характеристику холдинга: «Фирма с множеством подразделений, в которой главный офис не занят стратегическим контролем их деятельности». Холдинговая структура не исключает даже прямой конкуренции между подразделениями одной и той же фирмы, т.к. конкуренция является одним из способов косвенного контроля.

Нужно отметить, что на уровне подразделений холдинг можно встретить и унитарный тип отношений между принципалом и агентом (руководитель подразделения является одновременно агентом главного офиса).

2) Смешанная структура – возникает в том случае, если одно из подразделений полностью контролируется главным офисом, как унитарным ПП.

Второе подразделение зависит от главного офиса только финансово, а третье подразделение имеет оперативную самостоятельность и действует на принципах самоокупаемости, как в мультидивизионной структуре.\

 

Типы фирмы

Фирма А

Американская фирма, или фирма А, нацелена на максимизацию прибыли в условиях заданной конкуренцией цены на ее продукцию и структуры издержек, описываемой производственной функцией. Как утверждает Милтон Фридмен, «во многих ситуациях отдельная фирма ведет себя, как если бы она стремилась максимизировать свою ожидаемую прибыль и обладала бы для этого всей необходимой информацией Ориентация на максимизацию прибыли задана целевой функцией принципала фирмы А — ее акционеров. Основной интерес акционеров заключается в максимизации своего дохода в расчете на одну акцию. Структура производственных и сбытовых связей фирмы А полностью подчинена задаче минимизации трансакционных издержек. Выбор структуры поставщиков, покупателей, а также типа заключаемого с ними контракта (имплицитного — в случае интеграции) отражает стремление фирмы уменьшить сложившийся на данный момент на рынке уровень трансакционных издержек.

Фирма J

Японская фирма, фирма У, существенным образом отличается от своего американского аналога. Японская фирма очень близка к модели коалиции агентов и в ней отсутствуют классические отношения «принципал -агент». Следует сказать, что в фирме действует иерархия рангов.Контроль японской корпорации коалицией агентов изменяет целевую функцию фирмы — максимизация прибыли занимает отнюдь не первое место в ее иерархии целей. На первом же месте находится обеспечение непрерывного роста доли рынка, контролируемой фирмой, ведь это рост создает предпосылки для организационной экспансии, расширения и развития структуры. Что касается отношений с государством, то в отличие от фирмы А фирма J не стремится к полной от него автономии и независимости. Фактически государство рассматривается японской фирмой в качестве арбитра, медиатора между корпоративными интересами и интересами общества в целом, гаранта сохранения равновесия в борьбе корпораций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: