Историко-культурное наследие и духовно-материальная культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока




Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок

 

 

ПРОГРАММА

 

Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием

XIX Югорские чтения

 

«Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации»

 

 

1 декабря 2020 г.

Ханты-Мансийск

Секция № 1

«Филологические исследования: язык, литература, фольклор»

1. Тема трагического прошлого в литературе ХМАО Архипова Ольга Фёдоровна, преподаватель литературы Лангепасского политехнического колледа (г. Лангепас)
2. Лексика охотничьего промысла верхнелозьвинского говора мансийского языка Бахтиярова Татьяна Прокопьевна, лаборант-исследователь Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (д. Русскинская)
3. Описание нарт в фольклоре казымских хантов как одно из основных средств передвижения Гатченко Валентина Даниловна, инженер-исследователь Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Белоярский)
4. Образ богатыря как помощника нуждающимся и обездоленным в мансийских героических текстах Герасимова Светлана Алексеевна, старший научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, аспирант Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск)
5. Истрия изучения бытовой лексики в славянских языках Герляк Наталья Андреевна, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г.Ханты-Мансийск)
6. Соматический код культуры во фразеологии мансийского и русского языков Динисламова Оксана Юрисовна, научный сотрудник Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
7. Антропный код культуры во фразеологии мансийского и русского языков Динисламова Оксана Юрисовна, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
8. Значение переводной литературы в развитии мансийской литературы Динисламова Светлана Силиверстовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
9. Нравственное воспитание детей в хантыйских сказках Дядюн Светлана Даниловна, старший научный сотрудник фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
10. Образы мифологических персонажей небесного бога и жителя подземного мира в хантыйских народных сказках Дядюн Светлана Даниловна, старший научный сотрудник фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
11. Деятельность советских образовательных учреждений на Обском Севере в несказочной прозе казымских хантов. Ерныхова Ольга Даниловна, начальник фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
12. Образ медведя в фольклоре казымских хантов Каксина Евдокия Даниловна, старший научный сотрудник Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Белоярский)
13. Представления о сомониме йош «кисть руки» в фольклоре казымских хантов Каксина Евдокия Даниловна, старший научный сотрудник Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Белоярский)
14. Особенности перевода сказок сургутских хантов Карчина Виктория Викторовна, научный сотрудник Сургутского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Лянтор)
15. О собирателе фольклора сургутских хантов Раиде Ивановне Ермаковой Карчина Виктория Викторовна, научный сотрудник Сургутского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Лянтор)
16. Эвиденциальность в мансийском языке Каталин Шипёц, доктор философии, заведующая кафедрой финно-угроведения Сегедского университета Сегед, Венгрия)
17. Глаголы, требующие прямой речи Кондина Галина Рудольфовна, заместитель директора газеты «Луима сэрипос» Объединённой редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос», аспирант Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск)
18. Функция обращения в мансийском языке (на материале фольклорных текстов) Кумаева Мария Владимировна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
19. Зоонимический компонент в названии растений хантыйского языка Лельхова Федосья Макаровна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
20. К вопросу о морфонологических явлениях в глагольном словообразовании казымского диалекта хантыйского языка Молданова Ирина Максимовна, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
21. Дидактический потенциал сказки как средство обучения хантыйскому языку в начальной школе Нахрачева Галина Леонидовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
22. Символические образы птиц в хантыйских сказках Новьюхова Галина Борисовна, научный сотрудник Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
23. Табуированные названия животных в хантыйском языке Новьюхова Галина Борисовна, научный сотрудник Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
24. Эпитеты в языке мансийских сказок Панченко Людмила Николаевна, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
25. Предания о заселении территории Полноватского Приобья Пятникова Тамара Романовна, старший научный сотрудник Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Белоярский)
26. Синкретизм человека и природы в фольклоре хантов Полноватского Приобья» Пятникова Тамара Романовна, старший научный сотрудник Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Белоярский)
27. Анастасия Лапсуй: из чума до кино Самсон Доминик, кандидат наук, доцент Государственного Института Восточных Языков и Цивилизаций (Париж, Франция)
28. Олень как ценность в хозяйстве и художественном сознании (проза Еремея Айпина) Семёнов Александр Николаевич, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
29. Проблемы разработки учебно-методических пособий по мансийскому языку и литературе Станиславец Альбина Романовна, преподаватель мансийского языка Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа (г.Ханты-Мансийск)
30. Этнографический аспект в топонимии полуострова Таймыр   Стрючкова Лариса Николаевна, ведущий специалист отдела экологического просвещения Объединённой дирекции заповедников Таймыра» (г. Норильск)
31. Концепт любовь в произведениях Е. Д. Айпина Сязи Виктория Львовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
32. Неопределенные местоимения в хантыйском языке   Федоркив Любовь Алексеевна, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
33. Модель полисемии глагола патуӈкве (pat-) в мансийском языке Харитонов Василий Сергеевич, младший научный сотрудник Томского государственного университета (г. Великий Новгород) Жорник Дарья Олеговна, младший научный сотрудник Института языкознания РАН (г. Москва)
34. Роль языка в построении этнической идентичности городских манси Хорват Чилла, аспирант, младший научный сотрудник Института языкознания Венгерской Академии Наука(Будапешт, Венгрия)
35. Семантика имен прилагательных с суффикс =шәк/=шак в хантыйском языке Шиянова Анастасия Антоновна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)

 

 

Секция № 2

Историко-культурное наследие и духовно-материальная культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

 

1. «Обдорские остяки» из академического труда Г.-Т. Паули в контексте эволюции изображений обских угров второй половины XVIII – XIX вв. Галямов Артур Амирович, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
2. Историко-культурное наследие как одна из ценных связующих форм передачи информации с древних времен до современности Егорова Снежана Брониславовна, методист отдела коренных народов Севера Историко-культурного центра «Старый Сургут» (г. Сургут)
3. Образы аборигенов Югры в советской исторической прозе Ершов Михаил Фёдорович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
4. Эволюция культа женского божества: к постановке вопроса (на основе анализа фольклорных текстов) Кашлатова Любовь Васильевна, кандидат культурологи, начальник Березовского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (пгт. Березово)
5. Синкретизм в религиозных верованиях среднеобских хантов: к постановке вопроса Кашлатова Любовь Васильевна, кандидат культурологи, начальник Березовского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (пгт. Березово)
6. Индустриальное наследие России» и методологии изучения истории промышленности Югры Киселев Александр Георгиевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
7. Религиозные мировоззрения как основа духовности коренных народов Югры Кугаевская Татьяна Владиленовна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества (с. Перегребное)
8. Формирование национального самосознания у школьников через работу школьного музея (из опыта работы) Куклина Маргарита Павловна, воспитатель интерната при Варьеганской общеобразовательной средней школе, руководитель школьного краеведческого музея, педагог дополнительного образования Варьеганской общеобразовательной средней школы (с. Варьеган)
9. Приобщение дошкольников к историческому наследию и культурным традициям народов Севера. Леднева Светлана Александровна, старший воспитатель Детского сада №18 «Улыбка» (г. Ханты-Мансийск) Билоус Виктория Владимировна, музыкальный руководитель Детского сада №18 «Улыбка» (г. Ханты-Мансийск) Хлопова Татьяна Алексеевна, воспитатель Детского сада №18 «Улыбка» (г. Ханты-Мансийск)
10. Социальные функции детской игры Панченко Людмила Николаевна, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
11. Гендерные отношения в медвежьем празднике северной группы манси. Попова Светлана Алексеевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
12. Современный этноспорт коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Прокопенко Виктор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Сургутского государственного педагогического университета (г. Сургут)
13. Знакомство с культурой народов Югры через изучение мансийского языка в общеобразовательной школе. Пятакова Алена Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Средней общеобразовательной школы № 1 имени Ю. Г. Созонова (г. Ханты-Мансийск)
14. Этнодифференцирующие свойства одежды обских угров Сподина Виктория Ивановна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)
15. Объекты историко-культурного наследия на территории природного парка «Кондинские озера» им. Л.Ф. Сташкевича, их разнообразие и использование в эколого-просветительских проектах. Тарасова Полина Алексеевна, студентка 2 курса Советского политехнического колледжа» (г. Советский) Беспалова Татьяна Леонидовна, кандидат биологических наук, заместитель директора Природного парка «Кондинские озера» им. Л. Ф. Сташкевича» (г. Советский) Дрокина Людмила Николаевна, преподаватель Советского политехнического колледжа (г. Советский)
16. Роль региональной составляющей в системе образования и воспитания современных школьников Тимощук Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания Белоярской средней общеобразовательной школы № 1» (пгт. Белый Яр) Ярочкина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Белоярской средней общеобразовательной школы №1» (пгт. Белый Яр)
17. Организация семейного трудового воспитания у обских угров Шаймарданов Рафис Хасанович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Сургутского государственного педагогического университета (г. Сургут)
18. Глиняная зооморфная скульптурка с Сутырской IV стоянки в Марий Эл: датировка и интерпретация находки, её западносибирские аналоги Шалахов Евгений Геннадьевич, экскурсовод Государственного бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» (Юрино)

 

Секция № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: