Методы физического воспитания.
Упражнения можно применить различными способами.
МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – способ применения физического упражнения. В зависимости от возраста занимающихся, задачи, учитель меняет способ применения упражнения.
2. Классификация методов
Изучите схему Классификация методов на странице 41в учебнике или в дополнительном файле.
К основным (специфическим) методам фв относят:
-игровой
- соревновательный
-метод строго – регламентированного упражнения – этот метод применяется чаще всего, в нем четко определены обьем, интенсивность, отдых, техника упражнения. Этот метод имеет большое количество разновидностей, рассмотрим какие из строго –регламентированных методов применяют для обучения техники и развития физ качеств.
3. МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.
Применяют для изучения техники.
К ним относят:
1. метод целостного обучения;
2. метод разучивания по частям (расчленнено-конструктивного упражнения).
Целостно – конструктивного упражнения.
Сущность метода целостного разучивания состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной форме, без разделения на части. Этим методом можно осваивать несложные упражнения. При целостном разучивании сохраняется структура движения и ее ритм, к недостаткам можно отнести возможное закрепление мелких ошибок. Метод имеет несколько вариантов, которые мы можем чередовать в зависимости от этапа обучения.
Варианты целостного метода:
· ИМИТАЦИЯ – воспроизведение упражнения точно по форме, но без усилия и должной скорости.
· ЦЕЛОСТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКОЙ ЧАСТЕЙ И ДЕТАЛЕЙ.
|
· ЦЕЛОСТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В УПРОЩЕННЫХ УСЛОВИЯХ - например, ведение на месте (под уклон, с легким снарядом, на малой высоте, перед зеркалом) – используют в начале обучения техники.
· ЦЕЛОСТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ - ведение бегом – для закрепления техники
· ЦЕЛОСТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В ВАРИАТИВНЫХ И УСЛОЖНЕНЫХ УСЛОВИЯХ -ведение в сочетании с финтами (из разных исходных положений, в комбинации, со различными противниками). Это вариант используется для совершенствования техники.
· МЕТОД СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ – в этом методе одновременно совершенствуется техника и развивают физические качества и способности. Чаще применяют на этапе совершенствования. Например, ведение с дополнительным отягощением.
Метод расчлененно – конструктивного упражнения.
Этим методом разучивают сложные, многофазные действия (метания с разбега, технику плавания и др). Технику разбивают на составные части и каждую часть разучивают отдельно. При использовании данного метода, количество ошибок уменьшается, но часто ученики утрачивают смысл, интерес (дети любят выполнять целостные движения)
Варианты метода расчлененного упражнения:
· Пофазное разучивание
o С последовательным разучиванием фаз – например, метание. Учат держать, замаху, бросковому движению.
o С нарушением последовательности – например, прыжок. Сначала учат приземлению, потом отталкиванию и в конце разбегу с отталкиванием. Часто учат, начиная с опасных или сложных фаз.
· Разучивание движений частей тела – так обучают в плавании. Учат не фазам, а движениям ног, затем рук.
|
· Вычленение детали для отработки - применяют для несложных действий, предварительно отрабатывая сложную деталь.
· Подводящих упражнений – подбирают похожее, но более простое упражнение.
Методы, регламентирующие нагрузку по объему, интенсивности и отдыху.
(развития физических качеств) стр.43- 45
Одно и тоже упражнение может воздействовать на различные физические качества. Для развития различных качеств необходимо изменить объем, интенсивность и отдых. В таблице представлены различные методы и примерные параметры нагрузки. Изучите таблицу, запомните объем, интенсивность и отдых, направленность на развитие физических качеств.
метод | Объем | интенсивность | отдых | Механизм энергообеспечения | субстрат | направленность |
Стандартно- непрерывного упражнения | от 5 мин, до часов | Стандартная 60 % | нет | аэробный | Гликоген, жиры | Аэробная выносливость |
Переменно - непрерывного упражнения | 5 – 40 мин | Меняется по ходу выполнения упр. 60 – 85 % | нет | Аэробный, анаэробный | Гликоген, | Виды выносливости |
Стандартно – интервального упражнения (повторный) | Чаще 10 – 20 сек, повторы до утомления 2 - 10 | Близка к максимальной 90 – 100 % | Чаще полный | анаэробный | Креатин фосфат | Сила, быстрота |
Переменно – интервального упражнения | 10 сек – 5 мин | Меняется по ходу выполнения упражнения: возрастает, убывает, варьирует | Чаще жесткий | анаэробный | Гликоген | Виды выносливости (скоростная, силовая), чаще анаэробная |
5. ИГРОВОЙ МЕТОД.
Двигательная деятельность организуется на основе сюжета, содержания, правил, условий игры. К основным чертам игры можно отнести:
|
· возможность комплексного и избирательного воздействия на физические качества;
· наличие в игре элементов соперничества и проявление значительных усилий;
· возможность импровизации и проявление интеллектуальных качеств (творчества, сообразительности, находчивости);
· соблюдение правил игры дает толчок к проявлению нравственных качеств (взаимопомощи, сотрудничества, сознательной дисциплины, воли, коллективизма, самостоятельности, инициативы);
· фактор удовольствия, позволяющий формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями.
К недостаткам игрового метода можно отнести: проблематичность в дозировании нагрузки и невозможность обучения в процессе игровой деятельности. В игру можно включать двигательные действия, доведенные до стадии навыка.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.
Сущность соревновательного метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. В соревновательном методе могут использоваться только те упражнения, которые доведены до стадии навыка.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований и как элемент организации урока.
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей;
- выявлять и оценивать уровень физической подготовленности учеников и качество владения техникой;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- воспитывать волевые качества.
6. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ.
Позволяют ставить задачу, управляют деятельностью учащихся на уроке, сообщают знания, оценивают результаты освоения учебного материала, оказывают воспитательное воздействие на учащихся.
В физическом воспитании применяют:
· лекция - последовательное, системное, всестороннее освещение темы;
· рассказ – общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии;
· описание – создает представление о деятельности, четкое раскрытие признаков и свойств предметов. Описание сообщает фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так надо делать.
· объяснение – характеризуется доказательством утверждений, логичностью утверждений. Зачем? Почему? Для чего?;
· беседа – вопросно-ответная форма изложения материала;
· разбор – беседа, проводимая после выполнения какого-либо действия;
· самоанализ –
· инструктирование – конкретное изложение предлагаемого задания;
· комментарии и замечания – оценка качества выполнения задания по ходу или сразу после его исполнения;
· распоряжение – дают для выполнения действия;
· команд а - имеет определенную форму, порядок слов и точное содержание;
· указания – вносят оперативные поправки в действия;
· просьба – вежливое распоряжение
· приказ.
МЕТОДЫНАГЛЯДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Зрительная наглядность.
Формирует зрительный образ:
· непосредственная наглядность;
· адаптированный показ – замедленный, пофазный, сопровождаемый комментариями. Облегчает восприятие упражнения,
· опосредованная наглядность – использование рисунков, видео-, схем, таблиц, моделей, фотографий, кинокольцовок;