Меры регулирования занятости.




Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись “тунеядцами”). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в “Законе о занятости”.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в “скрытой” форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находиться на начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.

Общий анализ рынка труда показал, что процессы движения рабочей силы во многом повторяются: активация найма рабочей силы сменяется ростом ее выбытия с практически идентичной цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся довольно значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с его занятыми, официальными и неофициальными безработными сохраняется почти неизменным и фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной структуре занятости. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из “теневого” сектора экономики.

Сейчас высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями).

В дальнейшем формирование рынка труда будет происходить за счет:

§ работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;

§ молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;

§ женщины, имеющих малолетних детей;

§ лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы;

§ текучесть кадров;

§ временно незанятого населения;

§ пенсионеров по возрасту, инвалидов;

§ военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.

Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.

В заключении хотелось бы отметить, что в рамках Государственной программы занятости населения необходимо отработать механизм поиска “золотой середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).

12. Одним из последствий переходного периода экономики России 1990-2010 годов стала безработица. Отсутствие её масштабного роста в первые годы реформ породило мнение об уникальности российского переходного этапа в том смысле, что удачно избранная макроэкономическая стратегия позволила избежать серьёзных проблем на рынке труда. Однако данная «удача» сопровождается гипертрофированным проявлением промежуточных форм статуса работников, не являющиеся полностью безработными, но и не работающих. «Безработица на рабочем месте», в том числе связанная и с сохранением избыточной, экономически не оправданной занятости, парадоксально сочетается с дефицитом кадров. Фрикционная безработица, вызванная периодической сменой рабочих мест, наталкивается на негибкость системы занятости, неразвитость рынка труда, недостатки в работе таких рыночных институтов, как служба занятости (информирование о вакансиях). Структурная безработица, обычно обусловленная спадом в одних отраслях и ростом в новых, как правило, устраняется через систему переобучения работников. Однако в российских переходных условиях создание новых рабочих мест явно компенсирует их недостаток, а новые рабочие места нередко требуют не повышения квалификации, а профессиональных навыков более низкого уровня, чем на предыдущей работе. В качестве ответной реакции на циклическую безработицу (или безработицу недостаточного спроса) обычно используют меры по восстановлению совокупного спроса (или сдерживания её падения), поощрения создания рабочих мест, поощрения частичной занятости. Но в российских условиях переходного периода циклическая безработица приобретает форму системной безработицы, вызванной непрерывным и длительным экономических спадом, отраслевыми диспропорциями и другими причинами, которые ставят под сомнения традиционные средства противодействия ей.
Специфическим российским явлением стала новая форма безработицы - работа без зарплаты. В послереформенные годы в отечественной статистике стали публиковаться абсолютные данные о новом специфическом российском показателе - «среднемесячной начисленной заработной плате» вместо показателя «реально выплаченная зарплата».
Безработица в России начала 90-х годов XX века имела ряд присущих только ей особенностей:
Во-первых, это региональная дифференциация. Анализ безработицы опирающийся только на среднероссийские показатели, неизбежно сглаживает остроту проблемы, скрывая почти десятикратный разрыв показателей безработицы как по регионам, так и «внутри» самих регионов (уровень безработицы варьирует от 3,8% в Москве до 32% в Республике Ингушетия). При этом отчетливо прослеживается тенденция к усилению региональной дифференциации безработицы. Если в 1993 году уровень безработицы 60 регионов не превышает 7%, то в ноябре 2000 г. - 85 регионов превышали этот барьер. К концу 1998 г. в 23 регионах уровень безработицы превысил 13%, из них в 14 регионах - около 23%. Таким образом, в ряде российских регионов безработица превышала среднеевропейский уровень более чем в 2 раза.
Во-вторых, очаговая безработица. Региональная дифференциация безработицы усиливается внутрирегиональной неоднородностью рынка труда. Дифференциация безработицы внутри региона достигает нередко десяти и более раз. Безработица достаточно жестко локализируется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. При этом в силу искажения реальной ситуации при ориентации на показатель регистрируемой безработицы многие критические зоны безработицы не попадают в фокус внимания государства и государственной политики смягчения безработицы. Можно выделить основные факторы, способствующие формированию очаговой безработицы: моноотраслевая специализация многих городов и районов; низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жильё; различия в подходе региональных властей к проведению экономических преобразований; направленность государственной финансовой помощи на меры смягчения напряженности в ущерб программам стимулирования миграции.
В-третьих, увеличение продолжительности безработицы. Опыт практически всех стран, столкнувшихся с феноменом длительной безработицы, свидетельствует о том, что быстро нарастающая в период спада численность длительно безработных очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть её может лечь постоянным балластом на систему социального обеспечения. Поэтому для многих стран при разработке стратегии сокращения бедности уменьшение числа длительно безработных является таким же приоритетом, как и снижение общей численности безработных. По данным органов статистики, среднее время поиска работы (незавершенной безработицы) за период в 1994 по ноябрь 2000 года увеличилось с 6,7 месяца до 9,1 месяца. При этом группа безработных, ищущих работу более года, стремительно возросла. В настоящее время длительно безработные превратились в преобладающую группу среди безработных.
В-четвертых, рост неполной занятости. Сокращение реальной заработной платы, несовершенство системы налогообложения фонда оплаты труда, кризис системы социальной поддержки безработных, невозможность и нежелание работодателей выполнять свои обязательства перед увольняемыми работниками способствовали развитию этого явления в сфере занятости. В России присутствовали следующие категории занятых неполное рабочее время: находящиеся в вынужденных отпусках и вынужденно работающие по сокращенному графику; работающие, но не получающие зарплату; занятые не в полную силу из-за временно или относительно постоянного отсутствия работы; не имеющие работы, ищущие её и готовые приступить к работе, но имевшие случайные заработки в течение контрольной недели; не имеющие работы, желающие работать и готовые приступить к работе, но не ищущие работу активно («обескураженные трудящиеся»).
Неполная занятость имеет два выхода на проблему бедности:
1. Она обусловливает низкую оплату труда в связи с недозанятостью или отсутствие таковой в случае административного отпуска без сохранения содержания.
2. Это потенциал безработицы.
В-пятых, высокий уровень безработицы среди молодежи. Адаптация к рынку труда безработной молодежи имеет особую стратегическую важность, т.к. здесь сосредоточена основная доля впервые вступающих на рынок труда. Долгосрочные последствия этого процесса могут быть наиболее пагубны для сохранения и развития трудового потенциала страны.
В-шестых, гендерный аспект безработицы. Ряд обстоятельств указывает на ослабление позиций женщин на российском рынке труда: увеличивается число регионов, в которых уровень женской безработицы превышает мужской; увеличивается средняя продолжительность женской безработицы; женщины в большей степени, чем мужчины обеспокоены угрозой потерять свое рабочее место и пессимистично оценивают возможность своего нового трудоустройства. Во многом это является ключевым фактором, сдерживающим трудовую мобильность женщин.
И основной особенностью занятости населения в условиях переходной экономики является общая и регистрируемая безработица, а именно несовпадение этих показателей. В отличие от России большинство стран в качестве индикатора масштаба и, в особенности, тенденций развития безработицы использует показатель общей безработицы, получаемый на основе выборочных обследований рабочей силы. В данном случае безработными считаются неработающие граждане трудоспособного возраста, ищущие работу. На 01.09.2009г. уровень регистрируемой безработицы в России составил 2,11%, а общей - 8%.

13. Модели взаимоотношения экономики и государстваРоссия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированно ­ го роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулирование прогрессивных отраслевых структур и т. д.Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:

  • полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
  • различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
  • крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.

Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.Выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.

1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм со ­ вместной деятельности государства и частного бизнеса.

