Аксиологические аспекты познания права в философско -правовой науке




Осознанно или неосознанно ценностные аспекты присутствуют в логических, методологических, мировоззренческих, метафизических, онтологических и гносеологических принципах философского осмысления права, его норм и правил. Но наиболее полно и целостно они представлены в аксиологических принципах философии права, получивших бурное развитие в неклассической, а потом и в постнеклассической философии. Именно они позволили по-иному взглянуть на соотношение чувств, логоса и интуиции во всех основных моментах философского постижения права и его проявлений, нанесли сокрушительный удар по всем философским тенденциям и традициям, претендующим на абсолютное понимание права, его норм и правил, очертили проблему разрывов в правовом творчестве и в их философском осознании.

К базовым аксиологическим принципам философского постижения права можно отнести: приоритет ценности над логосом и реальностью в исследовании права и его форм; сравнимость, но не соизмеримость правовых норм, правил и ценностей; противопоставление ценности-переживания смыслу- осознанию в рассмотрении права и его проявлений; изучение правовых ценностей по преимуществу с помощью метода понимания, а исследование правовых смыслов главным образом посредством метода интерпретации; принцип взаимосвязи аксиологических и праксиологических принципов философского познания права и его форм.

 

Типы правопонимания

Понимание права – такое состояние сознания, которому открыт смысл и способность выражать обоснованность определенного поведения людей.

С одной стороны подразумевают научную категорию, которая включает в себя общность идей, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права. С другой стороны подразумевают некий волевой мыслительный процесс, который включает в себя познание права, его восприятие и оценку и отношение к нему.

Т.о. правопонимание – интеллектуальная познавательная деятельность, которая включает в себя восприятие, процесс познания и систему интерпретируемых правовых явлений.

Типология правопонимания – метод научного юридического познания. По способу построения подразделяются на виды:

1)эмпирические

2)теоретические

Вернадским были предложены следующие виды эмпирической:

1)теологическая – сущность права состоит в божьей воле

2)натуралистическое – сущность права состоит в естественном разуме

3)объективно-идеалистическое – сущность права выводится из некого духа, сверхчувственного начала

4)мистическое – сущность права определяется существованием неких духовных сил

5)экономическое – сущность права зарождается в экономических отношениях

6)политическое – право зарождается в политических отношениях

7)социальное – право связано с социальными процессами, происходящими в обществе

Выделяют классические подходы к пониманию права:

1)нормативный подход – основа правил поведения – норма

2)психологический – наряду с понятием норм права существует и понятие правосознания

3)социологический – под правом понимают применение закона, так называемое живое право

4)естественно-правовой подход – право даруется человеку от рождения

5)исторический – рассматривается национальные, культурные, исторические особенности права

Алексеев предложил теоретическую типологию, выделял 3 основных подхода к пониманию права:

1)юридическая догматика

2)юридический социологизм

3)теория естественного права

 

2.Согласно данному типу понимания право мыслится как государственное порождение. Сущность позитивистского подхода в том, что оно не возникает как результат естественного исторического процесса. Право всегда позитивно, т.е. дано какой-либо силой. В данном случае право отождествляется с законом. Позитивизм выводит формулу закон есть закон не зависимо от его содержания. Отрицательные стороны данного понимания – тот факт, что данная формула может привести к произволу в области правотворчества и в государственном управлении. Также к недостаткам относится трактовка прав человека как конституционных, данных государством и закрепленных в законодательстве. Такой подход помогал государствам не только давать, но и забирать права. Положительным является то, что разработчики разработали учение о правовой норме, виды толкования норм права, понятие субъекта права, верховенство закона.

Позитивизм может быть разделен на несколько групп:

1)государственно-институционный

2)этотический

3)социологический

4)психологический

5)биологический

Этотический рассматривает право как систему предписаний государства. Единственной силой государства является аппарат принуждения.

Социологический позитивизм – существует связь общества и государства. Законодатель не создает права, а лишь его открывает. Согласно данному подходу появились 2 понятия: правовой плюрализм и свобода судейского усмотрения.

Правовой плюрализм – у государства нет монополии на права, наравне с номами права государства может существовать и обычай.

Свобода судейского усмотрения – суд может выйти за рамки закона, который по мнению суда является не справедливым.

 

3.Сторонники данной концепции представляют право как некое психическое явление. В разработку внес большой вклад Петражицкий. Он исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и отличаются лишь по типу эмоций. Выделял 2 типа эмоций:

1)эмоции, направленные на конкретный объект

2)абстрактные эмоции, которые могут являться стимулом для различных действий

Петражицкий выделял право позитивное (официальное) и право интуитивное, которое определяется психологическим отношением к позитивному праву.

 

4.Согласно данному типу право понимается как некое естественное право, данное человеку от рождения. Основа естественного права – справедливость. В данном случае закон не отождествляется с правом. В 17-18 вв. теория естественного права получает развитие в трудах Спинозы, Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо, Радищева. В отличии от позитивного права, естественное право представляет собой объективно существующее природное право, оно отражает представление людей о справедливости, свободе.

Особенности:

1)право не сводимо к закону, закон лишь одна из форм его выражения, не всякий закон является выражением права, господствовать должен лишь правовой закон

2)право первично по отношению к государству

Одним ярким представителем является Ж. Морите. Он участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека. Источником естественного права по его концепции является бог, который обладает абсолютным суверенитетом, не несет никаких моральных обязанностей. Бог – самый главный принцип естественного права. Морите предложил собственную классификацию прав человека и разделил на 3 вида:

1)фундаментальные права личности (право на жизнь, право на личную свободу, на вступление в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью)

2)политические права или права гражданина – определяются законодательством страны, но косвенно зависят от естественного права (право народа устанавливать Конституцию, определять форму правления, осуществлять право на активное участие в политике, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом)

3)социальные права или права трудящегося (право на труд, право на объединение в профсоюзы, право на з/п., на социальное обеспечение)

 

5.Философское правопонимание предназначалось для философов и законодателей. Философское понимание носит идеальный характер, т.е. исходит не из действующего права, а из того, каким оно должно быть. Понятие права – чистое, но направленное на практику право.

 

6. Интегративное правопонимание – тип правопонимания, который основан на представлениях о праве как о неком едином целом, т.е. представляет собой единство правовых идей. С позиции интегративного подхода все типы правопонимания важны. Этот подход представляет собой платформу для сближения различных концепций правопонимания, позволяет более полно подвергнуть право научному анализу, определить источники, механизмы и закономерности развития права, общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: