МАНОРИАЛЬНОЕ ПРАВО
Подобно феодальному праву отношений “сеньор—вассал” и зависимого землевладения, манориальное право отношений “помещик—крестьянин” и сельскохозяйственного производства тоже составило правовую систему. Разумеется, эти две системы были тесно связаны друг с другом. Обе они также, хотя и менее тесно,' были связаны с системами торгового, городского и королевского (общего) права, которые развивались одновременно. А все вместе эти системы были связаны с системой канонического права. Все они были составными частями комплексного структурного процесса — западной традиции права.
Манориальная экономика стала господствующей формой хозяйства в Европе только к середине XI столетия.. С одной стороны, в рамках племенной и деревенской структуры всегда было много свободных крестьянских семейных дворов, свободных в том смысле, что они не обрабатывали землю какого-то вышестоящего лица (за исключением работы по найму время от времени) и не были обязаны ему личной службой. С другой стороны, в европейском сельском хозяйстве того периода было широко распространено рабство. Многие рабы либо были потомками людей, захваченных в плен и обращенных в рабство германскими племенами, либо сами попали в плен в одной из войн, которые в Европе до XI в. велись почти непрерывно. Другие рабы были потомками рабов почившей Римской империи. Кроме того, в Европе в VIII — X вв., судя по всему, наблюдался стремительный рост числа рабов за счет захваченных франками на Востоке славян. Само слово “раб” в германских языках (англ. “slave”, нем. “Sklave”) отражает эти исторические события. А слово “Frank” стало, напротив, обозначать свободного человека. Многие рабы служили в домах своих хозяев, но большинство работало в поле. в этот период существенно возросли объективность и универсальность норм манориального права. В правовых отношениях между помещиком и крестьянином развился также элемент взаимности, хотя он был менее выражен, чем в феодальном праве, ведь в отношениях “помещик—крестьянин” не было присяги и понятия договора между помещиком и крестьянином о вступлении в пожизненную связь. Тем не менее крестьяне оказывали коллективное давление на помещиков с целью вытребовать более благоприятные условия труда. Полученные уступки имели силу пожалований, данных на взаимной основе и на условиях верности. Кроме того, манориальное право осуществлялось общим собранием членов манора, включая сервов, которые участвовали в судебном разбирательстве споров под председательством господского министериала, стюарда (управляющего). Наконец, манориальное право XI—XII вв., как и феодальное (хотя в меньшей степени), приобрело свойства целостной системы понятий и процедур, равно как и свойство развивающейся системы со способностью постепенного роста на протяжении поколений и веков.
|
В противоположность феодальному праву, однако, возникновение новой системы манориального права в XI—XII вв. было непосредственно связано с экономической борьбой классов. В то время как феодальное право регулировало главным образом отношения лиц внутри одного экономического класса, феодальной аристократии, манориальное право в основном регулировало отношения между богатыми и бедными, правителями и управляемыми, “администрацией” и “рабочей силой”. Это не означает, что манориальное право было просто навязано крестьянам; напротив, они отнюдь не были лишены мощных рычагов для защиты своих классовых интересов. В XI—XII вв. улучшение экономической ситуации дало крестьянам возможность настаивать на значительном облегчении их зависимого положения. Однако развитие новой совокупности права зависело от изменений не только в экономической, но и в правовой ситуации. Уже возникли или возникали те новые правовые понятия и институты, те новые взгляды на право, к которым обращались и помещики, и крестьяне в попытках разрешить столкновения их экономических интересов.
|
Решающее значение в огромном росте благосостояния, который произошел в конце XI — начале XII в., имело то, что прекратились наконец военные нападения с севера, востока и юга. А к концу XI столетия Запад достиг уже такой экономической мощи, которой хватило на снаряжение собственной военной экспедиции на Ближний Восток (первый крестовый поход, 1095 — 1099). Другим аспектом роста благосостояния стало движение за освоение и колонизацию новых земель. Повсюду в XI и XII столетиях европейцы вырубали леса, засевали пустоши, осушали болота и отвоевывали землю у моря — в Англии, Германии, Фландрии и других странах. Многие переселялись на славянские и мадьярские земли. Эти процессы связаны с ростом населения: после столетий отсутствия всякого роста или даже убывания населения, с середины XI до начала XIV в. население Франции подскочило примерно с 7 млн до 20, а население Англии — примерно с 2 до 3,5 млн человек. Кроме того, были сделаны важные открытия в технике, что привело к существенному росту сельскохозяйственного производства. Начиная с XI столетия расцветала торговля, большие и малые города вырастали по всей Западной Европе
|
Системы королевского права, получившие развитие в различных королевствах и княжествах Европы в XII и XIII столетиях, имели много общих черт. В то же время они имели структурное сходство с системой канонического права, действовавшего повсюду в западном христианском мире. В каждом королевстве или княжестве королевское и каноническое право дополняли друг друга таким образом, что можно говорить о них как о нераздельных частях единого правопорядка. И каноническое, и королевское право имели ограниченные компетенцию и юрисдикцию. Каноническое право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в результате совершения греха или нарушения веры; королевское право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в связи с правом сейзины на фригольд и с нарушением королевского мира. Каноническое право претендовало на юрисдикцию над духовными лицами и церковной собственностью, а также над мирянами, обвиненными в грехе и нарушении веры; королевское право претендовало на юрисдикцию над свободными землевладельцами и лицами, совершившими тяжкие преступления, а также по вопросам, прямо относившимся к короне и собственности короны. Компетенция и юрисдикция двух типов правовой системы в определенных пунктах пересекались, и между ними происходили конфликты. Однако в течение длительного времени они были способны сосуществовать более или менее мирно. Как каноническое, так и королевское право основывались на авторитете внешних источников права, из которых они стремились заимствовать объективность и всеобщность. Оба нашли такие источники в божественном праве и в естественном праве (разуме и совести). Кроме того, каноническое право опиралось на священные тексты, включая каноны и постановления, принятые церковными соборами, папами и другими властными инстанциями, тогда как королевское право в целом опиралось на королевские указы, которые, однако, были в общем гораздо менее разработанными, чем церковное законодательство. Обе системы также рассматривали обычай как важный источник права, хотя королевское право в гораздо большей степени опиралось на обычай, чем каноническое право. В области судебной процедуры каноническое право, как и многие системы королевского права, использовало свидетельства, полученные путем допроса под присягой. Однако английское королевское право опиралось на показания соседей, данные под присягой, с исключением из этого правила английских парламентов XIII в., заседавших
в качестве судов, и суда канцлера в XIV и XV столетиях. В том и другом случае парламенты и суд приспосабливали для своих целей каноническую судебную процедуру. Германские королевские (или герцогские) суды также опирались на объявленные под присягой глашатаями права действующие обычаи. Как каноническое, так и королевское право были систематизированы. Однако каноническое право было более систематизированным, чем возрожденное римское право, не являвшееся позитивным правом с какой-либо юрисдикцией. И хотя его часто называли “дополняющим правом”, даже там, где оно считалось действующим, оно никогда не составляло весь массив действующего права.
Каноническое право (подобно римскому праву) было университетской дисциплиной, “наукой”. Королевское право было ближе к обычному. В Англии, где сначала королевское право развивалось в первую очередь в рамках системы письменных юдициальных предписаний главную роль в постепенном расширении средств судебной защиты играла аналогия. По той же причине обобщение и синтез играли более ограниченную роль. Даже в XIV столетии, когда общее право стало изучаться и преподаваться в Судебных Иннах, большой акцент делался на его технических аспектах. Конечно, Глэн- вилл написал в 1187 г. прекрасную книгу по английскому королевскому праву, но это был в своей основе комментарий юдициальных предписаний в духе канонистских монографий о канонических формах исков а не трактат или “итог” Великолепный трактат Брактона в следующем столетии был значительно более содержательным и был назван “summa”, но он после нескольких поколений вышел из употребления, а достойных упоминания дополнений или замены ему не появилось. Различия в степени и характере систематизации двух типов права следует частично объяснить различиями в концепциях духовного и светского порядков. Светский порядок был по определению более хаотичным, дезорганизованным, лишенным цели по сравнению с духовным (церковным) порядком. Светский порядок больше всего нуждался в реформе и спасении. Конечно, светское право, помогая удовлетворить эту потребность, было подчинено разуму. Предполагалось, что оно является научным и систематизированным, оно должно было проверяться критериями справедливости и истины. Но оно было ближе к обычаю, чем каноническое право, и поэтому ближе к беспорядку и насилию. В то же время оно было больше связано формальностями.
В силу обеих причин — его обычного характера и его формального характера — светское право было более трудно систематизировать.
.Как королевское, так и каноническое право руководствовались не только этими тремя принципами — компетенции и ограниченной юрисдикции, опоры на внешние источники авторитета и осознание проводимой систематизации, — но, кроме того, и принципом осознанного роста в течение поколений. Оба вида права должны были быть не просто системами, но прогрессирующими системами. В каноническом праве это качество прогрессирующего движения выражалось в сознательно проводившейся политике преемственности законодательства, издававшегося церковными епископами и папами, а также судебных решений, принимавшихся папскими и другими церковными судами. Оно также находило выражение в сознательной преемственности преподавания и научного исследования. В различных системах королевского права принцип сознательного роста, или продвижения вперед, аналогичным образом выражался в преемственности преподавания и научного исследования. Наконец, как королевское, так и каноническое право выражали собой веру, что все право содержит в себе известные цели, определявшиеся как справедливость; эти заключенные в самом праве цели должны были служить руководством для толкования и применения правовых норм, хотя то и другое право не могло функционировать без норм, и в обоих было признано, что нормы должны составлять совокупность в смысле взаимосвязанной системы. Каждая система права рассматривалась в первую очередь как такой процесс создания, толкования и применения норм, чтобы реализовались заключенные в них цели справедливости.
Торговое право как самостоятельная корпоративная система в Западной Европе начала формироваться в XI-XII вв. Надо сказать, что возникновение торгового права есть свидетельство своего рода свершившейся торговой революции, которая по своему значению не уступает произошедшей позднее промышленной революции. Причины развития торговли весьма многообразны. Частично они перекрещиваются с причинами возникновения городов и городского права. Среди них наиболее важными являются следующие экономические, технологические, демографические, религиозные и политические факторы: *
1) расширение сельскохозяйственного производства; *
2) повышение производительности труда в сельском хозяйстве; *
3) рост сельскохозяйственной продукции; *
4) рост по этой причине населения в целом; *
5) появившиеся возможности у людей не быть жестко завязанными на сельскохозяйственное производство и заниматься торговой деятельностью; *
6) распространение христианской религиозной идеологии на многие регионы и обмен материальной продукцией с этими регионами; *
7) колонизация; *
8) военные завоевания и налаживание коммерческих отношений с завоеванными народами.
Предмет торгового права. Его составляют общественные отношения, участниками которых являются представители автономного и обособленного торгового сословия. Торговое право регулировало отношения внутри самого купеческого сословия. Кроме того, в сферу торгового права входят и отношения, складывающиеся в особых местах: на рынках, в портах, местах проведения ярмарок и др. Нормам торгового права уже начинают подчиняться все, кто становится участником торговых сделок, независимо от того, относятся ли лица к сословию купцов.
Растет и территория, охваченная торговой деятельностью. Если раньше торговые отношения складывались лишь внутри города, государства, то затем торговля выходит за их пределы и становится торговлей между городами-государствами. В отличие от городского права, которое было партикулярным, торговое право приобретает межгосударственный характер.
Сущность торгового права состояла в том, что оно выражало волю представителей купеческого сословия. Сначала интересы купцов не носили сугубо специализированного характера, и торговая деятельность часто включала и деятельность ремесленническую. Собственно сам производитель и думал, как лучше сбыть свою продукцию. Затем от производственной деятельности прочно отделяется деятельность, связанная с продажей товаров. Далее выкристаллизовывается деятельность по перевозке товаров. Особо стала просматриваться страховая деятельность и, наконец, деятельность по финансированию торговых операций. Однако все это было неразрывно связано с собственно торговыми операциями.
Метод торгового права. Говоря о методе правового регулирования торговых отношений, следует указать на одну главную его особенность. Положение субъектов торговых отношений характеризовалось принципом взаимности. Грубо говоря, принцип "ты - мне, я - тебе" был положен в их основу. Иначе, торговля предусматривает обмен сторон своими расходами и выгодами, а их равенство может быть и не всегда очень точное. Торговля невозможна без честного обмена, что означает необходимость: *
а) вступать в отношения без принуждения, обмана или злоупотребления; *
б) делить расходы пропорционально; *
в) не наносить вреда третьим лицам.
Содержание торгового права составляют нормы, регулирующие торговую деятельность.
Поначалу нормы торгового права разрабатывали сами купцы. Затем, когда объем торговой деятельности увеличился, то правотворческая функция перешла к ярмарочным комитетам, торговым судам, торговым представительствам в городах.
Во-первых, конечно же, купцов более всего интересовали вопросы взаимодействия между собой. Очень скоро пришло понимание того, что сложение сил может повысить успех в торговом деле. Но как при этом погасить эгоистические наклонности, присущие, как оказалось, многим из них? Это можно было сделать, только установив правила игры; в частности, образуя торговое товарищество, необходимо было оговорить основные параметры этого сообщества.
Во-вторых, оказалось, что конкуренция, возникающая между торговцами, может повергнуть любого, кто проявил оплошность в своем деле или что-либо не предусмотрел. Выработка правил, смягчающих конкуренцию, приносила выгоды многим купцам.
В-третьих, сделки по купле-продаже носили массовый характер, и было очень важно их типизировать, разработав правила ведения торговых операций.
И, наконец, в-четвертых, торговцы, чувствуя себя единым сообществом и справедливо полагая, что они люди в обществе отнюдь не бесполезные, очень были озабочены своим правовым статусом. В частности, они требовали себе привилегий. И таковые во многих городах им были постепенно предоставлены. Так, в частности, в ст. 41 английской Великой хартии вольностей (1215) говорилось, что все купцы пусть имеют свободу выезда из Англии и въезда в нее, и пусть живут в Англии, и путешествуют сушей и морем с целью купли и продажи, свободные от установленных законом сборов.
Городское право.
Городское право представляет собой важнейший признак городского самоуправления и свободы горожан: здесь исчезало деление на свободных и несвободных. Городское право — это совокупность правовых обычаев и требований городских статусов,жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины (коммуны во Франции, таунов и сити в Англии и штадтов в Германии) выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополчения.Важным признаком городского самоуправления считалось также получение от феодальных сеньоров (королей, герцогов, архиепископов) налоговых льгот и вольностей. По отношению к своему сеньору город был обязан нести определенные повинности — военную службу, участие в курии и суде сеньора и др.Источниками городского права можно считать местные обычаи и вольности, законы (хартии, жалованные сеньорами), статуты городских властей, решения городских судов, реципированное римское право, влияние ленного и канонического права, а также торговое, морское, вексельное и цеховое право. Последнее подразумевало обязательность вступления в корпорацию, обязанность соблюдения "заповедной мили" (запрет на производство конкурентного товара вблизи города), штрафы за нарушение "городского мира", принцип талиона при посягательстве на личность, но уже от имени коммуны. Городское право оказывало поддержку возникновению и развитию купеческого (торгового) права в рамках сотрудничества городов, таких, как ганзейские союзы (в позднем средневековье). Ганза — это средневековый городской союз с торговлей от Новгорода до Лондона. Это купеческое товарищество, организованное особым образом. Средневековые купцы были энергичными, воинственными и неутомимыми людьми, которые, однако, испытывали сильные притеснения со стороны других сословий и социальных групп. Им навязывались группы вооруженных охранников под видом защиты от грабителей и за дорогую плату. Всякое судно, претерпевшее крушение на берегу моря или реки, всякая повозка, колесо которой сломалось на улице чужого города, становились вместе с товаром собственностью владельца той территории, где произошло несчастье.В этой обстановке купцы нередко преследовали свои цели с оружием в руках. Ганза представляла собой слияние союзов двух родов, предназначенных именно для защиты своих интересов от притеснений. Они объединяли товарищества немецких купцов на чужбине (где носили названия гильдий или ганз), а у себя на родине представляли собой городские союзы. На их основе возникла Великая немецкая ганза. Ганзы немецких купцов были в Лондоне, Брюгге, Новгороде, на острове Готланд и других пунктах Балтики и Средиземноморья.
15. «Неуниверсальность права» как проблема философии права.-----
Теория естественного права принимает как очевидность веру в факты естественного закона, такие, как вера в сокровенное бытие человека, или Бога, или абстрактного разума. Однако подобные убеждения не являются такими всеобщими, или даже так широко распространенными, как хотели бы думать сторонники теории естественного права. Следовательно, подобные убеждения не дают надежды на то, что они станут основой для универсального подхода к решению некоторых проблем, или целостных программ, таких, как, например, проблема прав личности в нашем мире.