2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, коор ­ динирующих или корректирующих рек

14. Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный моментомендаций в переговорах государства и предпринимателей. Содержание и направления экономической политики.На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;

2. Поддержание эффективного размера занятости;

3. Стабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;

4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики[4].Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

· Денежно-кредитная политика;

· Бюджетная политика;

· Налоговая (фискальная) политика;

· Инвестиционная политика;

· Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;

· Внешнеэкономическая политика;

· Другие разновидности направлений экономической политики.

Субъекты экономической политики.Субъектами экономической политики могут выступать[6]:

· Государство, включая региональные и местные институциональные образования;

· Негосударственные союзы и объединения.

Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализациюисполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов вГермании относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности[6].К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут бытьпрофессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой.В развития процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом в последне время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза.В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики[6]. Инструменты реализации экономической политики. Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.Классификация методов экономической политики.Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы[7]:

1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

15. Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов[1].

Государство отвечает за:Фискальную политику (бюджет, налоги);Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка),Регулирование внешней торговли,Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения,Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты).Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика.Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования:Государственные целевые программы (социальные).Прогнозирование.Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования:Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.).Наличие частного и общественного характера производства.Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы).Научно-технический прогресс.Тенденция к монополизации.Наличие международной конкуренции.

Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками[2], исходя из интересов определённых социальных групп.

16. Индикативное планирование предусматривает процесс формирования мероприятий рекомендательного характера, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства и создание таких условий для субъектов хозяйствования, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное планирование характерно для смешанной экономики. Индикативная форма планирования возникла в период экономического кризиса 1929-1933 гг., когда рыночный механизм начал терять способность удерживать процессы воспроизводства в рациональных пропорциях и обеспечивать стабильное, сбалансированное развитие экономики. Индикативное планирование имеет некоторые особенности, которые отличают его от директивного планирования. Прежде всего это - система необязательных для субъектов хозяйствования рекомендаций, а также возможность корректировать план развития экономики в соответствии с изменениями в развитии рынка. Индикативное планирование содержит ряд приоритетов (индикаторов), которые имеют максимальную государственную поддержку. Целью индикативного планирования является реализация целей государственного влияния на социально-экономическое развитие путем обоснования и разработки соответствующих условий, тактики и экономической политики, которые побудили субъекты экономики к выполнению поставленных задач.

Индикативное планирование в условиях рынка - это вид деятельности органов государственного управления на всех иерархических уровнях по формированию представлений о будущей социально-экономическое развитие государства, пропорции и структуру народного хозяйства.

Результатом индикативного планирования является народнохозяйственный план - организационно-экономический инструмент воплощения экономической политики государства в практику хозяйствования, который основывается на системе экономических, научно-технических, социальных прогнозов.

Показатели индикативного плана отражают основные направления социально-экономического развития, не являются адресными, а выступают как ориентиры, достижение которых должны добиваться органы государственного управления путем применения разнообразных мероприятий и рычагов. Правительство реализует основные положения индикативного плана через систему государственного предпринимательства, государственный заказ (контракт), целевые комплексные программы, бюджетную политику и денежно-кредитный механизм.Определенная часть индикативного плана является директивной. Это прежде всего касается мероприятий, которые финансируются из бюджета.

17. Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

§ фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

§ регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются). Классификация налогов.Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

§ прямые;

§ косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

§ центральные;

§ местные.

В России существует трехуровневая система:

§ федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

§ региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

§ местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

§ маркированные;

§ немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд,фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

§ пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

§ прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

§ регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

§ налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

§ земельный налог;

§ налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

§ налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

§ НДС;

§ акцизы;

§ экспортные тарифы;

§ налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

§ налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

§ целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

§ налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

§ сбор на нужды образовательных учреждений;

§ сборы за парковку автомобилей;

§ налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

18. Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям. Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому. Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения. Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.Вертикальный аспект предполагает, что:

с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;

больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: