Золотой век. Образование. Ал1 создал единую систему образования – Положение от 03г. ЦПшколы-уездные училища-гимназии-ун-ты(6шт) 19г-воссоздан СПбУ. 11-Царскосельск.лицей. При Ник1 Технологич.институт в 28г, Училище гражд инженеров. Система пансионов. При Ник1 усилился сословный хар-р – новый ун-кий устав 35г – ликв автономия. Наука. Кругосветка Крузенштерна в 03-06, Беллинсгаузен и Лазарев – в20г Антарктида. 45-Рус.Географ.общество. Матеем – Лобачевский, Чебышев – теория чисел. физика – Петров(гальванич.батарея, электрич.дуга), Ленц, Якоби (гальванопластика), медицина – Пирогов, 39г-Пулковская обсерватория. История – Карамзин и Гос.школа. Лит-ра – сентимент (Карамзин, Жуковский) – романтизм – реализм(натур.школа). в 30е расцвет журналистики - //Рус.Вестник(Шишков), Телескоп(Надеждин), Северная пчела (Греч), с 36 Современник. Издатели – Плавильщиков, Смирдин. Театр – связан с лит-рой – ставили Гоголя, Крылова, Грибоедова, Мушкина. 25г-Большой Театр, 32-Александринка. Актеры Щепкин и Мочалов. Музыка – романсы – Алябев, Жилин, Варламов. Опера – Глинка(Жизнь за царя, Руслан и Людмила), Драгомыжский. Архитектура – классицизм. Ансамблевая система. Захаров, Воронихин, Тома де Томон, Стасов(Царскосельский лицей), Росси(Гл.Штаб, Александринка, Сенат и Синод), Монферан, Штакеншнейдер. Тон в москве. Скульптура – Орловский – Кутузов и Барклай, Клодт, Мартос. Живопись. Романтизм преобладает. Историч. Живопись – Иванов, Брюллов (Послед.день Помпеи, Осада Пскова С.Баторием). Портрет – Кипренский, Тропинин. Пейзаж – Айвазовский, Быт – Веницианов (Гумно, Захарка, На Жатве) Реализм – Федотов.
Архитектура
Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация – возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох. Одна из разновидностей – псевдорусский стиль. Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А. А. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А. А. Семенова и О. В. Шервуда (Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля характерно широкое использование декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов. Также – русско-византийский стиль. Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф. О. Шехтеля (особняк С. П. Рябушинского 1902 г.).
|
Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре II половины XIX в. было появление нового типа зданий – так называемых доходных домов, т. е. многоквартирных, как правило многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем. Большое влияние на творчество архитекторов оказала возможность использования новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона, позволявших перекрывать без дополнительных подпорок большие площади, смелее моделировать распределение архитектурных масс и т. д.
|
Литература
Вторая половина XIX в. – ведущее направление в русской литературе – критический реализм. 60-70-е гг. – время наибольших достижений русского классического романа (Тургенев, Толстой, Достоевский, Гончаров). 1860-е – время развития демократического романа (Чернышевский – «Что делать?», Н.Г.Помяловский – повести «Молот» и «Мещанское счастье»). Поэты: Н.Некрасов – тема народной жизни, Фет и Тютчев – лирическое направление. Конец 19-начало 20 вв. – этот период получил название «серебряного века» русской литературы. Критический реализм – продолжал работать Толстой, также Чехов, В.Короленко. Значительным явлением в развитии реалистического направления стали произведения Л.Андреева, И.Бунина, А.Куприна. В 1890-х гг. начал свой путь М.Горький – сначала для него были характерны любви, воспевание свободного человека; затем – переход к теме пролетариата. 1890-е гг. – появляется новое направление в литературе – символизм. Поэты-символисты противопоставляли свое творчество «пошлому» реализму, выступали за искусство ради искусства. Символисты: К.Бальмонт, З.Гиппиус, Ф.Соллогуб, А.Блок, Андрей Белый. Символизму противопоставляло себя другое модернистское течение – акмеизм (греч. «акме» - цветущая пора). В отличие от символистов провозгласили культ реального земного бытия, но при этом в творчестве старались обходить социальные проблемы. Представители акмеизма – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. В одно время с акмеизмом (1910-12 гг.) возникает еще одно направление – футуризм (провозглашал революцию формы, независимо от содержания, свободу поэтического слова). Футуристы предлагали отказаться от литературных традиций. Представители: В.Хлебников, В.Маяковский, братья Бурлюки, Игорь Северянин. Крестьянское направление в поэзии – С.Есенин.
|
Живопись
1860-е – социально-бытовой жанр – основное направление (В.Перов). 1863 – «бунт 14» - выпускники АХ отказались писать дипломные работы на заданные начальством темы – досрочный выход из АХ – впервые произошел такой открытый разрыв с официальным искусством. Возникло новое направление – ведущее в этот период – «передвижничество» (1870 г. – образовалось Товарищество передвижных выставок). Передвижники: И.Крамской, В.Петров, А.Саврасов, Н.Ге, И.Репин, В.Суриков и др. Начало 20 в. – продолжали работать передвижники (реализм) – Васнецов, Репин, Суриков, Левитан. Но возникали и новые направления. Сторонники модернизма объединились в «мир искусства» (конец 1890-х). В это объединение входили художники разных стилей (лидер А.Бенуа) – Кустодиев, Врубель, В.Серов, К.Сомов, Н.Рерих, Е.Лансере. Еще одно новое направление – абстракционизм (Кандинский, Малевич).