Обучение правильной осанке при стоянии и ходьбе.




Профилактика нарушений осанки.

 

Для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке за столом.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.
  5. Включать в утреннюю гимнастику и физ. занятия упражнения, направленные на формирование осанки.

 

Правильная посадка ребёнка за столом.

Сидение за столом связано со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы за столом нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен:

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170. Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

 

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

 

Подбор мебели.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, в первую очередь касаются размеров столов и стульев. Наименее утомительна поза сидя возможна только при соответствии размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья составляет 2/3 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (в обуви). Длина голени измеряется от подколенной впадины. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если ребенок сидит за более высоким столом, чем требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% детей.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом (соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула):

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

При завышенной дистанции спинки стула ребенок лишен возможности использовать спинку как дополнительную опору. В этом случае центр тяжести туловища смещается вперед –ребенок наклоняется над столом, сутулится. При недостаточной дистанции спинки крышка стола упирается в грудную клетку, нарушаются дыхание и кровообращение, поза становится неудобной, развивается утомление.

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть только отрицательной, т. е. край стула должен заходить под за край стола на 4 см.

 

Дистанция сиденья:

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

 

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. Если стул отодвинут от стола (положительная дистанция), ребенок вынужден тянуться вперед, поза становится неудобной, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи, прогрессирует утомление.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

 

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову.

Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

 

Оптимальная дифференция (рис.1)определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3-4 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Заниженная (рис.2) или завышенная (рис.3)дифференция вынуждает ребенка опускать или поднимать правое плечо во время работы за столом (рисование, лепка), что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до крышки стола.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей принята ростовая шкала, на основе которой разработаны стандарты на мебель по ГОСТам

(с соответствующей маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым рисунком (кружочек, квадрат, треугольник) или цветом (красный кружок, зеленый, синий кружок). Это необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе необходимо иметь мебель не менее 3-х размеров. Два раза в год мед.сестра и воспитатель осуществляют контроль за рассаживанием детей (на основании измерений роста ребенка). У воспитателя должен быть список, где указано, какой размер мебели закрепляется за каждым ребенком.

 

Обучение правильной осанке при стоянии и ходьбе.

Надо научить детей следить за своей осанкой, правильно держать своё тело. Взрослый должен рассказать и показать, как правильно держать тело при стоянии и ходьбе.

 

 

Рекомендуется такой способ: ребёнок должен встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Ребёнок должен почувствовать и зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Если в течение дня дети будут 3-4 раза стараться удерживать такую позу несколько секунд (сначала по предложению воспитателя, далее по напоминанию, а затем путём самоконтроля), то это благоприятно отразится на осанке детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: